Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ, ПУТИ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ





М.И. 3EMЦOBA

УЧИТЕЛЮ

О ДЕТЯХ

С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ


М. И. ЗЕМЦОВА

УЧИТЕЛЮ

О ДЕТЯХ

С НАРУШЕНИЯМИ

ЗРЕНИЯ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1973


371.9 3-55

Рекомендовано к изданию

Рсдакционно-издательским советом

АПН СССР

Земцова М. И.

355 Учителю о детях с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1973. 159 с. с ил.

В книге раскрываются особенности развития детей,. нарушениями зрения, освещаются способы и приемы, с помощью которых можно предупредить или преодолеть неуспеваемость такчх детей Пособие рассчитано на учителе?1 1"а(.с.-Вых шьол и может быть ис"Э1ыовано воспитателями и школьгн'мл ррд гами

0065-268

3ЖоТ(оз)-73 >78~73 371-9

Издательство «Просвещение» 1973


ПРЕДИСЛОВИЕ

Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в нашей стране создана дифференцированная сеть специальных общеобразовательных трудовых поли­технических школ. В этих школах слепые и слабови­дящие учащиеся получают общее образование, политех­ническую и трудовую подготовку, идейное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Им обеспечиваются условия для всестороннего развития умственных и фи­зических способностей.

Но значительное число слабовидящих детей в настоя­щее время обучается в массовых школах в одних и тех же классах с нормально видящими школьниками. Есте­ственно, что в массовой школе нельзя полностью воспро­извести те специфические условия, какие имеются в спе­циальных школах. Поэтому при обучении этих детей учителя массовой школы нередко встречаются с затруд­нениями, которые усугубляются незнанием характера и структуры зрительных дефектов, своеобразия психиче­ского и физического развития при слабовидении. В связи с этим при обучении в массовой школе такие дети не всегда получают своевременную помощь, в которой они нуждаются, что нередко приводит к стойкой неуспевае­мости и второгодничеству.

Чтобы предотвратить трудности в обучении и неус­певаемость слабовидящих детей, учителю необходимо знать их во всрх отношениях.

Разностороннее знание структуры зрительных дефек­тов, состава нарушенных функций зрения, характера вторичных отклонений в физическом и умственном раз­витии позволит учителю найти эффективные методы обучения и воспитания учащихся при разных формах аномального развития.

В предлагаемой вниманию учителя книге делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснован-


i:oro обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы. Наибольшее внимание при этом уделяется той категории детей с нарушениями зрения, которые испыты­вают специфические трудности в процессе обучения. В книге освещаются основы обучения слабовидящих, не­которые данные, характеризующие нарушения функций зрения, особенности познавательной деятельности при нарушении зрения, пути и условия компенсации и кор­рекции нарушенных и недоразвитых функций, некоторые методы и принципы организации обучения и, наконец, гигиенические требования к учебной работе.

Главная задача нашей книги — помочь учителю мас­совой школы повысить успеваемость и обеспечить разви­тие умственных и физических способностей слабовидя­щих детей.

Автор с глубокой благодарностью воспримет все за­мечания и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование книги. Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, Погодинская ул., д. 8, Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.


АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ, ПУТИ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Основные понятия об анатомическом устройстве глаза и функциях зрения

Зрительный анализатор является сложной функцио­нальной системой, включающей воспринимающий при­бор зрения (глаз), зрительный нерв, по которому из окру­жающей среды сигналы поступают в кору больших полу­шарий мозга, и наконец воспринимающие клетки в затылочной области коры и рассеянные зрительные эле­менты в других областях коры.

Высокая организация нервных элементов зрительной системы обеспечивает сложный зрительно-пространствен­ный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процес­сов и, явлений действительности.

Кратко остановимся на описании элементов зритель­ной системы.

Глазное яблоко (рис. 1) состоит из наружной оболоч­ки— склеры. Передняя часть склеры переходит в проз­рачную ткань— роговицу. Наружные волокна склеры


Ресничная мышца

Стекловидная масса Центральная ямка Зрительная ось

Роговица Радужная оболочка Передняя камера

Сосудистая оболочка


Рис 1. Схема глаза человека.


образуют твердую оболочку зрительного нерва. Изнутри склера выстлана богатой кровеносными сосудами обо­лочкой, носящей название сосудистого тракта, в котором различаются три части: сосудистая оболочка, ресничное тело и радужная оболочка (радужка). Впереди сосудис­тая оболочка постепенно уплощается, образуя ресничное тело, в состав которого входят ресничная и аккомодаци­онная мышцы. С помощью последней устанавливается глаз для зрительного восприятия предметов, находящих­ся на различных расстояниях от наблюдателя. Ресничная мышца иннервируется волокнами глазодвигательного нерва. Радужная оболочка составляет часть сосудистого тракта с отверстием посредине — зрачком. Радужка у разных людей имеет разный цвет, что зависит от содер­жания в ней пигмента. В радужке имеются мышцы, с помощью которых суживается и расширяется зрачок. За радужкой расположен хрусталик. Позади хрусталика все пространство глазного яблока заполнено стекловидным телом. Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка расположена с внутренней стороны сосудистого тракта. По своему строению она является наиболее сложной и несет важные функции зрения, обеспечивающие процесс зрительного восприятия.

Сетчатка глаза состоит из нескольких слоев нервных клеток, заканчивающихся концевыми аппаратами: палоч­ками и колбочками, которые являются рецепторами света. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к слабым интенсивностям света и являются аппаратами су­меречного и ночного зрения. Колбочки являются аппара­тами дневного зрения. В сетчатке глаза насчитывается 130 миллионов палочек, которые размещены главным обра­зом по периферии сетчатки глаза, от них зависит состоя­ние поля зрения. В сетчатке же имеется 7 миллионов кол­бочек, размещенных в центральной части сетчатой обо­лочки, преимущественно в области желтого пятна. От них зависит состояние центрального зрения и цветоразличение. Наиболее важное значение имеет центральная часть сет­чатки— желтое пятно, имеющее углубление — централь­ную ямку. Желтое пятно лежит кнаружи от соска (дис­ка) зрительного нерва. Центральная ямка состоит из од­них колбочек. В желтом пятне за пределами центральной ямки размещаются палочки, количество которых увели­чивается к периферии сетчатки. Место вхождения зри­тельного нерва (слепое пятно) лишено фоторецепторов.


Левое поле зрения


Правое поле зрения


Левый 'ПОЗ

Правый глаз Зрительный нерв Ци пиарный узел Подкорковый зрительный узел

Хиазма - Зрительный тракт

Зритель­ный центр в коре за -тылочной области мозга


Рис 2. Зрительные нервные пути.

Нервное возбуждение, возникающее в сетчатке глаза, под влиянием световой энергии, передается в проводящие нейроны, длинные отростки которых выходят из глазного яблока и образуют зрительный нерв. Волокна зритель­ных нервов обоих глаз после частичного перекреста (хи­азмы) выходят в виде отдельных нервных стволов, так называемого зрительного тракта (см. рис.2). Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах подкор­ки (наружном коленчатом теле, зрительном бугре и перед­нем четверохолмии). Из наружного коленчатого тела зри­тельные нервные пути идут к корковым зрительным цент­рам, расположенным в затылочной области. При световом воздействии подкорка оказывает влияние на общий тонус центральной нервной системы и на эмоционально-воле­вую сферу человека. В подкорковых образованиях проис­ходит частичное переключение импульсов со зрительных нервных путей на слуховые, двигательные и другие, что частично обеспечивает связь зрения с другими видами чувствительности. В своей функциональной деятельности глаз тесно связан с корой больших полушарий мозга и


находится под постоянным ее воздействием. Благодаря этому обеспечиваются сложные процессы зрительно-прост­ранственного анализа и синтеза. В коре через много­численные разветвления нервных путей происходит пере­броска импульсов из слуховой, двигательной и других областей в затылочную область. Это позволяет осуществ­лять зрительно-пространственную ориентацию с участием других сенсорных функций.

Слабовидящих детей

При аномальном развитии детей с сенсорными не­достатками (слабовидящие, глухие и др) отмечаются:

а) первичные отклонения в деятельности функций,
обусловленные повреждением того или иного органа
вследствие заболеваний или травматических повреж­
дений организма;

б) вторичные отклонения в виде временного недо­
развития некоторых психических и двигательных функ­
ций, тесно связанных с пострадавшими сенсорными функ­
циями. Так, при нарушении зрения, как отмечалось
выше, обнаруживаются затруднения в развитии двига­
тельных функций, ориентации в пространстве, восприя­
тии, в формировании предметных и пространственных
представлений Все это обусловливает специфические
трудности при обучении.

Прежде всего отмечаются отклонения в развитии самой зрительной системы. Это так называемые внут­рисистемные функциональные нарушения зрения (ос­трота зрения, поле зрения, цветоразличение и др.). На­рушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания или слуха и т. д.).

При внутрисистемном нарушении или недоразвитии какой-либо функции зрения в той или иной степени могут пострадать другие звенья зрительной системы. Так, например, при снижении до определенного уровня остроты центрального зрения часто отмечается сужение поля зрения. При нарушении бинокулярною, стереоско-


пического, зрения отмечаются отклонения в развитии двигательных функций глаза (недостатки фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций), недостатки контрастного различения. Недоразвитие или нарушение двигатель­ных функций глаза, в свою очередь ограничивает воз­можности обозрения окружающего мира, затрудняет развитие динамического восприятия, пространственной ориентации. Все это значительно затрудняет формиро­вание зрительно-сенсорных функций. Обеднение сен­сорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обусловливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем свя­зей, с одной стороны, и словеснологических связей — с другой.

При межсистемном нарушении функций отмечают­ся недостатки и задержки не только в развитии психи­ческих функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.

Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегу­лирования движений при неполноценном зрении отри­цательно сказывается на двигательных функциях. Ис­следования показывают, что у слабовидящих школьни­ков отмечаются замедленность темпа движений, недо­статки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в ча­стности, во время занятий физкультурой, спортом, тру­дом. У них нарушается также микроориентировка при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрения. Все это обусловли­вает специфические трудности обучения детей с нару­шениями зрения.

Степень выраженности вторичных отклонений в раз­витии зависит от многих причин: от возраста, в кото­ром наступило нарушение зрения, от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, от разных причин снижения зрения, структуры и состава нарушен­ных функций, а также от компенсаторных возможно­стей и условий обучения и воспитания.

Вторичные отклонения в развитии можно преду­предить Возникшие отклонения могут быть преодолены в процессе правильно организованного обучения.

Нормализация хода развития слабовидящего ребен­ка зависит от характера и степени нарушения функций,


с одной стороны, и процессов компенсации и коррек­ции, с другой. Развитие процессов компенсации свя­зано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в ре­зультате коррекционно-воспитательнои работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающихся с лечеб­но-восстановительной работой.

Процесс нормализации развития ребенка зависит главным образом от содержания, методов и условий обучения. Путем специально направленного обучения можно на очень ограниченной чувственной основе нормализовать психическое и физическое развитие.

Исследования дефектологов (А. И. Мещеряков, И А Соколянский, А В. Ярмоленко и др) показали, что в условиях специального обучения даже слепоглу­хонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.

Острота центрального зрения

Острота центрального зрения является основной функцией, от которой в значительной мере зависит со­стояние других функций зрительной системы. В норме острота зрения равна 1,0. Под ней понимается способ-

2* 19




 


VO1(|.500

V.0I6 D -33 3


V OJ 0-25O



V.0 3 D 16 87


Рис З Таблицы для определения


V=04 0-12 5

V-0 5 0=100


V.06 0=8 33


О


F V


 


V-0,7 0 -71*


* Ь С


V.08 ИХ If 4 О ffc *■» А


.0,9 0-555 О X A


V1 It


 


If t CXA *

остроты зрения у детей



ность глаза различать две светящиеся точки под углом зрения, равным одной минуте. Острота зрения определя­ется при помощи специальных таблиц, оптотипов и дру­гих способов проверки функций зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы (см. рис. 3).

Следует различать, как отмечалось выше, остроту зрения для дали и остроту зрения для близи. При небольшой степени дальнозоркости (гиперметропии и ги-перметропическом астигматизме) острота зрения для близи хуже, чем острота зрения для дали.

При близорукости слабой степени (миопии и миопи-чсском астигматизме) острота зрения при работе на близком расстоянии лучше.

Повышению остроты зрения способствует ношение корригирующих очков, наличие благоприятных усло­вий освещенности, а также регламентирование зритель­ной нагрузки и др.

В настоящее время научными исследованиями ус­тановлено, что нарушение остроты зрения школьников ие является основной функцией, от которой зависит ход психического и физического развития.

Часто встречаются дети с очень низкой остротой зрения. Однако они успешно овладевают системой зна­ний и умений и не обнаруживают выраженных отклоне­ний в развитии. Вместе с этим бывают случаи, когда при' менее глубоких нарушениях зрения учащиеся зат­рудняются в овладении учебным материалом.

Острота зрения у школьников может изменяться в процессе учебной работы, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (А. И. Каплан, Н. Г. Крач-ковская, Н. В. Серпокрыл и др.). У одних учащихся б условиях школьного обучения острота зрения замет­но повышается, у других она снижается, i третьих оста­ется относительно стабильной. Снижение остроты зре­ния зависит от многих причин: от характера и клини­ческих форм нарушения зрения, от условий обучения, от режима зрительной нагрузки и др. Снижение остро­ты зрения отмечается также вследствие перенесенных болезней, переутомления, ухудшения функционального состояния центральной нервной системы и всего орга­низма, от особенностей протекания патологического процесса.


При нарушении остроты зрения до известных пре лелов (до 0,1 и ниже) у учащихся возникают значи­тельные трудности во время чтения, письма, восприя­тия изображений, ориентировки в пространстве. Уча щиеся не могут обозревать с парты написанное hj доске, узнавать географические объекты на карте, вос­принимать детали изображений на картинах и т. п.

У них возникают трудности при зрительном воспри­ятии предметов крупных размеров, расположенных на большом расстоянии от наблюдателя (здания, различ­ные сооружения и т. п.), при выполнении практических работ. Их зрительное восприятие характеризуется за­медленностью, фрагментарностью, недостатками зри­тельного анализа.

При благоприятных условиях острота зрения мо­жет не только восстанавливаться до прежнего уровня, но и в некоторых случаях повышаться. Этому в зна­чительной мере содействуют лечение, специально на­правленная коррекционно-воспитательная работа и осуществление системы мероприятий по охране и раци­ональному использованию зрения при обучении слабо­видящих детей.

Чаще всего повышение остроты зрения встречается у дальнозорких детей. У некоторых из них зрение кор­ригируется оптическими стеклами настолько хорошо, что они пользуются зрением, как и нормально видящие дети.

Огромное влияние на состояние остроты зрения, как это будет показано ниже, оказывает состояние осве­щенности школьных помещений. При достаточном уровне освещенности острота зрения повышается. При низкой освещенности острота зрения снижается. Зна­чительное влияние на состояние остроты зрения ока­зывает учебная нагрузка учащихся (исследования Е. М. Белостоцкой, В. И. Белецкой, А. Н. Гнеушевой и др.). При некоторых клинических формах нарушения зрения (при атрофии зрительного нерва, миопии с изменением глазного дна, при дальнозоркости и др) под влиянием учебной нагрузки острота зрения, ви­димость и другие функции могут изменяться в сторону ухудшения (исследования А. Н. Гнеушевой). При ката­ракте острота зрения может оставаться неизменной в те­чение длительного времени, а после операции она повы­шается (А. И. Каплан).


Снижение остроты зрения отражается на общем са­мочувствии и работоспособности. Состояние остроты центрального зрения имеет важное значение для фор­мирования непосредственно-чувственного опыта ребен­ка. Правильность и полнота зрительного восприятия объектов находится в прямой зависимости от состоя­ния зрения. Чтобы показать зависимость точности и полноты восприятия от остроты зрения, приведем ре­зультаты изучения 38 учащихся начальных классов с разной степенью нарушения остроты центрального зрения. Детям было предложено узнать с помощью зре­ния хорошо им знакомые муляжи разных фруктов и овощей: яблоко, груша, слива, апельсин, морковь, картошка, репа. Выяснилось, что дети с остротой зре­ния от 0,01 до 0,05 правильно опознали 49% предъяв­ленных им объектов, с остротой зрения от 0,06 до 0.09—62% и, наконец, с остротой зрения от 0,1 до 0,3—75%. При предъявлении этих же объектов нор­мально видящим школьникам наблюдалось безошибоч­ное узнавание каждого из них. Некоторые первоклас­сники с глубокими нарушениями остроты зрения в пределах 0,01—0,05 при восприятии муляжей обнару­живали грубые уподобления,- ошибки и замены одного объекта другим, например, по признаку цвета муляж картошки называли грушей, репой, муляж сливы — абрикосом и т. п., в то время как нормально видящие дети, а также дети, у которых зрение хорошо корриги­руется стеклами, безошибочно узнали все предъявлен­ные им муляжи фруктов и овощей. Из этих данных мы видим, что состояние остроты зрения оказывает замет­ное влияние на правильность узнавания предметов, что нередко связано с формальным усвоением знаний.

Характер восприятия учебного материала и окру­жающих предметов зависит также от состояния дру­гих функций зрительной системы' поля зрения, биноку­лярного зрения, цветоразличения, а также от состояния двигательных функций глаза.

Большое влияние на состояние зрительной системы оказывает тяжесть и характер перенесенных заболева­ний или нарушений центральной нервной системы. При одной и той же остроте зрения, но при разных клини­ческих формах нарушения и аномалиях развития орга­на зрения зрительные возможности восприятия слабо­видящих детей различны.


Двигательные функции глаза

Глазодвигательные функции способствуют лучшей настройке зрения и работе оптической системы глаза при рассматривании предметов.

При нормальном зрении движения глаз позволяют фиксировать взгляд и прослеживать взором воспринима­емые объекты. Дети постепенно овладевают приемам» движений глаз, позволяющими фиксировать взор при восприятии предметов, прослеживать движение предме­тов (сначала в горизонтальном, потом в вертикальном направлении). По мере укрепления связи между зри­тельно-сенсорными и двигательными компонентами зри­тельной системы развиваются произвольные движения глаз, позволяющие производить с помощью мышечного


чувства различные измерительные функции при оценке формы, взаимного положения предметов, расстояний, а также при восприятии предметов в трехмерном прост­ранстве.

Согласно литературным данным (М. Б. Эйдинова и др.) развитие движений глаз протекает наиболее интен­сивно в возрасте от трех до пяти месяцев. В этот период отрабатывается фиксация взора (исчезают некоордини­рованные движения глаз. Ребенок научается сосредото­чивать внимание на ярких предметах, удаленных от не­го на 0,5—1 ж, а к двум месяцам он уже замечает яркие предметы на расстоянии 2 м.

Движения глаз сочетаются с движением головы, что позволяет нормально видящему ребенку к четырем меся­цам жизни «ощупывать» предметы взором с расстояния 5— 6 м (М. Б. Эйдинова).

Зрительное сосредоточение развивается преимущест­венно в зависимости от формирования умений управлять положением тела в пространстве.

Сочетание движений глаз с движением головы, рук и всего тела связано с возникновением зрительно прост­ранственного синтеза и развитием пространственных представлений.

Зрительное восприятие предметов и схватывание их руками способствуют развитию у детей Оценки места расположения предмета и расстояния до него. В резуль­тате многократного сочетания зрительного анализа с •движением рук и движением глаз образуются сложные зрительно-двигательные системные связи, которые слу­жат физиологической основой формирования зрительных представлений и развития зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В связи с развитием зрительно-сенсорных и двига­тельных функций пространственный анализ и синтез со­вершенствуются, а также развивается зрительное внима­ние, зрительно-двигательная и зрительно-слуховая па­мять, наглядное мышление и другие высшие формы по­знавательной деятельности.

У многих слабовидящих детей при патологическом состоянии зрения отмечаются выраженные задержки раз­вития движений глаз, вследствие системных нарушений глазодвигательных функций.

Движения глаз находятся в известной зависимости от остроты зрения. Так, при остроте зрения от 0,06 до 0,2


почти у всех учащихся отмечаются (в той или иной сте­пени) нарушения двигательных функций глаза: неустой­чивость фиксации взора, нистагмоидные движения, нару­шение прослеживающих функций, содружественность в работе правого и левого глаз, изменение амплитуды дви­жений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. (Э. С. Аветисов, Н. В. Серпокрыл, И. Л. Смо-льянинова, И. М. Романова и др.). Эти недостатки глазо­двигательных функций у слабовидящих детей объясня­ются как врожденными аномалиями развития органа зрения, так и вторичными отклонениями в развитии мы­шечной чувствительности глаза; вторичные отклонения связаны с дефектами функций оптической системы зре­ния. При нарушении мышечной чувствительности глаза затрудняется пространственная оценка воспринимаемых объектов.

Своеобразие процесса видения у слабовидящих про­является в нарушении соотношения между собственно зрительным различением и двигательными функциями глаза.

Уровень недоразвития двигательных функций глаз у слабовидящих зависит от характера и тяжести дефек­тов зрения, а главным образом от состояния остроты центрального зрения.

При некоторых формах нарушения центральной нерв­ной системы отклонения в развитии глазодвигательных функций носят первичный характер, например при косо­глазии, парезе мышц глаза и др.

Недоразвитие функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие дис­тантно расположенных объектов, обозрение окружающей действительности, наблюдение за процессами и явления­ми. У слабовидящих учащихся отмечаются также труд­ности в глазомерной оценке предметов и расстояний, обусловленные нарушениями движений глаз, например во время выполнения и восприятия изображений, прове­дения измерительных действий, занятий физкультурой, спортом, трудом и др.

При нарушении фиксации взора и функций, обеспе­чивающих прослеживание движущихся объектов, стра­дает динамическое зрительное восприятие. Некоторые дети (при остроте зрения 0,1 и ниже) иногда не узнают живых птиц, домашних ж.ивотных даже после предва­рительного рассматривания на картинках.


Это в значительной мере объясняется неумением этих детей обозревать и наблюдать находящиеся в движении предметы. При чтении рисунков и чертежей нарушение динамического восприятия объясняется неумением пра­вильно соотносить трехмерные объекты с двухмерным изображением на плоскости.

В связи с недоразвитием зрительно-сенсорных и гла­зодвигательных функций у слабовидящих школьников возникают определенные трудности при формировании сложных синтетических зрительно-пространственных об­разов.

Глазодвигательные функции в процессе обучения мо­гут развиваться и совершенствоваться за счет образова­ния более сложных системных связей между зрительны­ми и двигательными компонентами глаза.

Для успешного развития нарушенных движений 1лаз важно создавать условия, которые позволяли бы слабо­видящим детям целенаправленно наблюдав предметы, процессы и явления действительности, обозревать окру­жающий мир, опираясь на осязание, слух и другие виды чувствительности, формировать сложные синтетические образы предметов и явлений действительности, совер­шенствовать приемы пространственной ориентации при передвижении, во время занятий физкультурой, трудом, ритмикой, игровой деятельностью.

Важное значение для развития глазодвигательных функций имеет специальная система целенаправленных упражнений, в процессе выполнения кЪторых формиру­ются приемы восприятия предметов при их рассматрива­нии, развиваются глазомер, приемы приближенных из­мерительных оценок объектов и отношений между ними.

В целях формирования глазодвигательных функций применяются специальные дидактические упражнения, способствующие развитию восприятия формы, размеров, предметов, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и т. п. Они могут использоваться во время изучения геометрического материала, системы метричес­ких мер, проведения измерительных и графических ра­бот в связи с обучением математике, черчению, рисова­нию, труду и другим учебным предметам.

Большое воспитательное значение имеют также раз­личные упражнения в обведении контуров фигур, выре­зывании, выпиливании, лепке, конструировании, выпол­нении различных аппликационных работ и др.


Важным средством развития движений глаз могут служить подвижные игры с транспортными игрушками, а также подвижные игры, связанные с ориентацией де­тей в пространстве: игра в мяч, городки, серсо, кегли и т. п.

Подвижные игры, требующие фиксации взора, оценки расстояния, направления движений, помогают формиро­вать приемы зрительного восприятия, связанные с совер­шенствованием глазодвигательных функций и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Использование этих приемов особенно важно для тех слабовидящих де­тей, у которых недоразвито мышечное чувство глаза.

Изменение корковых функций зрительнсй системы при нарушении зрения

Образование в процессе развития ребенка разносто­ронних внутрисистемных и межсистемных связей опреде­лило доминирующую роль зрения в восприятии окружа­ющей действительности, в ориентации в пространстве, в познавательной и трудовой деятельности. Такая роль зрения обеспечивается сложным анатомическим устрой­ством глаз, высокой организацией зрительной системы, ее тесной связью с разными сенсорными функциями и корой больших полушарий мозга. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информа­ция, поступающая в кору больших полушарий мозга. Сни­жение потока зрительных импульсов, * поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное ис­чезновение в затылочной области так называемого аль­фа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика (А. М. Зимкина, Л. А. Новикова, Е. Н. Соколов).

У некоторых слабовидящих школьников отмечается нарушение корковой ритмики в затылочной области ко­ры, что может свидетельствовать о чрезвычайном пере­напряжении центральной нервной системы при патоло­гии зрения (Н. Н. Зислина).

Электрическая активность мозга изменяется в зави­симости от степени нарушения зрения (Л. А. Новикова). При остроте зрения 0 (абсолютная слепота) альфа-ритм регистрируется в 14% случаев; при 0,04 — в 38%; при 0,05—0,09 —в 65%; при 0,1 - 0,3 —в 77%. Нарушение альфа-ритма в затылочной области может служить пока-

4 М И. Земцоаа 49


зателем изменения функционального состояния остроты зрения.

При нарушении зрения изменяется также и ампли­тудная характеристика регистрируемых на энцефало­грамме кривых. По мере снижения зрения отмечается все более депрессивный вид кривой. При остроте зрения О амплитудные колебания в 30 мкв отмечаются в 77% слу­чаев. При остроте зрения 0,05—0,04 такие колебания на­блюдаются в 60% случаев; при 0,05—0,09 — в 53%; при 0,1—0,3 —в 27%.

В зависимости от степени нарушения остроты цент­рального зрения изменяется распределение импульсов, поступающих из сетчатки глаза в кору. Если при нор­мальном зрении фокус электрической активности мозга находится в затылочной области, то при резком сниже­нии зрения и при слепоте фокус электрической активнос­ти перемещается в центральную область коры. Так, при абсолютной слепоте фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 14% случаев, в цент­ральной области в 46%. При остроте зрения в пределах 0,05—0,09 фокус электрической активности в затылоч­ной области отмечается в 47,5% случаев, в централь­ной—в 32,5%- При остроте зрения в пределах 0,1—0,3 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 74% случаев, в центральной области — в 17% (Л. А. Новикова).

Перестройка нейродинамических процессов в коре при нарушениях зрения возникает в связи с сокращением поступления в кору зрительных импульсов с сетчатки глаза.

Перестройка корковой нейродинамики зависит от состава и структуры нарушенных функций, с одной сто­роны, и от развивающихся процессов компенсации — с другой. Изменения корковой ритмики при разной сте­пени нарушений зрения у учащихся могут указывать на сложные процессы, которые захватывают всю организа­цию работы зрительной системы.

Изучение слабовидящих детей

Учителю массовой школы необходимо иметь пред­ставление о зрительных возможностях учащихся, разби­раться в диагнозах, причинах снижения зрения, хорошо знать условия, при которых может ухудшаться или


улучшаться зрение, иметь представление об особеннос­тях развития, специфических трудностях усвоения знаний.

Учитель должен завести на каждого слабовидящего ребенка по особой тетради. В ней ему следует отмечать специфические трудности в связи с усвоением знаний, причины этих трудностей, предпринятые учителем ме­ры для их предупреждения и эффект, полученный в результате индивидуальной работы. У учителя должен быть список слабовидящих школьников с указанием степени нарушения зрения, диагноза, рекомендаций вра­ча относительно режима зрительной работы, показаний и противопоказаний к отдельным видам общественно полезного труда, показаний и противопоказаний, отно­сящихся к физическому воспитанию и занятию спор­том.

Необходимость изучения слабовидящих детей дик­туется еще и тем, что до поступления в школу многие из них не знают об имеющихся у них недостатках зре­ния. Часто и родители и учителя не подозревают, что у детей возникают трудности при обучении вследствие низкого зрения.

Известно, что некоторые ранее перенесенные болезни могут оказать отрицательное влияние на ход развития ребенка.

Поэтому учителю важно в первые же дни обучения слабовидящего ребенка в школе собрать о нем деталь­ные сведения и выяснить: в каком возрасте и по какой причине у него снизилось зрение; узнать, не было лн у ребенка до поступления в школу каких-либо заболева­ний или травматических повреждений центральной нервной системы; не было ли каких-либо иных заболе­ваний.

Знание состояния здоровья и зрения ребенка, хода его развития поможет учителю выяснить причины, обусловливающие специфические трудности при усвое­нии знаний, и оказать этим детям своевременную по­мощь.

В некоторых школах отсутствуют медицинские дан­ные о состоянии здоровья и зрения учащихся. Поэтому учитель должен обратиться к школьному врачу с прось­бой детально обследовать состояние зрительных функ­ций, общее состояние центральной нервной системы и всего организма.



ШШ

ЩШ

ШШШШш

 


I I I I I I I I I I, I I I I I I I t I I I I I I I I I I l-l I I I



Рис. 8 Недостатки письма у слабовидящих детей (I класс)



tli

JJJJf

ILL I

 


Рис 9 Образец правильного письма слабовидящего (I класс).

Наряду с этим сам учитель может путем наблюде­ния за учащимися на уроках определить в первые же дни пребывания ребенка в школе, имеющиеся у него зрительные недостатки. Как правило, дети, которые пло­хо видят, наклоняют голову близко к книге или тетради, небрежно пишут, испытывают трудности при чтении, рассматривании и выполнении рисунков, допускают за­мены и пропу







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.