Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деятельность учащихся в процессе обучения





 

С позиции ученика обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность является составной частью других видов деятельности человека. Но только в процессе обучения познавательная деятельность становится целенаправленной и специально-организованной, то есть приобретает черты учебно-познавательной деятельности, или учения.

Учебная деятельность (учение) – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, способов мышления, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Вместе с тем, в учебной деятельности можно выделить элементы ценностно-ориентационной и практической деятельности. Результатом учебной деятельности являются не только усвоенные знания, умения и навыки, но и новые отношения подрастающего человека к окружающему миру, новые качества личности. Кроме того, развиваются, перестраиваются психические функции, познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), чувства, воля и характер.

Методологическим основанием учебно-познавательной деятельности, как и процесса обучения в целом, выступает материалистическая теория познания. В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют компоненты, свойственные любой деятельности: потребности, цели, мотивы, действия (операции), средства и условия, а также самоконтроль, рефлексия и самооценка результатов. Общей целью учения является сбор, переработка и усвоение информации об окружающем мире. Результатами же выступают знания, умения, навыки, система отношений к себе и миру, общее развитие ученика.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивученияэто то, что внутренне побуждает человека к учебной деятельности, направляя эту деятельность на удовлетворение познавательной или какой-либо другой потребности. Все многообразие мотивов учебной деятельности представлено в педагогической литературе тремя взаимосвязанными группами (см. схему 37).

Схема 37

 
 

 

 


 

 

Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, также задачей и средством обучения является познавательный интерес. Познавательный интересизбирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой учебно-познавательная деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы:

1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала;

3) обобщение учебного материала; 4) закрепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков.

Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в сознании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения, идущие от отдельных сторон, свойств изучаемых явлений и предметов, интегрируются в целостное восприятие. Восприятие – это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействуют на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление –единичная чувственная форма знания. Вместе с тем, цель ученика познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий.

Понятие это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная словесно. Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные признаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются суждения и умозаключения. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо).

Умозаключение – такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверждений, знание «движется» от единичного к общему. Во втором случае на основе обобщенного утверждения (вывода, закона и т.п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение, вывод делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез.

Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информация, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях и формулируются научные понятия, законы, выводы и т.д. В зависимости от уровня обобщения информации и характера используемых средств выделяют разные виды мышления (см. схему 38).

По степени новизны и оригинальности выделяют также репродуктивное, воспроизводящее (шаблонное) мышление и продуктивное, творческое мышление.

Этапы усвоения знаний реализуются в этапах учебного процесса. Назовем эти этапы.

1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися.

2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стремление глубже его изучить.

3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ-синтез и другие).

4. Закрепление и повторение (совершенствование) учебного материала. На данном этапе важно, чтобы учащийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с материалом.

5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Прочное усвоение материала не самоцель. Важно сформировать умения оперировать учебным материалом, использовать его на практике.

6. Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.

Схема 38

 

7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результатами предыдущего этапа.

8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно присутствуют на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого ученика. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому выделение их условно.

Выделяют пять уровней усвоения учебного материала (см. схему 39).

Схема 39

 

 
 

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.