Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процесса





Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процесса

Вопросы:

Сущность, функции и структура процесса обучения

Современные дидактические теории и технологии обучения

Методы и формы обучения.

 

1. Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения.

Понятие «дидактика» впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения».

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика», в котором назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». В ее структуре, однако, он рассматривал и вопросы воспитания.

Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения.

Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики.

Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение».

Преподавание – это деятельность педагога:

- по передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений.

Учение – это деятельность ученика, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых.

Дидактическая система — это система процесса и результатов обуче­ния, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность преподавателя) и учение (учебная деятельность студентов).

Вопрос о предмете дидактики остается открытым.

Одни ученые в качестве предмета дидактики выделяют процесс и результаты обучения в системе образования; другие — закономерности и принципы обуче­ния, включая цели, содержание образования, формы, методы и средства обуче­ния; третьи выделяют лишь процесс и результат преподавания и учения; четвертые выделяют в качестве предмета определяют процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем.

Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двухсторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (обучаемые), преподавание и учение. Ученик – не только объект обучающих воздействий, он – субъект социально организуемого познания, субъект педагогического процесса.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Дидактические принципы

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся.

Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.

В качестве дидактических используют следующие принципы:

§ сознательность, активность и самостоятельность обучения;

§ наглядность;

§ системность, последовательность и комплексность обучения;

§ обучение на высоком уровне трудности;

§ прочность усвоения знаний и научный подход в обучении;

§ взаимосвязь теории и практики;

§ проблемность обучения;

§ доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом. Они призваны помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: «Для чего учить?» «Как учить?» «Чему учить?».

Как наука дидактика стремится ответить на следующие вопросы (решить следующие задачи) (см. 2).

Таблица 2

Дидактические вопросы, задачи Что исследуется, разрабатывается
Для чего учить? Цели образования, обучения
Чему учить? Содержание образования, обучения
Как учить? Методы обучения (преподавания и учения)
Как организовать обучение? Формы организации обучения
С помощью чего осуществляется обучение? Учебники, учебные пособия, дидактический материал, компьютерные программы и т.д.
Как оценить и проконтролировать результаты обучения? Методы контроля и оценки результатов обучения
Что достигается а результате обучения? Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения
Какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны? Принципы обучения и их с

 

Принципы организации учебного проце сса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.

Существуют следующие принципы, влияющие на процесс обучения:

- Принцип самоорганизации – определяет закономерности формирования учебной деятельности;

- Принцип развития – предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование;

- Принцип самостоятельности – ориентирует на проявление инициативы и творчества;

- Принцип ответственности – требует от всех участников учебного процесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности;

- Принцип коллективизма – предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:

§ обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;

§ учет возрастных, социально-психологических и индивидуаль­ных особенностей студентов;

§ профессиональная направленность обучения и воспитания;

§ органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

2. Современные дидактические теории и технологии обучения

Педагогическая теория — это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, законо­мерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие процессов и явлений.

Дидактическая теория — это система научных знаний о процессах и явле­ниях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономернос­тей, принципах и понятиях, позволяющих описать, объяснить и прогнозиро­вать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Однако, чтобы педагогическая теория «заработала», реально дала ощути­мый педагогический эффект; ее необходимо трансформировать в конкретную методику обучения (воспитания), а еще лучше — в педагогическую технологию.

«Термин «методика обучения», — писал Д.В. Занков, — фигурирует и для обозначения свода правил, указаний, относящихся к практике преподавания того или иного учебного предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношениях с общими зако­номерностями обучения» [ Занков П.В. Обучение и развитие. — М., 1975., с.110].

«Технология» происходит от греческого techne — ис­кусство, мастерство и logos — наука, закон.

«Слагаемые педагогической технологии»: 1) четкая, последова­тельная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; 2) структурирование, упорядочение, уплотнение содержания, информации, подлежащих усвоению; 3) комплексное применение дидактических, техничес­ких, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля; 4) усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; 5) гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. С.3).

2.1. Развивающее обучение.

2.2. Проблемное обучение.

2.3. Модульное обучение.

2.4. Программированное обучение.

2.1. Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Основные идеи:

1) обучение ведёт за собой развитие;

2) понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития (результат достигается при содействии педагога).

Общие принципы развивающего обучения:

- диалогичность;

- высокая степень трудности обучения;

- высокий темп обучения;

- индивидуализация.

Принцип трудности реализуется в преодолении учащимися препятствий в решении учебных задач, вызывающих определенное напряжение их сил и спо­собностей. То есть данный принцип можно назвать принципом проблемности обучения. Принцип трудности предопределяет ведущую роль теоретических знаний, не принижает значения практических умений и на­выков учащихся. Цель данного обучения – движение мысли от общего к частному.

Развивающее обучение, ориентируясь на формирование теоретическо­го мышления, требует определенного отбора и конструирования содержания учебных предметов, дидактических пособий, которые подчиняются некоторым логико-психологическим требованиям, соответствующим движению мысли обучающихся в процессе усвоения от общего к частному.

Основное применение этого метода в вузе – это вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Приоритетные стратегии дальнейших исследований проблем развива­ющего обучения применительно к высшей школе: 1) необходим творческий перенос идей развивающего обучения из начальной и средней школы в вузы; 2) разработка с позиции развивающего обучения критериев отбора и констру­ирования содержания задач и заданий по целостному курсу (критерии труд­ности, сложности, проблемности и др.); 3) совершенствование методик фор­мирования общеучебных умений (с учетом специфики учебного предмета, возрастных и индивидуальных особенностей студентов); 4) усиление диагнос­тических функций в системе развивающего обучения; 5) повышение квалифи­кации и педагогического мастерства преподавателей в применении теории и технологии развивающего обучения; 6) совершенствование методик формиро­вания понятий в системе развивающего обучения; 7) разработка развивающих игр в системе с применением персональных ЭВМ и пр.

1.2. Проблемное обучение.

Теория проблемного обучения. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952)

В 60-70-е годы педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать направление в методике обучения, получившее название проблемного.

Первое, более значительное обоснование исследовательского метода мы находим у педагога-биолога А.Я. Герда ( 60—70-х годов XIX в).

Генри Армстронг, профессор химии в Центральном колледже в Сити, автор книги «Эвристический метод» в 1889 г. писал: «Эвристический метод ставит учащихся в положение исследо­вателя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слы­шать о них... Для того, чтобы изучение физики могло проявить такую разви­вающую силу, необходимо, чтобы оно выяснило научный метод исследования природы путем наблюдения, опыта и рассуждения, поддерживаемых гипотеза­ми» [Армстронг Г. Эвристический метод обучения. — М., 1900., с.3].

Функции проблемного обучения:

- творческое владение учебным материалом;

- усвоение опыта творческой деятельности.

Сегодня под проблемным обучениемпонимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

-создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

-повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

-применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

В системе проблемного обучения особое внимание уделяется учебной про­блеме.

«Учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвое­ния, определяющее направление умственного поиска, побуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к уяснению нового понятия или способа действия» [ Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. с.128].

Приемы создания проблемных ситуаций:

1. Создание ситуации выбора, принятие решения.

2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений.

3. Экскурсы в историю открытий, изобретений. Предложение студентам установить причинно-следственные связи, отношения между явлениями, про­цессами.

4. Показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между тео­рией и жизненным опытом студентов.

5. Принципиально новый взгляд на привычное явление.

6. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.

7. Постановка перед студентами вопросов, требующих: а) эксперимен­та, выдвижения гипотезы; б) поиска новых взаимосвязей между явлениями; в) объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук.

В теории и практики проблемного обучения существуют два направления:

Эвристическое обучение.

Эвристическая беседа

Не всякий материал применим к его использованию, а только тот, который допускает альтернативные подходы; оно возможно на материале высокого уровня значимости (методологического, тематического) при наличии у обучаемых «стартового» уровня знаний и умений, опыта в изучаемой области; требует больших временных затрат.

Практико-операционные.

Поисково-творческие.

4. Самостоятельная работа студентов.

Активные методы обучения.

Успешность обучения непосредственно зависит от практической вовлеченности обучаемого в выполнение того или иного задания. Одним из путей решения этой проблемы является необходимость широкого использования в учебном процессе активных (нетрадиционных методов обучения).

Конкретные интерактивные методы: 1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением 7) работа в малых динамических группах 8) тренинг 9) кейс-метод и др.

Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процесса

Вопросы:







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.