|
Политика России на Ближнем Востоке. Отмена ограничительных условий Парижского мира 1856 г.Главной задачей внешней политики России в эти годы была ликвидация статей Парижского договора по нейтрализации Черного моря. Россия не могла мириться с положением, при котором ее черноморская граница оставалась незащищенной и открытой для военного нападения враждебных государств (нейтрализация не распространялась на Дарданеллы и Босфор). Экономические и политические интересы страны, интересы ее безопасности требовали восстановления прав России на Черном море. Но решать эту задачу при изоляции и военно-технической отсталости следовало не силой оружия, а мирными средствами, используя при этом противоречия между европейскими державами. Не случайно, что в эти годы особенно велика была роль дипломатии.
1 Сопоставление первых документов А. М. Горчакова с последней запиской К. В. Нессельроде (февраль 1856 г.), написанной накануне его отставки, свидетельствует не о совпадении взглядов двух министров в последние годы, как утверждают некоторые историки, а о запоздалом понимании экс-министром ошибочности своей ориентации на Австрию и, вместе с тем, о прежнем неприятии им возможности русско-французского сближения, сторонником которого был Горчаков. Во второй половине XIX в. русское правительство не ставило вопроса о разделе Турции и о захвате проливов. На Балканах Россия стремилась восстановить свой пошатнувшийся в итоге Крымской войны авторитет путем поддержки требований балканских народов о реформах, обещанных Портой. По инициативе А. М. Горчакова был поставлен вопрос о выводе из Греции англо-французских войск, которые были туда введены в годы Крымской войны как союзные Турции армии1. Отношения Петербургского кабинета с другими правительствами в 1856—1871 гг. определялись их позицией к пересмотру статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Англия и Австрия откровенно противились этим усилиям России. Пруссия, занятая воссоединением Германии, в 50-е — б 0-е годы XIX в. не проявляла большой заинтересованности в делах Востока. Словесно она обещала поддержать Россию в ее решении, рассчитывая на помощь Петербурга в борьбе с Австрией на воссоединение Германии. Наиболее реальным союзником оставалась Франция. Хотя она была активным участником "Крымской системы", противоречия с Австрией из-за земель в Северной Италии и Англией в Азии и Африке расшатывали англо-австро-французский блок. Парижский кабинет, учитывая антиавстрийские настроения русского общества, связанные с позицией Вены в годы Крымской войны, а также австро-русские противоречия на Балканах, надеялся на поддержку России в случае австро-итало-французской войны. Россия со своей стороны рассчитывала за эту помощь получить содействие Франции в решении восточного вопроса, главной внешнеполитической проблемы страны. Известное "полевение" русского общества, наступившее после Крымской войны, способствовало новому внешнеполитическому курсу России, направленному на сближение с Францией. Первым шагом в этом направлении стал торжественный прием в Петербурге и Москве французского посла Ш. Морни в 1856 г., во время которого Александр II и французский посол сделали обоюдные заверения в благожелательном расположении. Продолжением этих личных контактов была поездка главы морского министерства великого князя Константина Николаевича в Париж весной 1857 г. по приглашению Наполеона III, где французский император изложил свой план о желательности совместных действий России, Англии и Франции на случай войны с Австрией из-за земель в Северной Италии. Завершающим этапом личных переговоров была встреча императоров и министров иностранных дел в Штутгарте в сентябре 1857 г. В ходе переговоров, которые рассматривались Россией как разведка, Наполеон III касался по преимуществу главных для Фран-
1 Территория Греции была освобождена от англо-французских войск в феврале 1858 г. ции вопросов: итальянского (сардинского) и положения в Дунайских княжествах, где влияние Франции было определяющим. Александр II и Горчаков свели свои предложения к обоснованию пересмотра статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Соглашения в результате этих встреч подписано не было, но оба императора условились по всем вопросам европейской политики предварительно договариваться между собой. Что же касается восточного вопроса, то в случае распада Турции, государи договорились действовать согласованно. Более конкретному решению вопросов помешало стремление Наполеона III узнать намерения Александра II в отношении Польши (не говоря уже о сохранявшем свою антирусскую направленность франко-английском союзе). Однако свидание в Штутгарте убедило Парижский кабинет, что в случае франко-австрийской войны Россия не будет поддерживать Австрию. Эта встреча дала некоторые практические результаты, сказавшиеся, в частности, на единстве действий двух держав на Востоке. Так, на Парижской конференции 1858 г., созванной для решения вопроса о политическом устройстве Дунайских княжеств, Россия совместно с Францией (против Англии и Австрии) выступила за расширение автономных прав княжеств. В результате переговоров в августе 1858 г. было принято компромиссное решение, сохранявшее раздельное существование Молдовы и Валахии, но вводившее единое учреждение — Центральную комиссию по выработке общих законов. Это решение явилось шагом по пути объединения княжеств в 1859 г. в единое, вассальное от султана, государство — Румынию. Встреча в Штутгарте активизировала действия Наполеона III в Европе. В июле 1858 г. он заключил тайное соглашение с премьер-министром Сардинского королевства Кавуром, по которому Франция оказывала помощь Сардинии в освобождении Северной Италии от австрийской зависимости, получая за это Ниццу и Савойю. Отсутствие договора с Россией (при доброжелательном отношении Англии к Австрии, неясной позиции Пруссии) мешало Наполеону III начать франко-австрийскую войну. Поэтому вторая половина 1858 г. и начало 1859 г. было временем настойчивых усилий Наполеона, направленных на подписание русско-французского соглашения. Однако добиться полного единства во взглядах договаривающиеся стороны не смогли. Наполеон III хотел конкретных обязательств от России против Австрии в назревавшей франко-австрийской войне. Свои желания были и у России: при отмене статей по нейтрализации Черного моря Петербургский кабинет стремился получить реальную поддержку Парижа. Однако Франция не приняла эти условия. Россия не желала заключать неравноправный договор. Но обе державы, решая собственные задачи, были по-прежнему заинтересованы в соглашении. В итоге взаимных уступок 19 февраля (3 марта) 1859 г. в Париже был подписан секретный русско-французский договор о нейтралитете и сотрудничестве. По этому договору Россия, в случае войны Франции и Сардинии с Австрией за земли Северной Италии, обязывалась соблюдать благожелательный нейтралитет, выставив у границ Австрии русский наблюдательный корпус. Об участии России в войне с Австрией в договоре не говорилось. Столь же неопределенны были обязательства Франции по" отношению к России. Этот договор при аморфности его статей предоставлял Франции свободу действий в Европе, предотвратив возможность создания антифранцузского блока. Что касается России, то она не получила уверенности в поддержке Франции при пересмотре Парижского договора. Вместе с тем нельзя отрицать некоторого положительного значения русско-французского соглашения для России: оно позволило ей выйти из изоляции. Сам факт союза "с первой державой" Европы поднимал авторитет России, расшатывал "Крымскую систему". В апреле 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии (Пьемонту), Франция выступила на стороне последней. Наполеон III, произвольно толкуя русско-французское соглашение, побуждал Россию объявить войну Австрии. Российское правительство решительно уклонялось от военного участия. Тогда Наполеон III втайне от России и Сардинии в июле 1859 г. заключил с Австрией мир в Вилла-Франке, получив Ниццу и Савойю, ранее входивших в состав Сардинского королевства. Австро-французская война, закончившаяся победой Франции, ухудшила русско-французские отношения. Наполеон был недоволен позицией нейтралитета, занятой Россией, а Россию не устраивал подписанный без ее ведома мир между Францией и Австрией. Имел значение и тот факт, что Наполеон III после окончания войны меньше нуждался в поддержке России, чем до ее начала.. Однако в решении балканского вопроса, чрезвычайно важного для интересов России, обе державы продолжали действовать совместно. Они настаивали на выполнении Портой ее обязательств по уравнению прав христиан с мусульманами, содержавшихся в султанской грамоте 1856 г. (Хатт-и-Хумаюн). Россия и Франция поддерживали обращенные к султану требования Сербии по расширению автономии княжества. В конфликте между Турцией и Черногорией они защищали требования последней, добивавшейся получения выхода к морю. В результате усилий держав и победы черногорцев в войне с турками, в 1860 г. был утвержден турецко-черногорский протокол, по которому территория Черногории была увеличена в сторону Герцеговины. Кроме того, Россия, рассчитывая на лояльность Франции в решении черноморской проблемы, поддержала планы Наполеона III в Сирии, что явилось решающим фактором, позволившим Франции в 1860 г. получить согласие Лондона на экспедицию в Сирию. Но при всем этом Наполеон III не намеревался поддерживать Россию в ее стремлении восстановить влияние на православные народы Османской империи. Тюильрийский кабинет ревниво следил за оказанием Россией материальной помощи просветительным и церковным организациям на Балканах и в Палестине. В спорах православной и католической церквей Париж решительно встал на сторону католиков. Но самое главное: Франция по-прежнему оставалась верной союзу с Англией и вместе с Лондонским кабинетом стремилась полностью, сохранить условия Парижского договора. В этой ситуации Россия была вынуждена пойти на с сближение с Пруссией и Австрией: Первые шаги по этому пути были сделаны Веной и Берлином. Правители обеих стран с окончанием Крымской войны домогались союза с Россией. Новый подъем революционного и национально-освободительного движения, охвативший Европу в начале 60-х годов, стимулировал это сближение. Император Австрии Франц-Иосиф в октябре 1860 г. попросил у Александра II разрешения встретиться в Варшаве для переговоров по делам Европы. На Варшавскую встречу русский царь пригласил также прусского вице-регента. Главный вопрос, обсуждавшийся на совещании, сводился к единению правительств в борьбе с революционным движением. Конкретных решений в итоге переговоров принято не было; встреча явилась своеобразной разведкой, результаты которой сказались позже. Но Варшавское свидание монархов послужило симптомом начавшегося изменения во внешнеполитической ориентации Петербурга. В начале 60-х годов в правительстве усилилась оппозиция Горчакову, негативно относившаяся к курсу, направленному на сближение с Францией. В этом отношении весьма показательным было назначение в октябре 1862 г. на должность посла в Париже А. Ф. Будберга (вместо ушедшего в отставку П. Д. Киселева, разделявшего курс Горчакова на сближение с Францией), сторонника русско-прусского союза. Польское восстание.1863 г. завершило наметившееся ранее ухудшение русско-французских отношений. Политика России и западноевропейских держав в годы польского восстания Восстание в Польше, начавшееся в январе 1863 г., - было вызвано внутренним состоянием Польши и революционным подъемом в Западной Европе. Его ведущей силой стали шляхта и католическое духовенство. Восстание вызвало сочувствие в передовых кругах России и Запада. Оно усилило поляризацию в действиях европейских правительств. Англия и Франция словесно выступили с поддержкой требований восставших; Австрия, боясь за свои польские владения, но заинтересованная в ослаблении России, заняла позицию нейтралитета. Пруссия, опасаясь распространения восстания на свою территорию, открыто встала на сторону царизма. В первые дни восстания в Петербург был направлен прусский генерал Альвенслебен для выработки совместных действий против восставших. В результате переговоров 27 января (8 февраля) 1863 г. была подписана русско-прусская конвенция, предусматривавшая взаимную помощь "для восстановления порядка и спокойствия с предоставлением права отрядам как русским, так и прусским переходить через государственную границу в тех случаях, когда это оказалось бы нужным для преследования повстанцев". Этим соглашением Пруссия, помимо локализации восстания территорией Царства Польского, рассчитывала укрепить русско-прусские контакты и окончательно оторвать Россию от Франции. Конвенция достигла поставленных Пруссией целей: она усилила антирусские настроения в Англии и Франции и ухудшила отношения России с Австрией. В марте 1863 г. английское и французское правительства, ссылаясь на Венские трактаты 1815 г., высказали пожелания Петербургскому кабинету восстановить в Польше конституцию и провести амнистию восставших. Царское правительство отвергло эти предложения, посчитав их вмешательством во внутренние дела России. В июне 1863 г. Англия и Франция выступили с инициативой созыва конференции держав, подписавших трактаты 1815 г., с обсуждением польского вопроса. Но активных мер в пользу восставших западные правительства не предпринимали, что позволило Петербургскому кабинету еще раз заявить, что польский вопрос есть внутреннее дело России. В инструкции русским послам за границей (сентябрь 1863) МИД России предлагал прекратить все переговоры с европейскими державами о событиях в Польше. Тем не менее действия Англии и Франции доставили немало беспокойства правительству России. В Министерском отчете за 1863 г. Горчаков вынужден был признать польский вопрос "камнем преткновения для всех держав". В конце 1863 г. — начале 1864 г. царские войска подавили последние повстанческие отряды на территории Царства Польского. События в Польше ухудшили отношения России с Англией и Францией; они привели к росту национализма в русском обществе, усилили в нем антипольские настроения, содействовали русско-прусскому сближению. Однако А. М. Горчаков — сторонник русско-французского союза — ив эти годы считал необходимым "оставить двери открытыми" для будущего соглашения с Францией. Позиция России в войнах Пруссии за воссоединение Германии. В 60—70-е годы XIX в. в Европе продолжался процесс образования национальных государств (Румыния, Италия). Он затронул и Германию. Пропаганда единения немцев, которую активно проводил один из крупных политиков канцлер Пруссии О. Бисмарк, встречала поддержку у населения страны. В 1864 г. потерпела поражение от австро-прусских войск Дания; в 1866 г. в австро-прус- ской войне была разбита Австрия. Длительное австро-прусское соперничество за ведущую роль в объединении Германии кончилось в пользу Пруссии. Она становилась решающей силой Германии. В 1867 г. был создан Северо-Германский Союз, президентом которого считался прусский король. Германский Союз, созданный решением Венского конгресса, при руководящей роли в ней Австрии, перестал существовать. Так, австро-прусская война явилась еще одним шагом по пути объединения германских государств вокруг Пруссии. Отношение России к победе Пруссии над Австрией не было одноплановым. Усиление Пруссии ставило под угрозу западную границу страны. Вместе с тем разгром Австрии, соперницы России на Балканах, был ей выгоден. Но опасность дальнейшего усиления Пруссии в Европе превышала выгоды от временного ослабления Австрии на Балканах. Для сохранения "равновесия" в Германии Россия стремилась удержать влияние Австрии в южногерманских государствах, не вошедших в Северо-Германский Союз. "Ясно, что поглощение Пруссией Германии совсем не в наших интересах", — писал А. М. Горчаков. Ликвидация Германского Союза рассматривалась русским правительством как акт незаконный, нарушавший решения Венского конгресса и угрожавший "равновесию Европы". На этом основании Петербургский кабинет предложил государствам Западной Европы опротестовать единоличные действия Пруссии. Франция и Англия не поддержали предложение России на том основании, что Венский договор 1815 г. неоднократно нарушался державами и ранее. Россия одна не рискнула опротестовать действия Пруссии, заняв, подобно Англии и Франции, позицию нейтралитета. Берлинский кабинет, пытаясь утвердить Россию в этом решении, направил в Петербург в августе 1866 г. специальную миссию во главе с генералом Мантейфелем. Последний должен был убедить царское правительство в консервативности курса Пруссии и правомерности ее территориальных захватов. Мантейфелю также поручалось поддержать планы России по отмене нейтрализации Черного моря, — что являлось главной целью его миссии, — если русское правительство само поставит этот вопрос. В результате переговоров Берлинский кабинет получил устную поддержку царского правительства в его политике по воссоединению Германии под главенством Пруссии, а Россия — помощь Пруссии в восточном вопросе. Последнее обстоятельство явилось главной причиной дальнейших русско-прусских контактов. Русско-американские отношения 60-е годы XIX в. 60-е годы XIX в. стали важной вехой не толь в ко в истории государств Европы, но и в жизни Соединенных Штатов Америки. Война за независимость США (70—80-е годы XVIII в.), завершившаяся победой американского народа в борьбе против Англии, расчистила путь для капиталистического развития государства. Но разные уклады в различных регионах страны — капиталистический север и рабовладельческий юг, борьба "плантаторов" и "эмансипаторов" — привели в XIX в. к столкновению интересов северян и южан, т. е. к Гражданской войне. События в США вызвали большой интерес в России. С начала Гражданской войны русское правительство заняло благожелательную позицию по отношению к северянам, что было проявлением дружественных русско-американских связей, установленных еще со времени борьбы за независимость. В годы Крымской войны, когда англо-французский флот готовил нападение на дальневосточные владения России, американское правительство предупредило местную русскую администрацию о враждебной акции западных стран, что позволило России успешно отбить нападение вражеского флота. Лояльные отношения между Россией и США объяснялись рядом причин, главной из которых был единый взгляд на политику Англии. Оба государства видели в Великобритании свою противницу. В 60-е годы XIX в. русско-английские противоречия в Средней Азии, на Ближнем Востоке приобрели особенно острый характер. Одновременно с этим усилилось соперничество между США и Англией. Американский флот представлял угрозу мировой гегемонии Великобритании, а товары США стали теснить английские. В России, ликвидировавшей в 1861 г. крепостное право и вступившей на путь капиталистического развития, США видели страну, способную оказать содействие победе над южанами и противостоять планам Англии и Франции на Американском континенте и Тихом океане. Русское правительство было заинтересовано в скорейшем окончании Гражданской войны и в восстановлении единства Соединенных Штатов, рассматривая их как элемент "мирового равновесия". С решением внешнеполитических задач царизма связана морская экспедиция России в Америку. В июле 1863 г. русское правительство направило через Атлантику к берегам США военную эскадру под руководством контр-адмирала С. С. Лесовского. Другая эскадра под командованием контр-адмирала А. А. Попова через Тихий океан достигла Сан-Франциско. Русские суда, направленные в Тихий океан в связи с событиями в Польше, обострившими отношения России с Англией и Францией, действовали с согласия США. Они должны были крейсировать в океане и бороться против морской торговли, а также против колоний Англии и Франции в случае их войны с Россией. Кроме того, командирам русских эс-кадр предписывалось охранять территорию США от возможного нападения англо-французского флота. Реальность войны с западными державами из-за Польши была маловероятной. Посылка русских эскадр явилась своеобразной демонстрацией, которая должна была отвлечь внимание европейских правительств от событий в Польше и публично заявить о русско-американском единстве. В июле 1864 г., когда опасность вмешательства стран Запада в дела Польши отпала, а североамериканские войска перешли в наступление по всему фронту, русские эскадры покинули Штаты. Во второй половине XVIII в. с возникновением - русских поселений на Аляске, Алеутских островах и, особенно, с созданием в 1799 г. Российско- Американской компании усилилось внимание российских правящих кругов к Сибири и Дальнему Востоку. Освоение этих территорий требовало установления торговых связей и четких границ с сопредельными странами. Граница с Китаем нуждалась в уточнении; с Японией — страной, закрытой для иностранцев, до середины XIX в. не существовало дипломатических и торговых отношений. Первый договор с Китаем, подписанный в Нерчинске в 1689 г. при неблагоприятных для России обстоятельствах (численном превосходстве военных сил Китая над Россией), устанавливал русско-китайскую границу от рек Горбица и Аргунь по "Каменным горам" до верховьев реки Уди (Уды). По договору вся территория Нижнего Приамурья и Приморья оставалась не разграниченной "до иного благополучного времени". По условиям мира Россия теряла земли, входившие в Албазинское воеводство, и лишалась права судоходства по Амуру. Однако демаркация границы на местности не была проведена, а сам договор не был ратифицирован соответствующими актами, поскольку между двумя странами не существовало дипломатических отношений. В XVIII — начале XIX вв. русское правительство многократно направляло посольства в Пекин для уточнения границы и расширения торговли. Но подписанные русско-китайские соглашения касались лишь частных вопросов. До середины XIX в. Россия не имела в Китае дипломатического представительства. Его роль фактически выполняла русская духовная миссия, созданная Петром I в 1716 г. В состав миссии, помимо священнослужителей, входили светские лица — врачи, ученые, студенты. Они занимались историей Китая, изучением восточных языков, переводами книг. Помимо этого руководители миссии сообщали в Петербург сведения о внутреннем состоянии Китая и его внешней политике, что при отсутствии дипломатического представителя имело важное значение для России. В XIX в. обстановка на Дальнем Востоке осложнилась. В этом регионе активизировали свою деятельность западноевропейские государства и США. В 40—60-х годах XIX в. Англия и Франция развязали против Китая так называемые "опиумные войны", поводом для которых послужил протест Пекина в связи с продажей западными странами опиума и вторжением их войск на террито— рию Китая. Поражение Китая в первой опиумной войне вынудили цинское правительство подписать с Англией в 1842 г. Нанкинский договор, открывший для нее пять портов, что привело к наплыву в Китай западноевропейских товаров и экономическому закабалению страны. Этот договор сказался и на сокращении русско-китайской торговли. Он представлял опасность для российских границ на Дальнем Востоке. Российская администрация в Сибири неоднократно обращалась в Петербург с просьбой оградить торговые интересы России, принять меры против реальной угрозы проникновения на Амур и Сахалин западноевропейских и американских судов. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, один из талантливых государственных деятелей России, приложил немало усилий, чтобы привлечь внимание российского правительства к дальневосточным владениям России. В докладных записках Николаю I он отмечал незащищенность дальневосточных границ и предлагал занять устье реки Амур. "... Кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть и Сибирью", — писал он. Убедительность доводов Муравьева и, главное, активность действий в этом регионе государств Запада побудили Петербург в январе 1849 г. обсудить на совещании дальневосточный вопрос. Его участники сочли необходимым еще раз направить экспедицию для обследования устья Амура и выяснения обстановки на Дальнем Востоке. Ранее, в 1847 г., эту задачу выполнил подпоручик А. М. Гаврилов, отправившийся с секретной миссией к берегам Амура. Он установил, что в Амурский лиман могут заходить крупные морские суда. Но в силу секретности экспедиции о ее результатах знали лишь немногие правительственные чиновники. По существу путь Гаврилова к Амуру в 1849 г. повторил Г. И. Невельской. Членам экспедиции Невельского удалось не только подтвердить судоходность Амура, но и установить, что Сахалин не полуостров, как считалось ранее, а остров, отделенный от материка судоходным Татарским проливом (это открытие помогло русским судам во время Крымской войны спастись в проливе от преследования противника). В 1850 г. на Амуре было построено укрепление Петровское, а в устье реки заложен город Николаевск. Новая Амурская экспедиция Невельского (1852—1853) специально занималась пограничными вопросами, связанными с изменениями условий Нерчинского договора 1689 г. В сентябре 1853 г. на Южном Сахалине был заложен Муравьевский пост. Крымская война задержала освоение дальневосточных рубежей России, а бомбардировка Англией и Францией русских портов заставила Петербургский кабинет ускорить переговоры с Китаем по пограничным вопросам. Новые претензии к Китаю, заявленные Англией и Францией после окончания Крымской войны, побудили Пекин возобновить военные действия с этими государствами. Продолжавшиеся войны Англии и Франции с Китаем представляли опасность и для России. В этих условиях русское правительство предложило Пекину встречу по уточнению границы и амурскому вопросу. Китай принял предложение. В мае 1858 г. в Айгуне (южнее Благовещенска) такая встреча состоялась. Российскую сторону представлял Н. Н. Муравьев, Китайскую — князь И. Шань. Русский генерал-губернатор убедительно доказал заинтересованность обеих стран в решении пограничных вопросов. "При настоящем распространении на Тихом океане иностранных владений и завоеваний, — отмечал Н. Муравьев, — нельзя далее оставлять прилегающие к устью Амура страны и моря без разграничения, как то по Нерчинскому трактату... Россия не потерпит, чтобы устье реки, вершины которой протекают по ее владениям, было занято какой-либо иностранной державой". Китайским представителям был вручён проект договора, в составлении которого участвовал вице-адмирал Е. В. Путятин. Его положения были одобрены Горчаковым. В итоге переговоров 16 (28) мая 1858 г. в Айгуне был подписан договор, согласно которому к России возвращалась территория по левому берегу Амура, отошедшая ранее к Китаю по Нерчинскому трактату. Правый берег Амура до р. Уссури объявлялся владением Китая. Территория от реки Уссури до моря (Уссурийский край) оставалась неразграниченной. Плавание по рекам Уссури, Амуру, Сунгари разрешалось только русским и китайским судам. Договор, таким образом, закрывал доступ английским, французским, американским судам в В июне 1858 г. Е. В. Путятиным было подписано еще одно соглашение с Китаем — в Тянъцзине. Оно касалось торговых и дипломатических отношений двух стран. По соглашению Россия получила права торговли не только по сухопутной границе (как было ранее), но и в морских портах Китая. Кроме того, Россия добилась права иметь постоянного представителя в Пекине и консулов во всех портах Китая, открытых для других европейских держав. Айгунский и Тяньцзинский договоры решили вопрос о Приамурье, но Уссурийский край еще оставался в совместном владении России и Китая. Для урегулирования этого вопроса в 1859 г. в Пекин прибыл генерал Н. П. Игнатьев, проявивший себя ранее как инициативный политик и дипломат. Требование России о переходе в ее владения Уссурийского края первоначально было отклонено пекинскими уполномоченными. Более того, Китай отказался от ратификации Айгунского договора. Однако успехи англо-французских войск в продолжавшейся "опиумной войне" (Россия не принимала в ней участия и не торговала опиумом), реальная угроза захвата ими Пекина заставили Китай осенью 1860 г. обратиться к Игнатьеву с просьбой быть посредником в примирении воюющих сторон. Игнатьев принял предложение, но поставил условием ратификацию Китаем ранее подписанных договоров, на что китайская сторона согласилась. Посредничество Игнатьева помогло завершить за- тянувшийся конфликт с Англией и Францией и заключить с ними мир. Вслед за прекращением войны в Пекине 2 (14) ноября 1860 г.был подписан русско-китайский договор, подтверждавший условия Айгунского и Тяньцзинского договоров и закрепивший за Россией весь Уссурийский край. Включение Приамурья и Приморья укрепило позиции России на Тихом океане. С этого времени началось быстрое освоение края; ширилась русско-китайская торговля; в заливе Петра Великого был основан г. Владивосток; по берегам Амура и Уссури стали строиться города — Благовещенск, Хабаровск, Мариинск. Успешное завершение русско-китайских переговоров сделало Н. П. Игнатьева "героем дня" и способствовало назначению его в 1861 г. директором Азиатского департамента МИД. Подписание русско-китайского договора в Пекине позволило России приступить к уточнению границы с Западным Китаем: В результате довольно трудных русско-китайских переговоров в 1864 г. был подписан Чугучакский протокол, по которому Россия расширила свою территорию за счет включения в ее состав земель в Илийском крае с кочевьями киргизов и казахов, не принадлежавших Китаю. В середине XIX в. Россия предпринимает усилия по установлению торговых и дипломатических отношений с Японией. Первые сведения об этой стране, закрытой для европейцев, стали известны с конца XVII — начала XVIII вв. благодаря российским землепроходцам и мореплавателям — В. Атласову, Д. Анциферову, И. Козыревскому и др. Ими были открыты и нанесены на карту Курильские острова, тогда неизвестные японцам. Попытки россиян, проживавших на Аляске, Алеутских и Курильских островах, испытывавших нужду в продовольствии, вступить в торговые связи с Японией успеха не имели. Не смогли решить эту задачу и правительственные миссии. Так, в кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна (1803—1806) один из его кораблей во главе с чрезвычайным послом Н. П. Резановым и грамотой Александра I к Микадо был направлен в Японию. Прибыв в порт Нагасаки в сентябре 1804 г., Резанов передал местным чиновникам письмо императора с просьбой к главе японского государства вступить в дружеские переговоры с Россией. Только в марте 1805 г. был получен ответ, извещавший посла, что японское правительство, руководствуясь "древним законом и отсутствием у Японии необходимости торговать с иностранцами", просит Резанова покинуть страну. Но и после этой неудачи и даже ареста членов топографической экспедиции, руководимой В. М. Головниным (1811), Россия не оставляла надежды на сближение с Японией. Новый этап в политике России на Дальнем Востоке был связан как с внутренними процессами в государстве, так и расширением экспансии в этом регионе стран Западной Европы и США. Важную роль в решении задач дальневосточной политики России сыграл, в частности, контр-адмирал Е. В. Путятин, хорошо знавший Дальний Восток, принимавший участие в ряде кругосветных экспедиций. Он представил в Сибирский Комитет записку, в которой предлагал направить на Дальний Восток экспедицию для новых русско-японских переговоров. Император Николай I согласился с доводами контр-адмирала. В своем послании японскому императору (1843) царь предлагал вступить в переговоры с Россией, разрешить русским купеческим судам свободный вход в японские порты, заверяя, что русские подданные будут соблюдать японские обычаи и законы страны. Но экспедиция была отложена по экономическим и политическим соображениям — опасением вызвать противодействие Запада. В 40-х — начале 50-х годов правление Российско-Американской компании самостоятельно попыталось наладить торговлю с Японией. Русские моряки доплывали до японского порта Симода. Встречаясь с японцами, они заверяли их в благожелательном к ним отношении. Но власти Симода, ссылаясь на закрытость гавани для иностранцев, неизменно требовали ухода русских судов из японских территориальных вод. Но время вносило свои коррективы в традиционную политику самоизоляции Японии. После открытия портов Китая для иностранцев (1842), установления пароходного сообщения Европы с Азией и постепенного превращения Тихого океана в мировой торговый путь, политика изоляции оказалась несостоятельной. В 1852 г. российское правительство направило в Японию и Китай еще одну экспедицию, которую вновь возглавил опытный флотоводец вице-адмирал и генерал-адъютант Е. В. Путятин. В инструкции, составленной министром иностранных дел К. В. Нессельроде,. Путятину рекомендовалось убедить японское правительство в обоюдной выгоде русско-японского "соглашения, обещать японцам свободу торговли на территории России. При этом в инструкции специально оговаривалось, что переговоры по вопросам торговли и установлению дипломатических отношений следует вести в дружественном тоне, доказывая исключительно мирные намерения России по отношению к Японии и ее народу. В составе экспедиции, вышедшей из Кронштадта в октябре 1852 г., находился русский писатель И. А. Гончаров, изложивший свои впечатления о Японии и ее обитателях в записках "Фрегат "Паллада". В сентябре 1853 г. Путятин прибыл в порт Нагасаки и передал губернатору города письма К. В. Нессельроде. Переговоры в Нагасаки были тяжелыми. Они начались до Крымской войны и по некоторым вопросам (в частности, об открытии портов для русской торговли) намечалось сближение позиций. Война задержала подписание договора, а бомбардировка русских портов на Дальнем Востоке еще раз подтвердила важность для России соглашения с Японией. Но военные неудачи России повлияли на поведение японцев: они стали менее сговорчивыми и более категоричными в своих требованиях. Однако Путятин был терпелив и хорошо помнил напутствие Нессельроде: "Без договора не возвращайся". В конце 1854 г. пере- говоры были перенесены в порт Симода, где по прибытии российских моряков произошло землетрясение, в результате которого русский фрегат "Диана" потерпел крушение и затонул; русским пришлось в Японии строить новую шхуну. "Этот эпизод, — отмечалось в отчете МИД, — в известной степени открыл путь к более тесному сближению посредством обмена взаимных услуг", сблизил русских моряков с японскими, снял существовавшие ранее подозрительность и недоверие и ускорил завершение переговоров. 25 января (7 февраля) 1855 г. в порту Симода был подписан первый русско-японский договор, установивший торговые и дипломатические отношения между двумя странами, мир и дружбу между Россией и Японией. По статьям договора граница двух государств проходила между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп из гряды южнокурильских островов отходил к Японии, а остров Уруп и другие Курильские острова к северу от него составляли владение России. Сахалин объявлялся "неразделенным между Россией и Японией". Договор открывал для российской торговли порты Симода, Хакадотэ и Нагасаки; в один из них назначался русский консул. Симодский договор, подписанный в годы Крымской войны, был свидетельством взаимных компромиссов сторон: Россия поступилась частью Курильских островов и согласилась на требование о "нераздельности" владения островом Сахалин, где с. начала XIX в. существовали российские сторожевые посты. Япония, со своей стороны, открывала для русских судов ряд японских портов и разрешала пребывание российского консула (чег< Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|