Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поисково-творческие методы обучения.





Функции:

-развитие креативности, творческого мышления студентов,

-формирование познавательной и научной активности, умений в области научного поиска.

Конкретные методы:

- наблюдение;

· опыт;

· эксперимент;

· сократовская беседа;

· «лабиринт»;

· «мозговая атака»;

· «аквариум»;

· бригадный метод;

· «думай, слушай, предлагай»;

· творческий диалог;

· анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных);

· инсайт;

· кейс-метод.

Наблюдение. Широко применяется в вузовском обучении по всем предметам. Помогает студентам проникнуть в суть явлений, процессов, ситуаций, подойти к научным обобщениям, подтвердить выводы.

Опыт (см. ранее).

Эксперимент. Основное назначение метода — получение новых научных данных, теоретических выводов, проверка гипотез, создание научных концепций. Метод применяется на старших курсах вуза. Это сложный метод, его реализация носит нередко длительный характер и предполагает наличие определенной программы. Эксперименты по своей цели и содержанию отличаются друг от друга, что обусловлено спецификой учебного предмета.

В условиях вуза метод используется при подготовке курсовых или дипломных работ, а также при участии студентов в научных исследованиях.

Сократовская беседа.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

– они должны быть логически связаны;

– они должны соответствовать уровню развития учащихся;

– они не должны подсказывать ответ.

 

 

Особенности вопросов:

1) вопросы имеют четкую проблемную последовательность, логически взаимосвязаны, благодаря чему студенты сами как бы незаметно отыскивают правильные ответы;

2) «вопросы Сократа» преследуют цель поставить студентов в тупик, показать ошибочность их суждений и выводов, а затем вернуть назад, с тем чтобы найти правильные ответы и решить проблему.

 

Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается студент. Необходимо привлекать других студентов исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

«Лабиринт». Студенты, получая для решения задачу, проблему, конфликтную ситуацию, одновременно снабжаются рядом вариантов-предположений (верных и ошибочных) для решения. Целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или когда существует несколько способов решения задачи.

«Мозговая атака» («брейнсторминг»). Метод впервые предложен А. Осборном (США) в 40-х годах XXв. и заключается в обучении свободному обсуждению проблемы, высказыванию предположения о путях ее решения, не заботясь о грамотности или целеустремленности своих действий, высказыванию как можно большего числа идей в непринужденной, неформальной обстановке. Метод сложный, не имеет широкого применения, относится к игровым. Дает положительный результат при обсуждении спорных вопросов, гипотез, проблемных или конфликтных ситуаций.

Академическая группа подразделяется на две подгруппы— «генераторов идей» и «критиков идей». Определяется также группа экспертов-аналитиков, как правило, из трех человек. Метод реализуется в четыре этапа:

1) подготовительный: преподаватель проводит инструктаж о цели, содержании, характере и правилах участия в игре;

2) «генераторы идей» быстро и четко высказывают все варианты решения названной проблемы, создают «банк идей»;

3) «критики идей» «атакуют»: отбирают наиболее ценные, прогрессивные идеи и предложения, анализируют, оценивают, критикуют их и включают в список актуальных идей, обеспечивающих решение проблемы;

4) эксперты анализируют и оценивают деятельность обеих подгрупп, значимость выдвинутых идей.

Метод заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Золотое правило мозговой атаки – ничего из произнесенного участниками не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться неумным, смешным и т. д. В такой обстановке рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых в дальнейшем, после тщательного анализа могут быть отсеяны, но неожиданно возникает то, что надо для решения данной проблемы. Ради этого и затевается мозговая атака.

«Аквариум». Метод похож на метод «мозговая атака» Применяется с аналогичной целью — развитие творческого мышления, умений вести познавательный или профессиональный поиск решений сложных проблем, аналитических способностей.

Академическая группа делится на две подгруппы. Одна из них располагается в центре аудитории (по кругу)— в «аквариуме». Другая подгруппа рассаживается вокруг «аквариума» и внимательно наблюдает за ходом дискуссии, которую ведут по определенной проблеме сидящие в центре, причем каждый следит за одним— двумя конкретными студентами, ведущими дискуссию.

По истечении отведенного преподавателем времени начинается анализ хода дискуссии и степени разрешения проблемы. Отмечается активность участников, характер и актуальность высказанных идей. Если сидящие в «аквариуме» не сумели всесторонне обсудить проблему, возможна общая дискуссия.

Затем эксперты-аналитики комментируют действия и мысли-идеи обеих подгрупп, высказывают свое мнение об эффективности дискуссии. Методы «мозговая атака» и «аквариум»— разновидность дискуссии, но по более сложной проблеме и в более сложной игровой форме.

«Думай, слушай, предлагай». Цель метода — развитие у студентов поисковой познавательной активности, способности находить решение проблемы, выход из конфликтной ситуации. Каждый студент получает конкретное задание поисково-творческого характера, которое должен выполнить за определенный отрезок времени. Затем студенты поочередно обосновывают избранный способ решения проблемы, остальные — слушают, думают, предлагают другие варианты действий.

Инсайт (озарение). Этот метод связан с нахождением нового оригинального способа решения задачи, вопроса, проблемы (головоломки, афоризмы); помогает при рассмотрении конфликтных ситуаций, решении нестандартных задач.

Кейс-метод. Впервые был применен в 1924 г. в Гарвардском университете. Предполагает постоянное взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом. Кейс-задача отличается от традиционной задачи тем, что имеет несколько вариантов решений.

Кейс-метод способствует развитию мыслительной деятельности, способностей студентов, умений и желания перерабатывать огромные массивы информации, ориентирует студентов на применение различных видов анализа: проблемного, системного, причинно-следственного, прагматического, аксиологического, ситуационного.

4. Методы самостоятельной работы студентов

Функции:

-формирование у студентов шаг за шагом умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности,

-развитие инновационных компонентов личности.

Конкретные методы:

-чтение, конспектирование (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями);

· экспертиза;

· упражнение;

· решение задач и проблемных ситуаций;

· опыт;

· эксперимент.

Чтение, конспектирование. Работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями, научными и популярными изданиями содействует расширению научных знаний студентов, формированию умений самостоятельной познавательной деятельности.

Экспертиза. Широко используется для экспертной оценки действий студентов во время познавательных и профессиональных игр; при анализе рефератов, выполнении опытов, решении различных задач, преодолении конфликтных ситуаций. Студенты, выступающие в роли экспертов, должны хорошо владеть учебным материалом, знать проблему обсуждения. Метод экспертизы применяется в двух формах — письменной и устной.

Активные методы обучения.

Успешность обучения непосредственно зависит от практической вовлеченности обучаемого в выполнение того или иного задания. Одним из путей решения этой проблемы является необходимость широкого использования в учебном процессе активных (нетрадиционных методов обучения).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.