Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Устное диалогически построенное изложение учебного материала (беседа).





Цель метода — обеспечить усвоение научных знаний, фактов, понятий, закономерностей, формирование взглядов, убеждений, мировоззрения. Основной инструмент преподавателя — хорошо продуманная система вопросов.

Все вопросы можно разбить на: репродуктивные (обращение к ранее полученным знаниям) и продуктивные (стимулирующие любой вид мыслительной деятельности): направлены на установление причинно-следственных связей в изучаемом материале, сравнение, анализ и синтез, обобщение, самостоятельные выводы. Частным случаем данного вида вопросов является проблемный вопр ос.

Объяснение. Широко применяется при изучении законов, понятий, сопоставлении научных явлений, проведении анализа, осуществлении доказательств тех или иных положений. Отличается краткостью, четкостью, логичностью. Может использоваться на лекции, но чаще всего к нему преподаватель прибегает на семинарских, практических, лабораторных занятиях. Этот метод хорошо сочетается с рассказом, беседой, демонстрацией.

Дискуссия. Целевое назначение — обогащение студентов новыми научными знаниями, убеждение их в истинности учебной информации, содействие формированию взглядов и убеждений.

Наиболее часто применяется на семинарских и практических занятиях, но его можно использовать и на лекциях для активизации студентов.

Варианты использования:

· Преподаватель заранее разрабатывает вопросы по проблеме дискуссии, чтобы студенты могли осмыслить их и подготовиться к занятию.

· Студентам предварительно объявляется лишь проблема для обсуждения, в начале занятия вместе с преподавателем они формулируют вопросы, по которым затем происходит дискуссия.

Бригадный метод. Целесообразно использовать для закрепления знаний, установления связей между ними. Группа студентов подразделяется на 3—4 бригады, каждая из которых обсуждает одну и ту же проблему или ее аспект. Затем организуется общее обсуждение, а группа экспертов подводит итог дискуссии.

Консультирование. Оптимальный путь применения метода: преподаватель устанавливает день и время (один раз в неделю) индивидуальной работы по оказанию консультативной помощи студентам. Метод может применяться индивидуально или с группой студентов.

Демонстрация. Самостоятельного значения метод не имеет, но, сопровождая устное изложение учебного материала, способствует активизации познавательной деятельности студентов, облегчает, делает более ясным и доступным сложный материал.

2.Практико-операционные методы обучения (практическая деятельность студентов).

Функции:

- формирование умений;

· развитие общих и специальных способностей;

· проверка и закрепление знаний;

· воспитание личностных и профессиональных качеств.

Конкретные методы:

-упражнение;

· решение задач;

· алгоритм;

· «делай так, как я»; (выполнение заданий по образцу)

· опыт;

· эксперимент;

· игровой метод.

Упражнение. У п р а ж н е н и е— планомерно организованное повторяющееся выполнение какого-либо действия с целью его освоения, закрепления, совершенствования. Эффективность метода зависит от знания теоретических основ предмета, сознательного их применения, умения опираться на определенные правила выполнения упражнений.

Характер упражнений определяется спецификой учебной дисциплины. В вузах применяются индивидуальные и групповые упражнения; устные, письменные, трудовые, физические упражнения, упражнения на тренажерах и компьютерах.

Алгоритм. А л г о р и т м— системный план, своего рода инструкция о строгом порядке выполнения определенных операций. Основное назначение метода— упрощение учебной деятельности, сокращение времени для решения задачи, вопроса.

Недостатком метода можно считать автоматическое его применение без анализа конкретных условий учебной задачи. Поэтому для получения достоверных сведений о знаниях студентов данный метод необходимо дополнять применением других методов.

«Делай так, как я». Этот метод предусматривает выполнение студентами после инструктажа действий, заданий, упражнений построгому образцу, который демонстрирует преподаватель, т. е. копирование. Активно применяется при организации трудового обучения, в учебной работе в мастерских, на занятиях по физическому воспитанию, в педагогической студии, на начальных этапах занятий в лабораториях. Решение задач. Целевое назначение — научить студентов переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, формировать способность нахождения выхода из конфликтных или нестандартных ситуаций.

Преподаватель излагает и поясняет правила решения задачи, затем становится консультантом и руководителем познавательной деятельности студентов. Метод используется на практических занятиях. При выполнении лабораторных работ он может применяться самостоятельно или в комбинации с другими методами (упражнением, наблюдением, опытом).

Опыт. Проводится с целью выяснения свойств или причин тех или иных явлений, предметов, процессов, субъектов деятельности. Может осуществляться в естественных или лабораторных условиях, нередко требует специального оборудования (например, физические и химические опыты), приборов, вспомогательных средств. Функциональное назначение метода — подтверждение, закрепление, применение научных знаний на практике, формирование познавательных или профессиональных умений. Используется в учебно-воспитательном процессе вуза преимущественно на старших курсах (по естественнонаучным дисциплинам — с I курса), когда у студентов накоплен достаточный научно-теоретический объем знаний.

Эксперимент. Цель применения метода — обеспечить проведение научного исследования по определенной программе для получения новых научных данных, идей, положений, материалов.

Игровой метод. И г р о в о й м е т о д— интегративный метод, имитирующий решение практических задач, возникающих в реальных профессиональных ситуациях.

Целевой компонент деловой игры— активизация мышления, повышение самостоятельности будущего специалиста, подготовка к практической профессиональной деятельности. Главный вопрос деловой игры — «что было бы, если бы …».

Использованию деловой игры должны предшествовать имитационные упражнения. Их цель— дать возможность студентам закрепить те или иные навыки, отработать понятие, закон. (Кто лучше умеет…? Кому быстрее удастся …?).

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить студентов, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Деловая игра заранее планируется (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и проводится на практическом занятии.

«Деловая игра», поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица, заставляет его мыслить конкретно и предметно, с ясно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению

Как отмечает В. И. Андреев, деловая игра представляет форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В ней с помощью знаковых средств (язык, речь, график, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, воспроизводящим условия и динамику, близкие к реальным.

Деловая игра характеризуется следующими основными признаками:

– наличием участников игры (обучаемых), у которых общая задача —

анализ обстановки, выработка и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью);

– наличием руководителя игры, который должен выдать информацию об обстановке, анализировать решения участников игры и корректировать ее;

– созданием определенных условий для анализа обстановки и принятия решений студентами;

– предложение мне определенной, а в ряде случаев конфликтной ситуации;

– невозможностью полной формализации ситуации;

– динамичностью изменения обстановки и наличием обратной

связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, обусловленными изменениями обстановки.

Основными компонентами деловой игры служат:

· сценарий (характеристика игровой ситуации (организации), правила игры и описание производственной обстановки);

· игровая обстановка;

· регламент (порядок тем или документов, общие требования к режиму проведения игры и к инструктивным материалам).

Правила фиксируют состав и описание разыгрываемых ролей, а также материалы, регламентирующие деятельность игроков: методики, приказы, должностные инструкции по каждой из ролей игры.

В конце игры всегда проводится подведение итогов, выводы.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.