|
Куда мы всегда возвращаемся.Стр 1 из 13Следующая ⇒ А. Монтерлан Предисловие
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи. Литература по психологии брака чаще всего лишь дополняет информацию об этих сторонах семейной жизни, либо в ней рассматриваются различные виды оказания психологической и психотерапевтической помощи семье. В этой книге изложены вопросы, связанные с характеристикой основных функций, структуры и типологии семей, рассмотрены психологические особенности современной российской семьи. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми еще до вступления в брак, а затем тиражируются в процессе совместной жизни, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни. Отсюда — психологическая неподготовленность к их обсуждению и конструктивному разрешению. Этому вопросу в книге уделено особое внимание. Как адаптироваться молодым супругам к условиям совместной жизни, организации семейного быта и семейной экономики, распределения семейных ролей? Как решить проблему взаимоотношений молодоженов с родительскими семьями? Как освоить новые роли отца и матери? Этому посвящены специальные разделы книги. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. Молодым супругам удалось бы избежать многих «сюрпризов» в начальный период становления семьи, если бы они знали об этих проблемах и были психологически готовы их принять, чтобы избежать нежелательной деструкции в семейных отношениях. С самых первых шагов супружеской жизни следует помнить, что разный подход к решению жизненных проблем — это не повод для создания конфликтных ситуаций. Если же конфликт все-таки назрел, необходимо, не усугубляя ссору, без лишних эмоций разрешать его. Молодая семья — это особое состояние двух душ, когда верится, что завтра будет лучше, чем сегодня, все трудности легко преодолимы, а счастье — навеки. Этого и хочется пожелать своим читателям в супружеской жизни. Пусть им удастся успешно справиться со всеми жизненными проблемами и определить правильные пути к разрешению недоразумений в своей семье. Возможно, книга хоть в некоторой степени поможет найти ответы на трудные психологические вопросы о том, как сделать семью устойчивой. Особенно это касается тех, кто познал горечь супружеских измен, опрометчиво принял решение расстаться со своим брачным партнером, забывая о том, что есть еще дети, которые не виноваты в увлечениях и разочарованиях своих родителей. И если все-таки единственным выходом из создавшейся кризисной ситуации в семье является развод, помните, что второй раз вступить в брак гораздо труднее (особенно женщине). Кроме того, в повторном браке есть свои сложности, которые связаны с налаживанием отношений не только в супружеской подструктуре, но и в установлении взаимоотношений с детьми своего избранника от первого брака. Следует запомнить одну мудрую мысль А. Моруа: «Удачный брак — это строение, которое всегда нужно реконструировать». Счастливая семья — это усилия и еще раз усилия, неустанная работа души и ума, которые необходимо прилагать обоим супругам постоянно, не забывая ни на минуту о том, что вознаграждением за них будут эмоциональное тепло, поддержка, забота и взаимопонимание в семье.
Эту книгу я посвящаю любимой внучке Полинке, чье появление на свет наполнило мою профессиональную и семейную жизнь новым смыслом.
Семья и её основные функции
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно. О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, — преступление. «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». При этом немаловажное значение имело то, как молодые люди, особенно женщины, подготовлены к семейной жизни. По мнению Платона, они должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать воинскими навыками. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек берет жену, или в какую семью родители отдают свою дочь. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии алкогольного опьянения, так как это чревато тяжелыми последствиями для будущих детей. О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья — неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой — семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье. В то же время семья не является простым набором индивидуумов, каждый из которых занимается своими делами. Это сложное социальное образование, каждый член которого одновременно является и неповторимой личностью, индивидуальностью, и составной частью единого целого — семейной группы. В свою очередь, эта группа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не случайно исследованием ее проблем активно занимаются философы, социологи, этнографы, демографы, правоведы, историки, экономисты, психологи, педагоги, медики. Кроме того, она привлекает внимание исследователей таких областей научного знания, которые, на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения. Физики пытаются объяснить особенности развития семьи с помощью законов термодинамики. Химики ищут биохимические основы счастливой и несчастливой любви, выделяют специальные «запахи любви», которые облегчают процесс установления контактов между мужчиной и женщиной, создания и сохранения семьи. Математики с помощью ЭВМ рассчитывают оптимальную стратегию поведения в супружеской паре и в любовном треугольнике. Литература и искусство пытаются помочь людям найти рецепт семейного счастья. Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно-брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Знакомые слова об «ячейке общества» встречаются именно в этом определении: семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности. Итак, семья — это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Кроме того, семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий. В качестве иллюстрации того, что семья — это необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только в зависимости от изменяющихся общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека, являются приведенные югославским писателем Б. Нушичем суждения представителей разных профессий о браке. Историк: «Брак — это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется побежденному». Литератор: «Брак — это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего — с неожиданным концом». Физик: «Брак — это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие». Химик: «Брак — это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части». Врач: «Брак — это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этих случаях не помогает, так как только ухудшает состояние больного». Прокурор: «Брак — это временное примирение двух враждующих сторон». Железнодорожник: «Сначала — поезд для увеселительных прогулок, спустя некоторое время — пассажирский поезд, а потом невыносимый товарный. Столкновение почти всегда происходит на разъездах». Продавец в книжном магазине: «Это книга, которую с увлечением читают только в первом издании, а когда она устаревает и становится классической, то теряет всякую ценность». Телефонистка: «Брак — это разговор двух абонентов, которые хорошо слышат друг друга лишь до тех пор, пока какие-нибудь внешние причины не нарушат связь или, что случается чаще, пока в разговор не вмешается третий» Важнейшими интегральными характеристиками семейной группы являются ее функции, структура и динамика. Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций и их иерархия. Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|