|
Пропорциональность развития мышцМожет зависеть от особенностей профессии больного или вида спорта, которым он занимается. Она может нарушаться при болезнях суставов, костей, нервов в связи со снижением нагрузки на определенные группы мышц и развитием атрофий. Для выявления атрофий или гипертрофий мышц сравнивают рельефы частей тела над симметричными мышцами или окружности конечностей путем измерения. Тонус мышц ^ хороший или удовлетворительный тонус (мышцы умеренно плотные, эластичные) в обычных условиях в норме; ^ повышенный тонус (плотность мышц асимметрично повышена) – при поражениях нервной системы ^ сниженный тонус (дряблость мышц) – при уменьшении нагрузки на мышцы, нарушении обмена веществ, при болезнях нервов, суставов, костей - часто сочетается с атрофией. Сила мышц Для определения силы мышц кисти просят больного сжать руки исследующего одновременно обеими руками и сравнивают силу давления. Для исследования силы мышц разгибателей – исследующий пытается согнуть разогнутую в суставе конечность больного, удерживаемую им в таком положении. Для определения силы мышц сгибателей руки или ноги просят больного удерживать конечность в согнутом состоянии, при ютом исследующий пытается её разогнуть. Значительное снижение силы и нарушение функции мышц (парез) или полная утрата функции (паралич) обычно связаны с расстройствами центральной и периферической нервной системы. Болезненность ^ непораженные мышцы при ощупывании безболезненны. ^ Воспалительные процессы или кровоизлияния сопровождаются появлением болезненности и припухлости. ^ Участки уплотнения – следствие ранее перенесённых воспалений и повреждений. Состояние костей Определяют пропорциональность развития костей скелета, наличие деформаций костей, искривления. У здорового человека ошупывание костей и постукивание по ним боли не вызывает, поверхность костей гладкая. Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба: выпуклостью вперёд (лордоз) – в шейном и поясничном отделах и выпуклостью назад (кифоз) – в грудном отделе и в области кресца и копчика. Асимметричность скелета, укорочение размеров, нарушение формы, костные мозоли, болезненность костей – результат предшествующих травм, переломов. Искривление позвоночника в сторону (сколиоз) – результат неправильного сидения, профессиональной деятельности, перенесённого рахита. Дугообразный кифоз – при атрофии межпозвонковых хрящей (у пожилых). Горб, патологический кифоз, кифосколиоз – при туберкулёзе, травмах. Осмотр суставов При осмотре суставов необходимо определить: • форму (конфигурацию) суставов; • состояние кожи над ними (цвет, отечность, температуру); • болезненность при ощупывании и движении; • степень подвижности. У здорового человека суставы нормальной конфигурации, безболезненны при пальпации, кожа над ними обычной окраски, температуры. Движения в суставах в полном объёме.
Изменение формы суставов. Дефигурация сустава (или суставов) - это изменение формы сустава за счет воспалительного отека синовиальной оболочки и периартикулярных тканей, выпота в полость сустава, гипертрофии синовиальной оболочки и фиброзно-склеротических изменений околосуставных тканей. Деформация суставов - это стойкое изменение формы суставов за счет костных изменений, развития анкилозов, подвывихов. Изменение кожи над пораженными суставами чаще проявляется в виде гиперемии и гипертермии, что свидетельствует об остром воспалительном процессе в суставе и околосуставных тканях. Подвижность и болезненность суставов. Определяют объём активных и пассивных движений в суставах. Активные движения произвольно выполняет сам больной. Пассивные движения в исследуемых суставах осуществляет врач при полном мышечном расслаблении. Определение болезненности суставов при их ощупывании по ходу суставной щели, болезненность свидетельствует о поражении самого сустава или о наличии внутрисуставной патологии (например разрыв мениска коленного сустава). Определение характера боли, возникающей при движении в суставах.для воспаления синовиальной оболочки характерно появление стрессовой боли при движении. Болезненность при резистивных активных (изометрических) движениях в суставах является важным признаком поражения периартикулярных тканей (мышц, сухожилий, нервов)
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента): 1.Указать возможные нарушения сознания и дать им краткую характеристику. 2.Дать определение разновидностям положений больного (см. ответ на вопрос №.3). 3.Схематично изобразить типы температурных кривых.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию 1. Общий осмотр не включает: 1) определение состояния кожи; 2) оценку состояния сознания; 3) изучение свойств пульса; 4) оценку состояния опорно-двигательного аппарата Ответ: 3.
2. Для характеристики тяжести состояния не используется термин: 1) крайне тяжелое; 2) средней тяжести; 3) тяжелое 4) легкое
Ответ: 4
3. К видам нарушения сознания относится: 1) безразличие; 2) асфиксия; 3) кома; 4) возбужденное. Ответ: 3
4. Ступор – это: 1) отупение; 2) оглушение; 3) утрата сознания; 4) ясное сознание; Ответ:1
5. Положение ортопноэ больной принимает при: 1) болях в животе; 2) сердечной недостаточности; 3) радикулите; 4) приступе почечной колике; Ответ: 2
6. Степень упитанности больного определяется методом: 1) перкуссии 2) осмотра 3) пальпации 4) осмотра и пальпации Ответ 2
5. Развитие подкожной жировой клетчатки считается нормальным при толщине кожной складки: 1) до 1 см 2) 1 – 1,5см 3) Около 2 см 4) 3-4см Ответ: 3.
8. Лимфатические узлы в норме: 1)Видны при осмотре 2)Не видны и не пальпируются; 3)Не видны, но пальпируются подключичные; 4) Не видны, но пальпируются подколенные. Ответ: 2 9.Физиологический изгиб позвоночника вперед называется: 1) кифоз 2) сколиоз 3) кифосколиоз 4) лордоз Ответ:4 10. Отёки на ногах характерны для заболеваний: 1) аллергических; 2) сердца; 3) почек; 4) щитовидной железы; Ответ: 2
Обучающие ситуационные задачи по теме
№1 При осмотре: больной ходит, выражение лица спокойное, кожные покровы обычной окраски, на вопросы отвечает четко, общается с желанием. Оцените общее состояние больного.
№2 При осмотре больной 72 лет: сидит с опущенными ногами, выражение лица страдальческое, при разговоре одышка, кожные покровы цианотичные, стопы и голени отечные. В анамнезе – хроническое заболевание сердца. Оцените общее состояние больного, положение больного.
№3 При осмотре больной 35 лет, суставы кистей рук припухшие, при пальпации болезненны, кожа над ними гиперемирована, горячая на ощупь, движения в суставах ограничены. О какой патологии можно думать?
№4 При исследовании лимфоузлов: у больной пальпируется увеличенные, подвижные, слегка болезненные подчелюстные лимфатические узлы. Какую патологию вы подозреваете?
№5 При осмотре позвоночника обнаружено отклонение его линии в сторону в грудном отделе. Ваше заключение. Эталоны ответов №1 – общее состояние удовлетворительное. №2 - Общее состояние тяжелое, положение ортопноэ. №3 - Полиартрит №4 - Патологию полости рта. №5 - Сколиоз Рекомендованная литература: Основная литература: 1.Лекционный материал. 2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с. Дополнительная литература: 3.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с. 4.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с. 5.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с. 6.Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с. 7.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с. 8.Богатырев В.Г. Основы медицинской диагностики внутренних болезней. Ростов н/Д.: Феникс; 2005, 192 с. 9.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006. .
План проведения занятия: А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин. Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин. В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15-20 мин. Г) демонстрация методики общего осмотра преподавателем на студенте в учебной комнате - 15 мин; Д) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего осмотра, исследование кожи, степени питания, костно-мышечной системы – 20 мин; Е) обсуждение полученных в результате расспроса данных – 10 мин; Ж) итоговое тестирование – 10 мин; З) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.
Место проведения: · учебная комната, · палата. Оснащенность занятия: · тематические больные · УИРС · схемы клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической клинике · список вопросов для проверки исходных знаний студентов · список тестовых вопросов, ситуационных задач · таблицы · схемы · лекционный материал в электронном варианте.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности: · устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем · заключение по проведенному объективному обследованию пациента · результаты тестирования · результат решения ситуационных задач
Методические разработки для студентов III курса подготовила ассистент кафедры Зорина Г.А.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава Кафедра пропедевтики внутренних болезней Утверждаю: зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней ___________ В.Ю. Мишланов Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|