Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 28. Чтобы уроки были не в тягость





 

Ох, уж эти уроки! Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми! Это одна из самых распространен­ных родительских жалоб, звучащих в кабине­те психолога.

— Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытье. А когда нако­нец заставишь сесть за письменный стол — начинает отвлекаться, считать ворон, обманы­вает, говорит, что ничего не задано. Замучи­лась я с ним! — сетует мать.

— Ну да! Прямо наваждение какое-то. Ког­да в школу поступал, учителя говорили: «Спо­собный мальчик». А сейчас только задачник по математике откроет — и сразу лицо тупое, глаза стеклянные. Элементарных вещей не знает! — вторит ей отец.

И, конечно, рефреном звучит вопрос:

— Что делать? Как воспитать в ребенке чувство ответственности?

Но любое лекарство, в том числе психологи­ческое, можно прописать, только правильно установив диагноз. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

 

В чем же дело?

Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкно­венная лень. Но зачастую тот же самый «ле­нивый» ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду и даже пол, пы­лесосит квартиру, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени, а в чем-то другом?

Да. Чаще всего за подобной «псевдоленью» скрывается ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ НЕУДА­ЧИ. Страх настолько сильный, что он затума­нивает разум, мешает ребенку сосредоточить­ся, хаотизирует его поведение. Причем ребе­нок, в отличие от взрослого, далеко не всегда отдает себе отчет в том, что с ним происходит. И от этого хаотизируется еще больше.

А иные дети, наоборот, от страха заторма­живаются, частично или полностью отключа­ясь от происходящего. Вид у них при этом бывает отрешенный, почти безмятежный, хо­тя никакой безмятежностью там, конечно, не пахнет.

Родители приходят в бешенство. Им кажет­ся, что ребенку на все наплевать: и на оцен­ки, и на замечания учителей, и на мамины крики. И даже на папин ремень! На самом же деле ребенок очень глубоко травмирован школьными неудачами. Только выражается это не так откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. И, если вовремя эту трав­му не устранить, у мальчика или девочки мо­жет развиться так называемый «школьный невроз», чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболева­ниями.

Поэтому родителям следует запастись тер­пением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Даже если, по вашему мнению, они вполне способны делать их самостоятельно. Поверьте, как только ребята смогут управить­ся без вашей помощи, они непременно от нее откажутся! Всем детям доставляет огромную радость сознание, что они, наконец, «и сами с усами». Никому не нравится чувствовать се­бя недотепой и неумейкой. Но трудности, ко­торые испытывает ребенок, часто бывают не объективными (нарушения мышления, пони­женная концентрация внимания, дизграфия и т. п.) а субъективными (психологическими). Людям же, не сведущим в детской психоло­гии, может казаться, что это просто капризы.

Вот очень типичный случай. Девятилетний Сеня, на первый взгляд, совсем не волновал­ся из-за того, что его грозятся выгнать из школы. В классе он считал ворон, дома все время просиживал перед телевизором, уроки делал под страшным нажимом. И при этом с его лица не сходила улыбка! Сеня улыбался всегда: и когда его ругали, и когда ставили двойки. Только при виде папиного ремня Сеня моментально серьезнел. Но ненадолго.

— Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают окружающие! — в один голос повторяли мать с отцом. Мы от стыда не знаем, куда глаза девать, а он улыбается, как будто ему вкусных пряников дали!

Однако именно эта застывшая, приклеенная улыбка была явственным сигналом неблагопо­лучия. Сенино лицо не походило на лицо жи­вого мальчика. Это была маска, под которой скрывался страх. Выяснилось, что в первом классе Сене с большим трудом давалось пись­мо. Делая уроки, он развозил в тетради жут­кую грязь. А мама, у которой тогда случились неприятности на работе, раздражалась, крича­ла и несколько раз даже отхлестала его тет­радкой по щекам.

В результате при одном упоминании об уро­ках ребенок впадал в ступор. К третьему клас­су эта патологическая реакция стала для него привычной. Хотя, вообще-то, мальчик был сообразительный, тянулся к чтению, и любые задания, не связанные со школой, выполнял быстро и с удовольствием.

Страх перед школой был настолько силен, что даже в игре, когда вроде бы все происхо­дит понарошку, Сеня не мог изобразить учи­тельницу. Да что там учительница! Показывая на куклах, как он просто сидит на уроке (не отвечает у доски, не пишет контрольную, а просто сидит за партой!), Сеня начинал заи­каться. А мама три года в упор не видела его страхов, считая, что он выкаблучивается, не желая делать уроки самостоятельно. И только к середине занятий по нашей методике нача­ла что-то понимать.

А порой ребенок испытывает вполне ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ, но без под­сказки специалиста родители этого распознать не могут. К примеру, однажды ко мне обратился папа десятилетнего мальчика с жалобой на то, что сын постоянно отлынивает от заня­тий по математике. Отец считал Пашу лоды­рем и, естественно, сердился. Однако во вре­мя психологических занятий обнаружилось, что у мальчика не все в порядке с логическим мышлением, так что «патологическая лень», на которую жаловался отец, была совершенно ни при чем. После цикла специальных заня­тий, направленных на развитие логического мышления, трудности с решением математи­ческих задач снялись, и ребенок стал учить­ся нормально.

Третья распространенная причина отказа делать уроки — это ЖЕЛАНИЕ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ВЗРОСЛЫХ. Обычно подобную реакцию дают дети, склонные к де­монстративности. Вообще-то, они очень зави­симы от родителей и повышенно нуждаются во внимании и ласке. Но в силу характера не выражают своих эмоций прямо, а начинают упрямиться, вредничать, вести себя вызываю­ще. Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и пони­мают, что школьная неуспеваемость — это чуть ли не единственный способ вызвать бес­покойство взрослых.

— Когда все нормально, мама меня не за­мечает. У нее слишком много дел, — честно признался двенадцатилетний мальчик, мать которого жаловалась на то, что сын не садит­ся днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер «тянет резину», не давая ей ни минуты покоя.

Угрозы и наказания в данном случае тоже неэффективны.

Ведь по сути получается, что ребенка нака­зывают за его жажду любви. Поэтому преж­де всего надо окружить сына или дочь теплом и заботой. Даже если вам кажется, что они получают все это с лихвой, их поведение сви­детельствует об обратном. В конце концов, у разных людей разная потребность в ласке!

Когда ребенок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спин­ке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Помните: в подобных случаях детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Поэтому главное — не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с детьми за письмен­ным столом. Кто знает? Может быть, именно эти мгновения запомнятся им на всю жизнь как что-то самое важное, драгоценное.

Когда же дети перестанут сомневаться в вашей любви, пообещайте, что, если они быс­тро и хорошо сделают уроки, вы с ними зай­метесь чем-нибудь интересным, например, по­играете в настольную игру или почитаете вслух. Для детей, которым не хватает обще­ния с близкими, это самый лучший стимул.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.