Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальная работа как вид профессиональной деятельности





Факторы риска профессиональной деформации личности и выгорания

 

1. Характеристика социальных факторов риска профессиональной деформации личности и выгорания

2. Характеристика личностных факторов риска профессиональной деформации личности и выгорания

3. Характеристика организационных факторов риска профессиональной деформации личности и выгорания

4. Факторы, противодействующие профессиональной деформации личности и выгоранию

 

От чего зависит выгорание – от личности или от организационных условий работы? К. Маслач считает, что в большей мере – от условий работы, чем от личностных особенностей. Однако есть свидетельства, что существуют личностные характеристики, предрасполагающие к психическому выгоранию.

Рассмотрим результаты некоторых исследований, содержащих сведения о факторах, способствующих развитию психического выгорания. Выделяют следующие три группы факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального сгорания»:

1. Ролевые (социальные) факторы синдрома:

Переживание несправедливости. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентами считаются в основном «дополняющими»: врач обязан оказывать внимание, проявлять заботу и «вкладывать» больше, чем пациент. Следовательно, две стороны строят свое общение, придерживаясь различных позиций и перспектив. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может стать причиной профессионального выгорания врачей.

Социальная незащищенность. В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью.

Ожидания работников и выгорание. Пусковым механизмом деформации становятся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

Имеются данные о том, что выгоранию более подвержены молодые малоопытные работники, поскольку у них нереалистичны ожидания относительно профессии, организации и своей профессиональной успешности.

Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределенность. Первый представляет собой противоречивые требования к работнику, ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Диагностика профессиональных деструкций субъекта профессиональной деятельности

Социальная работа как вид профессиональной деятельности

 

1. Общая характеристика социономических профессий. Проблема влияния профессии на личность специалиста.

2. Особенности профессионального образа мира субъекта труда в социономических професссиях

3. Особенности социальной работы как профессиональной деятельности

 

Проблема влияния профессии на личность традиционно рассматривалась в отечественной психологии в русле деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов). Согласно этого подхода, сознание, психика, не только проявляется, но и формируется в деятельности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, которые, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения.

Субъектом деятельности является человек, индивид, личность в неразрывной связи с другими людьми. Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании.

Именно в деятельности личность формируется, становится индивидуальностью, вырабатывает систему отношений к миру, к обществу, к себе. Среди множества видов деятельности, особое место занимает профессиональная, образующая основную форму активности субъекта. Профессиональная деятельность человека обуславливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, а также личностных качеств и черт. Она может способствовать развитию человека, быть предпосылкой для формирования творческих способностей и, следовательно, индивидуального стиля деятельности. Но, также профессиональная деятельность, при определенных обстоятельствах, может вызвать обратный эффект, то есть блокирование личностного роста профессионала.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности относится к группе гуманитарных, социономических профессий, предметом труда которых человек и группы людей. Социономические (помогающие) профессии (от лат. – общество) – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на взаимоотношениях типа «человек-человек». предметная область профессионального труда являются люди разного возраста, группы населения, сообщества и целые социальные системы

Отнести профессию к группе социономических позволяют следующие критерии: цель деятельности (например, воспитание, управление, контроль, оценивание, обслуживание); средства деятельности (невербальные и вербальные формы, непосредственные и опосредованные контакты); условия труда (социально-психологические, режимно-гигиенические и технико-экономические), а также функции, осуществляемые работником.

Профессии социономического типа предполагают также и особый тип взаимодействия - «помогающее поведение». По мнению К. Роджерса помогающими следует называть отношения, в которых одна из сторон намеревается оказывать помощь другой стороне в развитии, личностном росте, в умении ладить с другими людьми и лучшей жизнедеятельности.

В построенной А.С. Шафрановой классификации профессий на основе «общий критерий трудности и вредности» в особую группу выделены профессии, относящиеся к области искусств и просвещения, на основании «преобладающего присутствия творческого начала». Этой группе дается название «профессии высшего типа» по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой» (профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только над предметом, а профессии низшего типа после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом). Подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие в зависимости от того, работают они над собой и/или над предметом или нет, и тем самым для психологической диагностики возможностей продвижения в профессии.

Общие особенности группы высших профессий:

1. Работа «всегда новая», ряд моментов совершенно не доступен внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа: механические элементы подчинены творческому началу (их увеличение свидетельствует или о чрезвычайной ненормальности условий, или о профнепригодности).

2. Свойства предмета труда определяются не орудием производства, а характером и свойствами самого исполнителя, причем, еще необходимо и призвание; каждый создает индивидуальную ценность и любое орудие делает выразителем своей индивидуальности.

3. Специалисту необходимо путем специальной подготовки развивать до совершенства психические и физиологические способности, иначе совершается «насилие над психикой» и как результат - «подавленность, измученность, раздражительность».

4. Психофизиологическим следствием работы является переутомление из-за «высокого участия волевого стимула» и постоянной активной работы сознания. Переутомление объясняется также большим количеством внеурочной работы и сложностью комплекса рабочих действий; вышеперечисленное усугубляется частой напряженностью в виде «специфических эмоций».

Для обсуждаемых профессий характерна эмоциональная насыщенность межличностных контактов, она носит хронический характер, что в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» Р. Лазаруса является особенно патогенным

 

Профессиональный образ мира является структурным компонентом в индивидуальном образе мира профессионала, своеобразной системой отношений специалиста-профессионала с объектами профессионального мира. Российская психолог И.Б. Ханина обозначила следующие образующие профессионального образа мира:

1) профессиональная семантика;

2) особенности профессионального отражения ситуаций;

3) особенности профессионального межличностного восприятия;

4) профессиональные аспекты общения.

В профессиях типа «Человек-Человек» мир видится, усматривается работниками со стороны наполненности окружающего разными, людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде вceгo, такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей разного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Исполнительно-двиrательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде вceгo речевые действия. Говорение не обходится без речедвигательных навыков. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, выpaзительные свойства внешности и даже одежды. В некоторых профессиях этого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (хирурrов разных профилей).

Среди требований к качеству исполнительно-двиrательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и ясности, понятности содержания высказываний, реплик.

Особенности познавательной деятельности представителей профессий этоrо типа определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих coциальные явления. Профессионал должен иметь немалый крyгозор в области гyманитарноrо знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт.

Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать внутренний мир дрyгого человека. Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемоrо типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная гуманитарная направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к eгo поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать внутренний мир человека. Важен оптимистический подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Требуется и очень важна способность сопереживать дрyгому человеку. Важны наблюдательность по отношению к поведению, человеческим проявлениям, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь дрyгому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разноrо рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнеrо облика, образа мыслей.

Нестандартные ситуации - это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данноrо типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять себе варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений.

Особенности самореryляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ноry» С быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. Необходимы оrромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение cтporo сообразовывать свое поведение, обращенное к дрyrим людям, с моральными и юридическими нopмaми, а это отнюдь не всеrда просто. Вместе с тем в отношении самoro себя часто невозможно cтporo подразделить время на paбочее и нерабочее.

Противопоказаниями к выбору профессий данноrо типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, поrруженность в себя, необщительность, выраженные физические нeдостатки, нерасторопность, излишняя мeдлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстноrо интереса к человеку.

 

Социальная работа как профессиональная деятельность имеет существенные отличия от остальных гуманистических профессий:

1. По своей ценностной и функциональной природой социальная работа - один из самых сложных и разноплановых видов деятельности, требует от специалиста выполнения различных функций на различных уровнях реализации социальной политики государства - от психологической поддержки до функции управления, организации, диагностики социальных систем. Междисциплинарный характер социальной работы влияет как на процесс обучения, так и на его содержание.

2. Требование к деятельности специалиста на макроуровне развития общества - уровне прямых взаимоотношений с государственными органами, на котором возможно определение политики государства в социальной сфере.

Выполнение профессиональной деятельности требует определенной подготовленности. Степень и вид подготовенности составляют профессиональную квалификацию. Высококвалифицированному специалисту социальной работы выдвигается целый комплекс требований к когнитивной (знания, умения, навыки), аффективно-мотивационной (гуманистическая направленность), поведенческой (саморегуляция и самоконтроль) сфер личности. Можно утверждать, что именно развитые профессионально-личностные качества является основным функциональным орудием труда социального работника.

Личностно-профессиональную компетентность социального работника - интегральная совокупность профессиональных качеств и черт личности, которые под влиянием профессионального обучения и опыта приобретают признаки интеллектуальных умений и навыков, достаточных для осуществления определенного рода деятельности по оказанию социальной помощи и социальной защиты населения.

Личностно-профессиональная компетентность специалиста по социальной работе содержательно представлена совокупностью мотивационно-ценностного, операционального и рефлексивного компонентов.

Операциональный компонент личностно-профессиональной компетентности социального работника: коммуникативная компетентность, организационная, информационная компетентности. Коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности специалиста социальной сферы, особое личностное качество сочетающее в себе коммуникативные навыки и поведение и коммуникативные ценности.

Рефлексивный компонент личностно-профессиональной компетентности социального работника: рефлексивность личности как обобщенная способность к рефлексии, профессиональная рефлексия, качества профессиональной субъектности специалиста социальной работы. Субъектная позиция профессионала характеризует его как активную, сознательную, способную к рефлексии и свободе выбора, уникальную и одновременно ответственную личность.

Мотивационно-ценностный компонент: сформированность профессиональных ценностей социальной работы, гуманистическая направленность личности, развитие профессиональной позиции социального работника образуют гуманистическое мировоззрение специалиста социальной работы на основе которого он строит индивидуальные смыслы профессиональной деятельности.

Неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у специалиста социальной работы собственные негативные переживания. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, специалисты социальной работы сами испытывают ряд трудностей. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью специалиста социальной работы, включенной в его профессиональное самосознание.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.