|
Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
Один из способов достижения рационализации учебной деятельности – это применение рациональных приемов и методов самоорганизации своей работы учащимися. Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Рассмотрим сущность и методы самоорганизации учебной деятельности школьников (см. схему 48). Схема 48
Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ рассматривается как рациональное исследование человеком своих состояний и качеств. Самонаблюдение имеет две стороны: первая – это наблюдение за своим внутренним состоянием, проявлением мысли, чувства, воли и т.д.; вторая – взгляд на себя со стороны, наблюдение за умственной деятельностью, соотнесение ее результатов с поставленными целями. Результатом самонаблюдения является описание учеником самого себя – самохарактеристика, которая может отражаться в дневнике самонаблюдений. Следующим важнейшим методом самоорганизации деятельности является самоконтроль – самостоятельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в учебном заведении. Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. По ходу самоконтроля с целью повышения эффективности самоорганизации деятельности целесообразно применять следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция. По мнению А.С. Зубры, самоконтроль выполняет две важнейшие функции: сдерживающую и функцию положительной направленности личности. Следует отметить, что именно в способности к самоконтролю проявляется уровень культуры личности школьника и степень его самоорганизации. Методы самоанализа и самоконтроля тесным образом связаны с методом самооценки. Самооценка – это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний ученика, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Она является важным регулятором поведения ученика и его учебной деятельности, влияет на эффективность умственного труда и дальнейшее развитие культуры личности. Необходимо помнить, что при всем стремлении учащихся самостоятельно организовывать процесс учения требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учеников к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность.
В опросы и задания для самоконтроля 1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности». 2. Осуществите классификацию различных видов дидактических средств. 3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения. 4. Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям. 5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе. 6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников. 7. Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся. Глоссарий · Средства обучения – материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. · Технические средства обучения – различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения. · Учебник – основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний. · Мультимедиа – компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе. · Рационализация учебной деятельности – введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. · Самоорганизация учебной деятельности – деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|