|
VI. АГРАФИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМАПисьмо является сложным психическим процессом, который нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия разной модальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность поведения (намерений, внимания и др.) — с другой. Известно, что генез письма и чтения отличается от генезиса устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушения или несформированность письма и чтения у детей младшего школьного возраста будут иметь механизмы нарушения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстановления разные для устной и письменной речи. Письмо и письменная речь требуют для своего формирования и развития абстракции; письмо, писал Л.С. Выготский, есть "алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности. [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. Изд. АПН РСФСР, 1956. С. 267.] Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят сложный системный характер, их причины могут лежать в сфере нарушения не столько элементарных психических процессов моторики, графомоторных координации, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления. Тем не менее, аграфию у детей нередко все еще рассматривают только как речевое нарушение и методические разработки также встречаются нередко только вербального характера. Письмо и письменная речь играют значительную роль в развитии ВПФ и в целом — поведения. Ребенок научается в школе, в частности благодаря письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действиями и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере произвольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования и письма. В психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей: 1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. 2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия: — зрительно-пространственного гнозиса; — слухо-пространственного гнозиса; — сомато-пространственных ощущений; — знания и ощущения схемы числа; — знания и ощущения «правого» и «левого». 3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий (т.е. разных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой. 4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. 5. Важной является и Сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения. Этот краткий анализ показывает, насколько сложным является строение письма и насколько разными по структуре и содержанию являются этапы его формирования. Все это ведет к тому, что письмо может быть не сформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную топику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования. Существуют 3 вида аграфий: 1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афазии — моторная (афферентная и эфферентная) и сенсорная (поражения заднелобных, нижнетеменных, верхневисочных зон мозга). 2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме нарушения восприятия — зрительного, пространственного, оптико-пространственного (поражение теменно-затылочных и затылочных отделов мозга). 3. Аграфии, как нарушения (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов (дисфункция коры лобных зон левого полушария мозга). Таблица 17.
Дополнительные тесты.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|