Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС





Восприятие пространственных отношений и ориентиров человека в пространстве является одной из самых комплекс­ных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней. На первых этапах практической деятельности ребенка в состав про­странственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Пространственная ориентировка связана с выде­лением в пространстве правого и левого, сзади и спереди, и все это вместе связано и с речью. Ориентировка в простран­стве поэтому может нарушаться при поражении различных факторов, но основные ее формы возникают при поражении зоны совместной работы этих анализаторов, это зона ТРО (Temporalis — Parientalis — Occipitalis), т.е. височно-теменно-затылочного.

Анализируя пространственное восприятие у ребенка, надо точно анализировать ошибки, чтобы найти соответствую­щий фактор. То же самое относится и к пространственному праксису, и к нарушению письма, чтения и счета. Особое внима­ние при обследовании этой функции следует обратить на со­хранность или поражение взаимодействия тех анализаторных систем, совместная работа которых и реализует пространствен­ное восприятие; поражение взаимодействия этих анализаторов, а не их изолированное поражение может оказаться фактором, ведущим к пространственной агнозии у детей.

 

Таблица 7.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Узнавание времени на схематических часах. Нарисованные схематические часы без циферблата. «Скажи, сколько времени на этих часах» (задача – узнавание). Ошибки в этих тестах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. с временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария).
2. Установка стрелок на часах по образцу. Тот же. «Поставь стрелки часов точно, как у меня» (дается образец). Исследуется пространственное восприятие.
3. Установка заданного времени. Тот же. «Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось «без 15 три», «25 седьмого» и т.д.» (задача – восприятие речи). Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием.
4. Узнавание и называние римских чисел. Пространственно-ориентированные числа IX, XI, IV, VI. «Узнай и скажи, какое это число» (предъявляется одно число). Ошибки в оценке пространственно-ориентированных букв и цифр – это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов как левого, так и правого полушария мозга.
5. Узнавание и название арабских чисел. Пространственно-ориентированные арабские числа 6, 9, 66, 99. 1. «Назови эти числа» (предъявляется одна цифра или одно число). 2. «Покажи такое же число». То же.
6. Узнавание и называние букв. Пространственно-ориентированные буквы. Ф-В, p-b, d-б, З-Э. «Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них не правильно». То же.

 

Здесь представлено несколько тестов (проб), их количест­во можно сократить до двух (1 и 2). Правильное или ошибоч­ное их выполнение дает достаточную информацию для пони­мания состояния этого психического процесса, и если есть его нарушения, то и о мозговой зоне неблагополучия.

СОМАТО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС

Таблица 8.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Показ частей своего тела.   «Покажи свою правую рук, ногу, глаз, ухо». «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо». Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве, т.е. сомато-пространственное восприятие. Нарушение в этих пробах могут говорить о дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария.
2. Показ правой (и левой) рукой, указанных педагогом предметов.   «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой рукой лист бумаги». То же.
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны.   «Раздели линией (карандашом) лист бумаги на 2 части – левую и правую. Отметь правую сторону красным крестиком, левую – синим». То же.
4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции.   «Рисуй на правой стороне круги, а на левой – треугольники, после того как я тебе: 1. покажу круг или треугольник; 2. скажу «круг» или «треугольник»». То же.
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов – справа или слева.   «Дорисуй: - у собаки левое ухо; - у девочки правую руку; - у стола левую ножку и т.д.» То же.
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки.   «Назови этот палец, теперь – этот» и т.д. «Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня…» Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестической афазии, а нарушение узнавания – в синдроме агнозии поражения теменно-затылочных отделов левого и правого полушария.

 

ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС

Таблица 9.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету. Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета; карандаши. 1. Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета. 2. Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки. 3. Скажи, какого цвета эта фигурка. Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица, и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария.

 

III. ПАМЯТЬ

ОБЩАЯ ПАМЯТЬ

В третьем и четвертом разделах обследуются память и внимание. Исследование памяти является важным для пред­ставления о состоянии не только познавательных процессов у ребенка, но и речи, формирование и развитие которой тес­но связано также и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухоречевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения.

Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, "общего поведе­ния", регуляции деятельности. Исследования показывают, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании по­ведения ребенка, собственной его организации, мотивов по­ведения. Спиноза писал, что намерение — есть память.

Однако роль памяти в психической деятельности, в ча­стности, в мышлении, меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить — значит вспоминать. А у подростков — память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С. Выготский, — "...вспоминать — это значит мыслить". Важным при исследовании памяти явля­ется ее связь с речью и речевая организация памяти. Раз­витие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опо­средствования другими ВПФ или предметами ("узелок на память", логические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается прин­ципиально от опосредствованной памяти, которая является собственно организацией и включением других ВПФ в про­цесс запоминания — это более высокий этап развития па­мяти. При исследовании памяти у детей следует изучить способность детей к опосредствованному запоминанию (как зону ближайшего развития).

 

Таблица 10.

 

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
Воспроизведение событий. События дня.     Прошлые события. «Расскажи, что ты сегодня делал?»   «А что ты летом (зимой) делал, где был?» Исследуется процесс воспроизведения (актуализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения. Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности.

СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

Таблица 11.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Повторение отдельных слов. Повторение серий слов. Слова: дом, стол, игла.     Серии слов: стол, звон, лес, шкаф. По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла. Повтори еще раз те же слова». «Повтори: стол, звон. Еще раз». [проба на непосредственное воспроизведение] «Повтори: лес, шкаф. Еще раз». [проба на отсроченное воспроизведение].  
2. Запоминание групп слов. 1-я группа слов: круг, земля, стол. 2-я группа слов: день, собака, дерево. Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори.   Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие вторыми. Исследуются: 1. Объем запоминания. 2. Прочность запоминания. 3. Ретро- и проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга.
3. Запоминание двух смысловых рядов. 1. Собака лает. 2. Дом горит. Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е? Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга.
4. Запоминание и повторение фраз: а. непосредственное; б. отсроченное, после пустой паузы; в. после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция). А. «Дети взяли корзинки, и пошли в лес». Б. «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории». В. «Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино». А. «Повтори предложение и запомни его». Б. «Повтори предложение и запомни его». После паузы: «скажи, какие ты запомнил предложения?». В. «Повтори предложение и запомни его». Затем – пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений – это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить». Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины).
5. Запоминание пар фраз: - непосредственное; - отсроченное. 1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой. Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение. При запоминании предложений возможны: а. контаминации; б. замена одного предложения другим; в. воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей; г. отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга.
6. Кривая памяти. Запоминание 10 слов. 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации). Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые ты запомнил. Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга.

 

ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ

 

Таблица 12.

 

Пробы Материал инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Запоминание предметных картинок Предметные картинки. Для запоминания предъявляются 2 картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки. Непосредственное запоминание. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок». Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты запомнил»  
2. Запоминание символических фигур Геометрические фигуры Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками. Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание
3. Опосредствованное запоминание От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определённого цвета. «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них». Картинки убираются. Ребёнку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком». У старших детей такой опыт можно провести со словами Исследуется высокий уровень развития памяти, её связи с другими ВПФ, организация запоминания

 

Дополнительные пробы.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные – предмет действия 1. Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками Нужно найти 2(3) заданные картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки «Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок» В этом опыте, проведённом автором на большом количестве детей, обнаружилось: 1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки; 2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их; 3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыдущие картинки (персеверации); 4) четвёртый тип ошибок – контаминации из всех групп, предлагаемых для запоминания. Все ошибки говорят о несформированности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности. Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией): 1) лобных отделов мозга, а также и 2) затылочных. Ошибки в том и другом случае будут разными. В 1-ом случае – персеверации, контаминации и др., во 2-ом случае – смешение фоновых и стимульных картинок  
2. Конфликтная проба: замещение одних картинок другими Во 2-ой части опыта наоборот – стимульные картинки становятся фоном, а фоновые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоминания. «Запомни эти картинки и найди их среди других» Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, дифференцированность и точность запоминания и воспроизведения и роль сформированности зрительно-предметного восприятия для формирования памяти. Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височно-затылочных отделов левого полушария

 

 

IV. ВНИМАНИЕ

Очень важно исследовать произвольный и непроизволь­ный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важ­нейший психический процесс, тесно связанный с общей и на­правленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Ника­кой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.

Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внима­ние играет огромную роль для процессов абстракции. Невоз­можность формирования понятий "... заключена у дебилов... из-за несформированности внимания, потому что у них недо­развиты высшие формы произвольного внимания". [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. 1956,стр.425.] Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последую­щей восстановительной работы.

Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и рас­пределение внимания. У школьников первых 2 —3 классов объем внимания в 23 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 1215 ми­нут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребен­ка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.

Таблица 13.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда) Таблица Шульта     Предметы с недостающими или лишними элементами 1) Найти цифры от 1 до 15 2) Найти красные цифры от 15 до 1   1) Чего здесь не хватает? 2) Чего здесь лишнее? Исследуется объём внимания, скорость, подвижность и утомляемость   Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого отдела связано с дисфункцией лобных отделов мозга
Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других Предметные картинки, геометрические фигуры «Найди эту картинку» (показывается картинка). «Найди эту фигуру» (показывается геометрическая фигура). Картинки, фигуры и др. материал – всегда перед глазами ребёнка, т.к. это опыт не на запоминание, а на внимание. Исследуется избирательность внимания. Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок
Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали   «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате» Исследуется распределение внимания.
Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных предметов, фигур, картинок, букв и др. среди ряда других. Таблицы Анфилова Крепилина Вычёркивай во всех строчках: 1) только букву А; 2) букву Е и И. Будь внимателен. Исследуется прочность, точность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность.
Тест на связь слова с вниманием. Слово – указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции Предметы 1) возьми карандаш, положи его в карман; 2) встань и посмотри в окно; 3) возьми карандаш и нарисуй дерево и др. Нарушение вниманиявлечёт за собой несформированность непознавательных процессов, интеллекта и поведения. Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга

 

Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда дос­таточно одной первой пробы.

V. РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Речь — одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Из­вестно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развити­ем чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, вхо­дит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психи­ческий процесс, затем начинает выполнять и функции опо­средствования ВПФ, их связывания и организации.

Обследование начинается с изучения общей коммуника­тивной функции речи: понимания обращенной речи и невер­бальных средств — жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядо­вая речь. После этого исследуются произвольные формы уст­ной речи — повторение, называние предметов и действий, со­ставление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пере­сказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание тек­ста, фразы, слов). Материал исследованиявербальный и картиночныйдолжен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7 ± 2. Вербальный и картиноч­ный материал должен отвечать следующим характеристи­кам: а) частотность (частота встречаемости слова, кар­тинки у детей соответствующего возраста); б) субъек­тивная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фо­нетический состав слова - средняя и легкая сложность.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Таблица 14.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Спонтанная речь. Метод беседы Беседа с ребёнком на близкую ему тему Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун? Могут быть: 1) ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе; 2) ошибки – отсутствие ответа, эхолалии и персеверации и др.
2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов. Короткие последовательные вопросы и ответы Темы: «О школе», «Что ты делал во время каникул» и др. 3) неадекватные ответы – эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции заднелобных и лобных отделов; 4) соскальзывание на побочные ассоциации –дисфункция лобных отделов; 5) трудности подбора слов, построения фразы, слов – возможна дисфункция теменно-височных отделов
Автоматизированная речь Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. название дней недели, месяцев Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь. Назови подряд дни недели: понедельник… Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
Повторная речь а) повторение: 1) звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч; 2) дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р; 3) оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.; 4) серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др. Материал для повторения подаётся по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. «Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков» и т.д. Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности
  б) повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка Повторяй за мной, слушай внимательно Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно классифицировать эти ошибки: 1) с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле); 2) с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы; 3) с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.)
  в) повторение фраз (постепенно увеличивать объём предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч.   Исследуется слухо-речевая память, объём слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объёма фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
Активная речь а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребёнку и неизвестной); б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему) Расскажи пожалуйста что здесь нарисовано. Только складно и подробно. Расскажи о чём хочешь, ну, например, о зиме. Исследуется активность, развёрнутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. Эта проблема многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выскальзывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга)
Номинативная речь Называние предметов по номинативным картинкам (5-7 в поле зрения) Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3 Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов височного полушария
  Понимание и называние частей тела – нос, глаза, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы Покажи на себе- где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.) Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга

 

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Таблица 15.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Метод понимания и выполнения вербальных инструкций Фразы: 1. Закрой глаза 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, подойди к двери, вернись сюда Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй Понимание наиболее упрочённых речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего понимание этих инструкций сохраняется.
2. Понимание обращённой речи. Метод беседы. Обычная бытовая беседа. «Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?» Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задавать мне вопрос, а я тебе отвечу Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаруживаются нарушения понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов.
3. Понимание предметных слов. Метод показа названных предметов (объектов) 1. Предметные картинки 2. Окружающие предметы Сначала по одному предмету, затем - по два, по три. Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко и т.д. Увеличение объёма может привести к ошибкам:
  1. Забывание последующих слов;
  2. Замена одной картинки другой;
  3. Отказ;
  4. Показ неадекватных картинок.
Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, её 2-ой височной извилины
4. Понимание фраз. Метод понимания фраз.   Короткие простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) – показ соответствующих фразе картинок Покажи картинку, на которой нарисовано: «мальчик сидит на стуле». «На столе стоят цветы»  
5. Фонетический слух Отдельные звуки: Дизъюнктные – а-к, б-л, т-ш;   Оппозиционные – б, п, д, т (даётся только по одному звуку) Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами.   Индикатор – буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р) Индикатор – условно-рефлекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай   Ошибки – замены оппозиционных звуков говорит о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины – поле 22)

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.