Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие психотехнологий диагностики. Особенности процессуальной диагностики в ходе психокоррекции





2. Диагностический компонент технологии профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания»

Психотехнологии диагностики. Существует ряд известных психодиагностических опросников, используемых в практике современной социальной работы. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п.

Среди личностных опросников важнейшее значение имеют опросники, разработанные на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе, З. Фрейда, К. Юнга, Э.Кречмера, И. П. Павлова, Б. П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера. Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник И. Майерс – Бригс (1962) (сокращенно по начальным буквам MБТI). Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности.

Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции личности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И. Павлова, Э. Кречмера и др. Данные опросники используются для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии, и психотизма личности. Так, Моудслейский медицинский опросник Айзенка (ММQ) (1947) предназначен для диагностики нейротизма и включает 40 утверждений, на которые испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ. Позднее Г. Айзенк разработал новый «Моудслейский личностный опросник» (MPI) из 48 вопросов для определения нейротизма и экстраверсии – интроверсии (1956), «Личностный опросник Айзенка» (EPI) из 48 вопросов (1963) и его новый вариант (EPQ) из 90 вопросов для диагностики всех трех базисных измерений личности (1969).

Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов», (16PF) впервые предложенный автором в 1950 г. Опросник содержит 187 вопросов и предназначен для измерения 16 факторов (черт) личности, которые являются конституциональными исходными (согласно концепции личности Р. Кеттела). Отметим, что опросник основан на большой эмпирической базе (при разработке опросника Р. Кеттел использовал выделенные Г. Олпортом и Х. Олдбергом 4,5 тыс. слов, выражающих черты личности, определившиеся на основе регистрации реального поведения людей), что обеспечивает его практичность и валидность. В целом на основе опроса выявляются биполярные черты личности (16 факторов),обозначаемых буквами латинского алфавита:

1. А: аффектотимия (сердечный, добрый, открытый, непринужденный) – шизотимия (скрытный, обособленный, отчужденный, замкнутый);

2. В: высокий интеллект (сообразительный, умный, может абстрактно мыслить) – низкий интеллект (глупый, несобранный, ригидность в мышлении);

3. С: сила эго, эмоциональная стабильность (выдержанный, спокойный, работоспособный, трезвомыслящий) – слабость эго, эмоциональная нестабильность (переменчив в настроении и в интересах, беспокойный, невротические симптомы);

4. Е: доминирование (настойчивый, самоуверенный, агрессивный, независимый) - комформность (мягкий, послушный, уступчивый, пассивный);

5. F: сургенсия (импульсивный, беспечный, жизнерадостный, разговорчивый, энергичный) -десургенсия (озабоченный, молчаливый, сдержанный, осторожный);

6. G: сила суперэго, совестливый (сильный характер, ответственный, добросовестный, уравновешенный) – слабость суперэго, корыстный (непостоянный, переменчивый, беспринципный, безответственный);

7. Н: пармия, смелость (предприимчивый, импульсивный, общительный) – тректия, робость, (застенчивый, боязливый, неуверенный, раздражительный);

8. I: премсия, мягкосердечность (нежный, суетливый, терпимый, беспокойный) – харрия, жесткость (рассудочный, практичный, суровый, самоуверенный, черствый);

9. L: протенсия, подозрительность (завистливый, догматичный, ревнивый) – алаксия, доверчивость (терпимый, уживчивый, благожелательный, покладистый);

10. М: аутия, мечтательность (имеет богатое воображение, склонен к иллюзиям, капризный, рассеянный) - праксерния, практичность (приземленность стремлений, прозаичный в поведении и мышлении, твердый, следует общепринятым нормам);

11. N: проницательность (хитрый, расчетливый, разумный, искусственный, честолюбивый, эмоционально выдержанный) – наивность, (откровенный, естественный, непосредственный, общительный);

12. О: гипотимия, тревожность (полон страхов, тревог, предчувствий, неуверенный, депрессивный, легкоранимый, впечатлительный) - гипертимия, спокойствие (беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, энергичный);

13. Q1: радикализм, гибкость (экспериментатор, критически _настроен, не доверяет авторитетам, имеет аналитический склад ума) – консерватизм, ригидность (подозрителен ко всему новому, имеет установившейся взгляд);

14. Q2: самодостаточность, самостоятельность (независимость от группы, находчивость) – социабельность, зависимость от группы (несамостоятельность, безинициативность, нуждается в поддержке группы);

15. Q3: высокий самоконтроль, (самолюбив, волевой, действует по плану, эффективный лидер) – низкий самоконтроль, (недисциплинированный, следует своим побуждениям, невнимательный);

16. Q4: фрустрированность, высокая напряженность (собранный, возбужденный, активный) – нефрустрированность, низкая напряженность (расслабленный, спокойный, вялый, апатичный).

На основе 16 – ти факторного опросника Р. Кеттела рядом психологов разработаны несколько личностных опросников: в частности, психологический тест (ПДТ) В. В. Мельникова и Л. Т. Ямпольской, комбинированный личностный опросник (КЛО) Г. Е. Леевика.

Идеи Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, К. Леонгарда и др. легли в основу патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А. Е. Личко (1970) и предназначенного для определения типов акцентуации характера и психопатий у молодежи (14-18 лет). Опросник включает 25 наборов фраз-утверждений, выражающих отношение к различным жизненным проблемам. На основе концепции К. Леонгарда также разработан личностный опросник Г. Шмишека (1970), включающий 88 вопросов для выявления выделенных К. Леонгардом указанных выше 10 типов акцентуаций личности

На базе теории локуса контроля Д. Роттера Е. Ф. Бажиным с соавторами разработан опросник уровня субъективного контроля (УСК) (1984), содержащий 44 утверждения. УСК направлен на диагностику интернальности – эктернальности, в том числе в межличностных и семейных отношениях. При выборе психодиагностических тестов психосоциальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента (клиентов).

Особенности процессуальной диагностики в ходе психокоррекции Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности. Неверное неквалифицированное применение и интерпретация тестов приведут к искаженным выводам о состоянии и особенностях личности клиента и к последующему неадекватному выбору методов и средств для его коррекции и реабилитации. Эффективность использования тестов определяется рядом факторов:

- тест должен опираться на определенную теоретическую концепцию;

- тест может применяться только по его назначению;

- тест должен применяться в соответствующей ему сфере практики (производство, семейная жизнь и т.д.);

- для изучения определенного контингента используемых, выделяемых по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п.

- тест, наконец, должен обладать надежностью и валидностью.

В основе надежности теста лежат представления об истинных показателях и ошибках измерения. Для определения ошибки измерения на практике используются корреляционные методы, которые позволяют определить надежность через устойчивость и согласованность результатов исследований. Надежность теста определяется на конкретных социальных профессиональных и возрастных группах и не может распространяться на другие группы.

Анализ проблем изучения синдрома «профессионального выгорания», проведенный авторами в различных организациях, показал, что к основным методик, которые могут быть использованы организационными психологами при исследовании этой проблемы, относятся:

- методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко;

- методика «Определение психического «выгорания»А. А. Рукавишникова;

- методика «Синдром «выгорания»в профессиях системы
«человек – человек»;

- методика «Оценка собственного потенциала «выгорания»;

- методика «Исследование синдрома «выгорания»;

- метод самоанализа.

Необходимо заметить, что каждая из указанных методик дает возможность прежде всего выявить уровень развития синдрома и его отдельных составляющих. Несмотря на разное терминологическое значение понятий, которые используются учеными – «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «выгорания» и др., Они являются синонимами и раскрывают те или иные аспекты «выгорания», как в профессиональной, крюк и в других сферах життедильяности человека.

1. Для выяснения особенностей проявления симптомов синдрома «профессионального выгорания» у специалистов социальной сферы используется методика В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания », которая является наиболее комплексной и дает возможность системно и детально проанализировать степень выраженности двенадцати симптомов данного синдрома, учитывая компоненты, к которым они относятся. В частности, это такие компоненты: первый компонент – «Напряжение»; второй компонент – «Резисгпенция»; третий компонент – «Истощение».

2. Методика «Определение психического«выгорания» А. А. Рукавишникова дает возможность исследовать проявления синдрома по следующим основным показателям:

- психоэмоциональное истощение;

- личностное удаление;

- профессиональная мотивация.

Существенным является то, что методика помогает проанализировать проявления синдрома «выгорания» на трех основных уровнях:

- межличностном;

- личностном;

- мотивационном.

Следует отметить, что методика является не такой сложной в обработке, как предыдущая, и может быть использована для более оперативного решения профессиональных задач организационными психологами. Методика дает возможность разработать определенную систему психокоррекционной работы и установить, по каким составляющими наиболее «рельефно» проявляется синдром.

3. Методика «Синдром«выгорания» в профессиях системы «человек – человек» ориентирована прежде всего на исследование категорий специалистов, работающих в системе«человек – человек», прежде всего менеджеров и педагогических работников. Поэтому именно эту методику, по мнению авторов, целесообразно использовать, анализируя синдром «выгорания» у менеджеров организаций и работников образовательных учреждений.

Стоит напомнить, что методика базируется на теории синдрома «выгорания», разработанной К. Маслач и С. Джексон, и дает возможность определить следующие основные составляющие синдрома «выгорания»:

- эмоциональное истощение;

- деперсонализация;

- редукция личных достижений.

Существенным является то, что методика имеет два варианта опросника, которые могут быть использованы отдельно при исследовании разных специалистов социальной сферы. Методика является достаточно компактной в использовании по сравнению с первыми двумя методиками – она включает лишь 22 вопроса (в двух предыдущих методиках – 84 и 72 соответственно).Поэтому ее целесообразно применять в ситуации, когда нужно очень быстро провести опро с.

4. Методика «Оценка собственного потенциала«выгорания» дает возможность исследовать следующие основные компоненты«выгорания»:

- деперсонализацию;

- личную удовлетворенность;

- эмоциональное истощение.

Каждый из названных компонентов «выгорания» анализируется по трем уровням развития: низкий, средний, высокий. Методика включает всего 18 вопросов и может быть использована для оперативного исследования синдрома «выгорания» и разработки соответствующих коррекционных программ

5. Методика «Исследование синдрома«выгорания» помогает выявить уровни выраженности синдрома (высокий, средний и низкий). По мнению авторов, ее целесообразно использовать для простых исследований, которые дают возможность сориентироваться в наличии проблемы.

Необходимо отметить, что при проведении прикладных исследований в организации следует использовать – 2-3 методики – для взаимопроверки и обоюдного дополнения полученных данных.

6. Метод самоанализа используется, чтобы научиться распознавать стресс, то есть идентифицировать некоторые сигналы, которые предупреждают о стрессе. К ним относятся сигналы, отражающие три основные сферы жизнедеятельности человека [Технологии орг, с. 298]:

1 ) работа:

- человек не выполняет работу заблаговременно, не приходит на назначенные встречи или не выполняет других обязательств;

- человек допускает ошибки по невнимательности;

- снижаются количественные и качественные показатели работы;

- человек долго колеблется, принимая решение;

- задерживается на работе, но больше увлечена работой, чем обычно;

- устные или письменные доклады имеют нечеткий, непоследовательный характер;

- Часто, чем обычно, происходят несчастные случаи.

2) отношения с коллегами:

- неадекватно воспринимает юмор;

- проявляет раздражение, недружелюбие, демонстрирует реакции гнева

- внезапно начались трудности в общении и поддержании дружеских отношений с другими людьми;

- выражает непонятную или чрезмерной недоверие к коллегам.

3) личность:

- выглядит уставшей, не способна «расслабиться».

- безразлично относится к жизни; не проявляет к чему интереса.

- часто чувствует себя больным или такой, что вот-вот заболеет.

Если Вы нашли в себе признаки стресса, то осуществите дальнейшую диагностическую работу – выявить основные стресс-факторы в вашей профессиональной ситуации. Это можно сделать следующим образом:

- назовите пять важнейших источников стресса (стрессоров);

- опишите кратко Ваши реакции на них.

Применение тех или иных психодиагностических методик зависит от уровня профессиональной квалификации специалиста, от содержания запроса клиента и как следствие от психодиагностических целей и задач исследования.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.