Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: М. И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы.





Цель: познакомить с творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой.

2. Постижение поэтики стихов поэта, истоков формирования поэтического дара.

Развивающие:

1. Развитие навыков исследовательской работы (написание рефератов)

2. Формирование ценностного отношения к поэзии «серебряного века».

Воспитательные:

1. Воспитание чувства поэтического восприятия поэзии первой половины XX в.

2. Привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.

3. Постижение духовности через прикосновение к поэзии М. Цветаевой.

Оборудование: презентация, портреты поэтов «серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся.

Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…»

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: М.И. Цветаевой (фото) принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)

Учитель: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни. Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте «серебряного века».

III. Сообщение о жизни и творчестве М. И. Цветаевой (выступления учащихся)

Ученик 1. О родителях.

Марина Цветаева родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки, которая умерла, когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати. От матери она получила любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой матери мне осталось одно – стать поэтом," – писала Цветаева. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.

Ученик 2.

Отрочество начинается со дня смерти матери – с лета 1906 года. По отзывам подруг, Марина «… увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове…» «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая всё старое, отжившее…» В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков.

В 1912 г. М. Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона. В этом же году выйдет в свет сборник стихов "Волшебный фонарь ". В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. (Фото дочери). Дочь Алю - Ариадну, назвали в честь героини греческой легенды о минотавре. В 1917 году родилась вторая дочь, Ирина. Цветаева с первых дней рождения дочерей вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым сменилось тревогой за него. 1917 год. Юность поэтессы прошла в окружении таких маститых поэтов как О. Мандельштам, А. А. Блок. В Париже М. И. Цветаева переводила стихи В. В. Маяковского. Семья мужа увлекалась театром. Марина подружилась со многими актёрами. Сергей Эфрон играл в Свободном театре.

Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике "Лебединый стан " прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире...

Ученица в роли Цветаевой:

«Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеба – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда – по черной лестнице, обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен. В 11 или в 12 я уже в постели. Счастлива с лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда – хлебом...»

«Добрые люди - практичные добрые люди убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец, сдалась. Увы, во главе образцового приюта стоял мерзавец, спекулирующий детскими продуктами. Приехав навестить девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной. А Ирина еще «дюжила». А пока я билась с Алей и ее выхаживала, спасала. Ирина умерла в приюте - умерла с голоду.

Ученик 3.

В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925).

17 лет она проживёт за границей. Берлин, Прага, Париж: - по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Она в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями. Но эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 1925-1939 - живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины.

Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Разве это не подлинная трагедия для поэта!? Марина изнывает от тоски по родине. В 1936 - 37 гг. Цветаева готовилась к отъезду на Родину. Она вернулась потому что мечтала обрести родину своему сыну. Сначала уехала Ариадна, следом - Эфрон. Летом 1939 Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву, стихи не печатали. Вскоре мужа и дочь обвинили в измене родине и арестовали.

Учитель:
Сначала арестовали дочь. В течение месяца, Алю пытали, много суток не давали спать, держали в холодном карцере раздетую, избивали и, наконец, 27 сентября выбили из нее ложные показания на отца - потом она откажется от них - что тот якобы был связан с французской разведкой. А 10 октября приехали за Сергеем...

Ученик 4. Последние дни жизни... 1941 - началась война. Марина много тяжелее других восприняла объявление войны. Её охватил панический ужас. Она рвалась из Москвы, чтобы спасти сына от опасности зажигательных бомб. Так они оказались в Елабуге. Неизвестность о судьбе Али и Сергея. Между нею и сыном встала полоса отчуждения. Встречи с читающей Россией не состоялось... Силы ее были на исходе. Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России - привели к самоубийству: «Ничто не держит меня, не за что держаться». 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Учитель: Похоронили Цветаеву 2 сентября 1941 года. Через полтора месяца в Бутырках был расстрелян Сергей Эфрон... Цветаева ушла, но остались вечности стихи.

(Фонозапись стихотворения «Кто создан из камня…»)

Ученица в роли Цветаевой: «Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь».

IV. Беседа по творчеству поэтессы.

– Что окружало М. И. Цветаеву с детства? В какой атмосфере она росла?! (В мире поклонения искусству: музыке, поэзии, литературе).

– Какие стихотворения М. И. Цветаевой вы знаете?

– Каковы основные темы творчества М. И. Цветаевой?

– Чем привлекает вас творчество этой поэтессы?

V. Чтение и анализ стихотворений.

1. Стихотворение «Идёшь на меня похожий…»

– К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении?

(Ученики рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что «прохожему» может быть не известно даже имя героини, которая «тоже была…» на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе. Это модное веяние все-таки коснулось и поэзии Цветаевой, которой, напротив, всегда была свойственна жизнеутверждающая позиция.)

– С какой просьбой обращается к «прохожему»?

(С просьбой сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее очень важным является тот факт, чтобы «прохожий» знал, что она – «тоже была».)

– А. И. Павловский писал: «Кладбищенское» стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человеческой мягкости и заботливой расположенности к «прохожему», осыпанному солнечными нитями и лёгким трепетанием зелёной листвы – даже без зависти: так надо!»

– Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Идёшь на меня похожий» «полно жизнелюбия»?

– Верно ли, что в этом стихотворении слышится нота «заботливой расположенности к «прохожему»? Обоснуйте свой ответ.

– Если согласиться с исследователем в его рассуждениях о «жизнелюбии», «расположенности» и отсутствии зависти к «прохожему», то не видите ли вы противоречия в том, что он же называет стихотворение «кладбищенским»? Аргументируйте свой ответ.

– Как вы думаете, почему приведённая строфа не попала в окончательный вариант стихотворения? Нет ли в нем того, что противоречит общему содержанию, настроению? Может быть, следовало бы оставить эту строфу в стихотворении? Почему?

– И. Эдинбург писал о Марине Цветаевой: «Прошлый мир никогда для нее не был потерянным раем. Она признавалась:

…Я тоже любила смеяться,

Когда смеяться нельзя.

Она многое любила именно потому, что «нельзя».

– Согласны ли вы с тем, что в стихотворении «Идешь на меня похожий…» «прошлый мир» не выступает «потерянным раем»?

– Какие детали мира, в котором остался «прохожий», свидетельствуют о ценности этого мира?

2. «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Стихи о Москве».

– Литературовед И. Семибратова пишет: «… пылко относится Цветаева к крупнейшим поэтам – своим современникам, причем здесь были важны даже не личные отношения, а знакомство, прежде всего, с их творчеством». Какие стихи М. И. Цветаевой, обращенные к крупнейшим поэтам-современникам вы знаете?

– Согласны ли вы с тем, что в известных вам стихах о поэтах-современниках Цветаеву интересуют «не личные отношения, а знакомство с их творчеством»? Обоснуйте свой ответ примерами.

– Цветаева не была лично знакома с А. А. Блоком, но преклонялась перед ним бесконечно, называя его «сплошной совестью», воплощенным «духом», «рыцарем без укоризны».

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…

– Представляется ли Александр Блок в цикле стихов, посвященных ему (и прежде всего – в цитируемом), таким, как называла его М. И. Цветаева?

– В циклах «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой» проявилась особенность душевной оптики Цветаевой, определяющая ее видение и отражение людей и стилистику ее произведений этого рода… В этих опытах неплодотворно искать реальные черты героев». Согласны ли вы с тем, что в таких стихах, как «Имя твое – птица в руке…», «Зверю – берлога…» или «Еще один огромный взмах» «неплодотворно искать реальные черты А. А. Блока и А. А. Ахматовой? Обоснуйте свой ответ.

– Что можно, на ваш взгляд, найти в этих стихах об их героях?

– Как вы считаете, в чем проявилась особенность душевной оптики М. И. Цветаевой» в стихах к Блоку и Ахматовой? Как эта особенность «душевной оптики» определила «стилистику ее произведений этого рода»?

– В трех стихотворных циклах «Верст» – «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой» Цветаева создает новый образ Москвы. Все эти стихотворения обращены к поэтам-петербуржцам.

– Согласны ли вы с тем, что в циклах стихов к Блоку и Ахматовой создаются не только образы поэтов-петербуржцев, но и «свой образ Москвы»? если да, то какой вы увидели Москву в этих циклах цветаевских стихов?

– Можно ли, на ваш взгляд, по циклам «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой» судить о том, кем себя ощущает среди современников поэтесса? Обоснуйте свой ответ

VI. Рефлексия

Возврат к эпиграфу, поиск ключевого слова.

VII. Составление синквейна

например:

Цветаева.

Несравненная, страдающая.

Мучилась, творила, любила.

Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.

Затравленный зверь

VIII. Домашняя работа.

Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой.

Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Определить основные темы стихотворений, привести примеры.(для сильной группы)

План-конспект урока по литературе

Творчество Осипа Мандельштама.

Тип урока: комбинированный (урок – изучение новой темы)

Оборудование:

- портрет О. Мандельштама,

- биографические справочники,

- опубликованные письма О. Мандельштама,

- музыкальное сопровождение (Аппассионата Л. –В. Бетховен).

Цели урока:

- познакомить учащихся с судьбой поэта,

- познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов его творчества,

- вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Основная часть. (20-25 мин.)

Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку:

Я участвую в сумрачной жизни,

Я не винен, что я одинок! (О. Мандельштам)

1. Изложение нового материала. Биографические сведения.

Осип Эмильевич Мандельштам (при рождении — Иосиф; 3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938) известен как русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Осип Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии. Мать, Флора Овсеевна Вербловская была музыкантом.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по1907 годы), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.

В 1908—1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.

В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению Вячеслава Иванова.

К 1911 году семья начала разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.

10 сентября того же 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года. Учится безалаберно, курса так и не кончает.

В 1911 году знакомится с Анной Ахматовой, бывает в гостях у четы Гумилёвых.

Первая публикация — журнал «Аполлон», 1910 г., № 9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др.

В 1912 году знакомится с А. Блоком. В конце того же года входит в группу акмеистов, регулярно посещает заседания Цеха поэтов.

Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым) считал одной из главных удач своей жизни.

Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень». Находится в центре поэтической жизни, регулярно публично читает стихи, бывает в «Бродячей собаке», знакомится с футуризмом, сближается с Бенедиктом Лившицем.

В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева.

После Октябрьской революции работает в газетах, в Наркомпросе, ездит по стране, публикуется в газетах, выступает со стихами, обретает успех. В 1919 году в Киеве знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной.

Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине. В 1922 же году регистрирует брак с Надеждой Яковлевной Хазиной. В этот же период знакомится с Борисом Пастернаком.

В 1923 выходит «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — жене.

В гражданскую войну скитается с женой по России, Украине, Грузии.

С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает пауза в поэтическом творчестве. На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.

В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».

В 1930 году заканчивает работу над «Четвёртой прозой». Н. Бухарин хлопочет о командировке Мандельштама в Армению. После путешествия на Кавказ (Армения, Сухум, Тифлис) Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов.

Поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту небольшие житейские передышки.

Самостоятельно изучает итальянский язык, читает в подлиннике «Божественную комедию». Программное поэтологическое эссе «Разговор о Данте» пишется в 1933 году. Мандельштам обсуждает его с А. Белым.

В «Литературной газете», «Правде», «Звезде» выходят разгромные статьи в связи с публикацией мандельштамовского «Путешествия в Армению» («Звезда», 1933, № 5).

В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек.

Б. Л. Пастернак этот поступок называл самоубийством. Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама. Начинается следствие по делу. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна.

В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Надежда Яковлевна Мандельштам пишет во все советские инстанции и ко всем знакомым. При содействии Николая Бухарина Мандельштаму разрешают самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж.

Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре. В гостях у них бывают близкие люди, мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов, Анна Ахматова.

Воронежский цикл стихотворений Мандельштама (т. н. «Воронежские тетради») считается вершиной его поэтического творчества.

В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.

В начале марта 1938 года супруги Мандельштам переезжают в профсоюзную здравницу Саматиха. Там же в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен на железнодорожную станцию Черусти, которая находилась в 25 километрах от Саматихи. После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток.

Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Тело Мандельштама "до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

2. Анализ стихотворения«За гремучую доблесть грядущих веков...»

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

 

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

 

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,

 

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Вопросы для анализа стихотворения в группе.

1. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

2. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

3. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

4. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Предполагаемые ответы.

1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

Очень тяжёлые чувства - подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе - это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке - волкодаве.

2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.

3. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век — волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, - уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей.

4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаются в жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии ("Выхожу один я на дорогу...") и спящей под снегом севера одинокой сосны ("На севере диком стоит одиноко...").

Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовес хлипкой грязце и кровавым костям в колесе.

5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

Повтор во II и IV строфах:

Но не волк я по крови своей…

Потому что не волк я по крови своей…

6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Лирический герой з а гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаёт благополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта - прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.

3. Заключительное слово учителя.

Творческое наследие Осипа Мандельштама составляет неоценимый вклад в развитие русской поэзии.

«Ведь поэзия есть сознание своей правоты. Горе тому, кто утратил это сознание. Он явно потерял точку опоры» О. Мандельштам. О собеседнике, 1913.

4. Домашнее задание.

Учащиеся читают стихотворения О. Мандельштама 30-х годов. Учат наизусть одно их стихотворений на выбор.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.