Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самоконтроля в процессе обучения





 

В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.

Контроль – неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, её результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В

результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отметках).

Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).

Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.

Установлены общие требования к педагогическому контролю(см. схему 42).

Схема 42

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ

 

 

В педагогической практике осуществляются разные виды контроля (см. схему 43).

Схема 43

 
 

Предварительный контроль

 

 

 
 

Текущий контроль

 
 

Тематический контроль

Итоговый контроль

 

Заключительный контроль

 

 


К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему выражению) формами контроля являются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.

Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обученииэто способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:

· Методы наблюдения позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т.п.

· Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие.

· Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие.

· Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.

· Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и другие.

· Методы программированного безмашинного или машинного контроля.

· Метод тестового контроля.

· Методы самоконтроля.

Важная составная часть педагогического контроля процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессом оценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная и (или) количественная оценка. Парциальная оценка выражается в словесной форме, вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика (согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и другое). Отметка – это результат процесса оценивания, фиксированный количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.

Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний; правильность, полнота, точность знаний; знание литературы; самостоятельность; инициативность и творческий подход.

Выделяют следующие функции процесса оценивания:

- диагностическая: измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;

- обучающая: определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;

- развивающая: определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;

- воспитывающая: определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;

- стимулирующая: определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;

- корректирующая: исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

В 2002/2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными целями её введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности учащихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.

Не менее важными в рассматриваемой группе являются методы самоконтроля, рефлексии, самооценки. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического взаимодействия состояния своего развития, саморазвития и определения причин этого (С.С. Кашлев). Самооценка – оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Для ученика самооценка выполняет констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»); мобилизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); проектировочную (что должно стать содержанием дальнейшей деятельности) функции. Для обучения самооценке необходимо разработать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися; определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем, и познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. На начальном этапе ее формирования можно использовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика. Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т.п.

 

  1. Критерии выбора методов обучения

 

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации. Этот выбор не является произвольным. Осуществляя его, педагог должен учитывать многие зависимости. Назовем те из них, которые выполняют функции критериев.

· Закономерности и принципы педагогического процесса.

· Цели и задачи педагогического процесса в целом, а также цели и задачи конкретного урока или воспитательного мероприятия.

· Содержание изучаемой учебной дисциплины и отдельного урока (цикла уроков).

· Время, отводимое на изучение того или иного учебного материала.

· Материально-технические и средовые условия обучения.

· Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, в том числе особенности их психофизического развития.

· Уровень обученности учащихся, уровень сформированности и особенности их мотивации к учебно-познавательной.

· Уровень развития учебной группы (детского объединения), стили педагогического руководства и педагогического общения.

· Возможности и индивидуальные особенности педагога (уровень развития профессионально-педагогической культуры, методического мастерства, опыт практической работы, личностные качества, способности, интересы и др.).

· Тип и структура урока, формы организации деятельности учащихся, содержание их домашней работы и т.д.

Искусство выбора методов обучения и воспитания заключается в отборе и компоновке методов, целесообразных и соответствующих системе работы педагога. Возможность применения того или иного метода диктуется целесообразностью его применения. При этом, необходимо знать и учитывать, что каждый из них развивает и формирует. Например, словесные методы успешнее развивают словесно-логическое мышление, репродуктивные методы – практические умения, проблемно-поисковые методы – самостоятельность мышления, творческие умения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий «метод обучения», «прием обучения».

2. Что понимают под классификацией методов обучения? По каким признакам(основаниям) можно осуществлять классификацию методов обучения?

3. Назовите и охарактеризуйте группы методов обучения согласно классификации Ю.К. Бабанского.

4. Каковыотличительные особенности словесных методов обучения? Охарактеризуйте более подробно два-три из них (по выбору).

5. Раскройтефункциинаглядных и практических методов обучения. Каковы условия их эффективного применения? Охарактеризуйте те из них, которые наиболее часто используются педагогами и учащимися на уроках, соответствующих вашей специальности.

6. Назовите методы обучения, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику игровых методов обучения.

7. Назовите виды, формы и методы педагогического контроля, которые традиционно применяются в общеобразовательной школе.

8. Что понимают под процессом оценивания деятельности учащихся и педагогов? Определите понятия «оценка» и «отметка».

9. Каковы основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся? Охарактеризуйте функции процесса оценивания.

10. Обоснуйте критерии выбора педагогом методов обучения. Почему этот выбор не может быть произвольным?

Глоссарий

· Метод педагогического процесса (обучения, воспитания) - способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).

· Классификация методов педагогического процесса (обучения, воспитания) - подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию).

· Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный методобучения - метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде.

· Репродуктивный методобучения – метод обучения, основным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя.

· Метод проблемного изложения – метод, в рамках которого учитель ставит проблему и показывает пути её научного или практического (экспериментального) решения.

· Частично-поисковый, или эвристический метод – метод, используя который учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач.

· Исследовательский метод – метод организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств.

· Словесные методы - методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся её воспринимают с помощью слуха.

· Наглядные методы - методы, при использовании которых основным источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные или технические средства.

· Практические методы - способы организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания.

· Игровые методы – способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступной определенному возрасту форме.

· Педагогический контроль - процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, её результатах; установления степени достижения целей обучения и воспитания; проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств.

· Методы контроля в обучении – способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания.

· Процесс оцениваниядеятельности учащихся - взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная или/и количественная оценка (отметка).

· Парциальная оценка - вербальные или невербальных реакции учителя, отражающие эмоционально-оценочное отношение учителя к работе ученика.

· Отметка – результат процесса оценивания, количественный показатель оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.