|
ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Таблица 20.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
|
|
|
|
| 1. Понимание рассказов: содержания, смыслов, морали
| Рассказы: «Галки и голуби», «Лев и мышь», «Муравьи и голубка»
| Внимательно послушай рассказ и скажи, в чём здесь дело, в чём смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа.
| Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении обобщенного мышления.
Ошибки могут из-за нарушения внимания. Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести текст, исключая запоминание: дать прочитать ребёнку рассказ по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов мозга, т.е. о нарушении запоминания.
| 2. Решение математических задач.
| 1.Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько молока она тратит за неделю?
2.На заборе сидели птички. К ним прилетело ещё 5 птичек и их стало 12. сколько птичек сидело на заборе сначала?
3.На столе лежали яблоки, 5 из них съели и осталось 9 яблок.
| Повтори задачу. В чём вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему.
«Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос». Если ребёнок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов, какой из них подходит к этой задаче:
а) сколько яблок осталось?
Б) сколько яблок привезли из магазина?
|
Нарушения решения задачи могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, из-за нарушений арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления и она возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребёнок понимает отдельные предложения, повторяет условия, но не понимает задачи, не понимает в чём вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связана с дисфункцией лобных долей мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный конечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лобных систем мозга
| 3. Подбор противоположных понятий:
а) пассивный вариант
б) активный вариант
| Тёплый - …
Зимний - …
Большой - …
Дорогой - …
Низкий - …
Слабый - …
| 1) придумай слово, противоположное по содержанию. Например, глупый - умный.
2) придумай самостоятельно, 2 пары противоположных по значению слов (например, толстый – тонкий)
| Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку.
Исследуется самостоятельное выделение признака.
| 4. Выбор из альтернатив. Аналогии
| Написаны слова: лошадь, жеребёнок, корова.
?
(пастбище, молоко, телёнок)
| Найди среди слов, относящихся к корове, которое подходило бы к ней так же, как «жеребёнок» к «лошади»
| Исследуются понимание отношений, выделение признака и перенос признака.
| 5. Классификация по:
а) самостоятельно выделенным признакам;
б) по заданным признакам
| Предметные картинки
|
а) разложи картинки на группы, назови эти группы;
б) раздели картинки:
1) на живые и неживые;
2) что едят и что не едят и т.д.
|
Исследуются процессы анализа и синтеза
Исследуется уровень обобщения
|
ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА
Число является объективной характеристикой всех предметов окружающего мира. Число и счет являются продуктом человеческой культуры и связаны с появлением торговли, землемерения. Исследования многих психологов дают возможность понять всю сложность строения числа и счетных операций и тот путь, который они проходят в онтогенезе.
В этих исследованиях показана значительная роль пространственного восприятия в понятии числа, в его структуре и в протекании счетных операций. Счетные операции и понятие числа у детей долгое время носят наглядно-действенный характер, а при пересчете элементов долго еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь постепенно эти развернутые внешние операции с предметами и числами и их размещение в пространстве свертываются и замещаются отвлеченным арифметическим мышлением. Однако и на этих стадиях формирования числа и счетных операций они продолжают сохранять пространственные компоненты.
Наши собственные исследования нарушения счета и счетных операций, возникающих при поражении мозга, показали важную роль пространственного фактора - восприятия и представлений - в формировании понятия числа и счета у детей. Все исследователи указывают на связь числа с пространственным восприятием, а также и с высшими формами анализа и синтеза.
Что же такое понятие числа? Понятие числа может быть обусловлено по крайней мере четырьмя составляющими: непосредственным представлением количества, стоящего за числом, положением его в системе других числовых знаков, т.е. его положением в разрядной сетке (место в ряду цифр, составляющих число, и место в классе), осознанием внутренней связи числа с другими числами, пониманием сложной связи числа с речью. Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка настоящему счету как психическому процессу и счетным операциям, и здесь возможна подмена формирования понятия числа и процесса счета простыми ассоциативными связями, что часто наблюдается в школе при неправильном обучении арифметике. Если же будет сформирован психический процесс счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется, то в нужный момент этот процесс может развернуться по своему составу операций, что приведет в критический момент к правильному решению арифметических действий.
Число и счетные операции могут нарушаться или неполноценно формироваться по разным причинам: из-за дефектов пространственного восприятия, из-за несформированности взаимодействия числа и речи, из-за дефектов в наглядно-образных операциях, из-за дефектов целенаправленности поведения и организации деятельности счета и т.д. Всякий раз возникают разные формы акалькулии, которые необходимо точно квалифицировать, найти фактор, лежащий в основе дефекта или трудностей формирования счета, и только на этой основе может быть разработана адекватная природе дефекта методика восстановления или формирования понятия числа и счетных операций. Все обозначенные дефекты возникают при патологии разных зон мозга и отличаются разными и специфическими ошибками.
Таблица 21.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
|
|
|
|
| 1. Простой счёт:
· Единичный;
· группами
| Даются нарисованные точки
| Сосчитай сколько здесь точек. Сосчитай группы точек
| Исследуется простой поединичный счёт и счёт по группам
| 2. Чтение:
а) простых чисел и цифр;
б) сложных;
в) сравнение чисел
|
6, 5, 1, 4, 7;
78, 87, 99, 66, 105, 150, 91, 19, 120, 102, 1200, 120000;
99-66, 19-91, 150-105 и др.,
|
Назови это число, теперь это и т.д.
Какое число больше (меньше)?
|
Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа,.
Исследуется понимания разрядного строения числа
| 3. Письмо под диктовку простых и сложных чисел
| Любые числа: «пять», «двадцать один», «сто пять»
| Напиши число, которое я тебе скажу.
| Исследуется связь речи с представлением числа, речевая организация числа.
| 4. Разрядное строение числа
| а) 15, 25, 30
б) 105, 315, 117
| Покажи где единицы, а где десятки;
Покажи сотни, единицы, десятки
| Исследуется разрядное строение числа
| 5. Разрядное строение числа, нахождение цифры в разрядной сетке
| Разрядная сетка
| Напиши число 15 и поставь десяток – 1 и единицы – 5 в нужные клеточки.
Теперь также в клеточках напиши числа 38, 150, 1541, 1051
| Исследуется понимание разрядного строения числа, понимание места сотен, десятков, единиц в числе.
Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия
| 6. Тест на пространственное восприятие
| Римские числа: IX, XI, VI, XIX, XXI
| Какое число больше, какое число меньше?
| Исследуется пространственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфункции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия
| 7. Счётные операции
| Пример без знака арифметического действия:
2? 5 = 10
10? 2 = 5
10? 2 = 12
10? 2 = 8
| Поставь нужный арифметический знак. Образец: 2 х 5 = 10
| Исследуется понимание арифметических действий, счёта в уме. Нарушения возникают при дисфункции лобных и теменных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса
| 8. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток
| Сложение и вычитание: 11+3, 8-5, 11-2, 15+7 (постепенно усложнять задание)
| Сложи, вычти. Вычти, сложи
| Исследуется пространственная ориентировка в счётных операциях. Нарушение возникает при патологии теменно-затылочных отделов. Все эти дефекты входят в синдром пространственной и оптико-пространственной агнозии. Первичная акалькулия
| 9. Оптическое восприятие чисел и цифр
| Цифры, сходные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7
| Назови эти цифры
| Трудности в опознании этих цифр и чисел связаны с дисфункцией затылочных отделов мозга и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|