|
Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процессаСтр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процесса Вопросы: Сущность, функции и структура процесса обучения Современные дидактические теории и технологии обучения Методы и формы обучения.
1. Одной из важнейших составляющих частей педагогики является дидактика (греч. глагол didaskein означает учить, объяснять, доказывать, а также учиться) – теория и методика обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых, описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями, характеризует принципы, методы и формы обучения. Понятие «дидактика» впервые ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения». В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика», в котором назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». В ее структуре, однако, он рассматривал и вопросы воспитания. Как общественное явление обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного опыта в соответствии с социальным заказом в содержании образования. Профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует социальный заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним. Эти требования реализуются в процессе обучения. Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики. Обучение – это способ организации образовательного процесса, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение». Преподавание – это деятельность педагога: - по передаче информации; - организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; - стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; - оценке учебных достижений. Учение – это деятельность ученика, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Содержание образования – это конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые отражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качествах обучаемых. Дидактическая система — это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание (деятельность преподавателя) и учение (учебная деятельность студентов). Вопрос о предмете дидактики остается открытым. Одни ученые в качестве предмета дидактики выделяют процесс и результаты обучения в системе образования; другие — закономерности и принципы обучения, включая цели, содержание образования, формы, методы и средства обучения; третьи выделяют лишь процесс и результат преподавания и учения; четвертые выделяют в качестве предмета определяют процесс и результаты функционирования и саморазвития дидактических систем. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двухсторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (обучаемые), преподавание и учение. Ученик – не только объект обучающих воздействий, он – субъект социально организуемого познания, субъект педагогического процесса. В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические (обучающие) системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Дидактические принципы В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподавателя и обучающихся. Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы: § сознательность, активность и самостоятельность обучения; § наглядность; § системность, последовательность и комплексность обучения; § обучение на высоком уровне трудности; § прочность усвоения знаний и научный подход в обучении; § взаимосвязь теории и практики; § проблемность обучения; § доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом. Они призваны помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: «Для чего учить?» «Как учить?» «Чему учить?». Как наука дидактика стремится ответить на следующие вопросы (решить следующие задачи) (см. 2). Таблица 2
Принципы организации учебного проце сса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. Существуют следующие принципы, влияющие на процесс обучения: - Принцип самоорганизации – определяет закономерности формирования учебной деятельности; - Принцип развития – предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование; - Принцип самостоятельности – ориентирует на проявление инициативы и творчества; - Принцип ответственности – требует от всех участников учебного процесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности; - Принцип коллективизма – предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм. Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности. В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как: § обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза; § учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов; § профессиональная направленность обучения и воспитания; § органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью. 2. Современные дидактические теории и технологии обучения Педагогическая теория — это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие процессов и явлений. Дидактическая теория — это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципах и понятиях, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений. Однако, чтобы педагогическая теория «заработала», реально дала ощутимый педагогический эффект; ее необходимо трансформировать в конкретную методику обучения (воспитания), а еще лучше — в педагогическую технологию. «Термин «методика обучения», — писал Д.В. Занков, — фигурирует и для обозначения свода правил, указаний, относящихся к практике преподавания того или иного учебного предмета, и для обозначения педагогической науки, исследующей обучение данному предмету в его соотношениях с общими закономерностями обучения» [ Занков П.В. Обучение и развитие. — М., 1975., с.110]. «Технология» происходит от греческого techne — искусство, мастерство и logos — наука, закон. «Слагаемые педагогической технологии»: 1) четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; 2) структурирование, упорядочение, уплотнение содержания, информации, подлежащих усвоению; 3) комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля; 4) усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; 5) гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. С.3). 2.1. Развивающее обучение. 2.2. Проблемное обучение. 2.3. Модульное обучение. 2.4. Программированное обучение. 2.1. Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Основные идеи: 1) обучение ведёт за собой развитие; 2) понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития (результат достигается при содействии педагога). Общие принципы развивающего обучения: - диалогичность; - высокая степень трудности обучения; - высокий темп обучения; - индивидуализация. Принцип трудности реализуется в преодолении учащимися препятствий в решении учебных задач, вызывающих определенное напряжение их сил и способностей. То есть данный принцип можно назвать принципом проблемности обучения. Принцип трудности предопределяет ведущую роль теоретических знаний, не принижает значения практических умений и навыков учащихся. Цель данного обучения – движение мысли от общего к частному. Развивающее обучение, ориентируясь на формирование теоретического мышления, требует определенного отбора и конструирования содержания учебных предметов, дидактических пособий, которые подчиняются некоторым логико-психологическим требованиям, соответствующим движению мысли обучающихся в процессе усвоения от общего к частному. Основное применение этого метода в вузе – это вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Приоритетные стратегии дальнейших исследований проблем развивающего обучения применительно к высшей школе: 1) необходим творческий перенос идей развивающего обучения из начальной и средней школы в вузы; 2) разработка с позиции развивающего обучения критериев отбора и конструирования содержания задач и заданий по целостному курсу (критерии трудности, сложности, проблемности и др.); 3) совершенствование методик формирования общеучебных умений (с учетом специфики учебного предмета, возрастных и индивидуальных особенностей студентов); 4) усиление диагностических функций в системе развивающего обучения; 5) повышение квалификации и педагогического мастерства преподавателей в применении теории и технологии развивающего обучения; 6) совершенствование методик формирования понятий в системе развивающего обучения; 7) разработка развивающих игр в системе с применением персональных ЭВМ и пр. 1.2. Проблемное обучение. Теория проблемного обучения. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952) В 60-70-е годы педагоги и психологи (за рубежом Дж. Брунер — США, В. Оконь — Польша; в нашей стране М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др.) стали разрабатывать направление в методике обучения, получившее название проблемного. Первое, более значительное обоснование исследовательского метода мы находим у педагога-биолога А.Я. Герда ( 60—70-х годов XIX в). Генри Армстронг, профессор химии в Центральном колледже в Сити, автор книги «Эвристический метод» в 1889 г. писал: «Эвристический метод ставит учащихся в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них... Для того, чтобы изучение физики могло проявить такую развивающую силу, необходимо, чтобы оно выяснило научный метод исследования природы путем наблюдения, опыта и рассуждения, поддерживаемых гипотезами» [Армстронг Г. Эвристический метод обучения. — М., 1900., с.3]. Функции проблемного обучения: - творческое владение учебным материалом; - усвоение опыта творческой деятельности. Сегодня под проблемным обучениемпонимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Для достижения этой цели надо решать следующие задачи: -создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования; -повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. -применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе. В системе проблемного обучения особое внимание уделяется учебной проблеме. «Учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, побуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к уяснению нового понятия или способа действия» [ Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. с.128]. Приемы создания проблемных ситуаций: 1. Создание ситуации выбора, принятие решения. 2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений. 3. Экскурсы в историю открытий, изобретений. Предложение студентам установить причинно-следственные связи, отношения между явлениями, процессами. 4. Показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между теорией и жизненным опытом студентов. 5. Принципиально новый взгляд на привычное явление. 6. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления. 7. Постановка перед студентами вопросов, требующих: а) эксперимента, выдвижения гипотезы; б) поиска новых взаимосвязей между явлениями; в) объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук. В теории и практики проблемного обучения существуют два направления: Эвристическое обучение. Эвристическая беседа Не всякий материал применим к его использованию, а только тот, который допускает альтернативные подходы; оно возможно на материале высокого уровня значимости (методологического, тематического) при наличии у обучаемых «стартового» уровня знаний и умений, опыта в изучаемой области; требует больших временных затрат. Практико-операционные. Поисково-творческие. 4. Самостоятельная работа студентов. Активные методы обучения. Успешность обучения непосредственно зависит от практической вовлеченности обучаемого в выполнение того или иного задания. Одним из путей решения этой проблемы является необходимость широкого использования в учебном процессе активных (нетрадиционных методов обучения). Конкретные интерактивные методы: 1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением 7) работа в малых динамических группах 8) тренинг 9) кейс-метод и др. Лекция 9. Характеристика обучения как дидактического процесса Вопросы: Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|