Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наука как знание, деятельность и социальный институт.





 

1.Анализ науки как знания.

2.Наука как специфический вид деятельности.

3.Наука как социальный институт.

 

Анализ науки как знания.

 

Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественное явление, в котором можно выделить три взаимосвязанные грани: знание, деятельность и социальный институт. Остановимся подробнее на науки как знании. Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям:

1. Объективность знания. Предполагается, что природу познают из нее самой такой, какая она есть сама по себе, независимо от познающего субъекта. При этом происходит отвлечение от интересов индивида и от всего сверх природного.

2. Рациональность знания. Это обозначает, что полученное знание должно быть рационально обоснованным, доказанным. Обыденное знание в этом отношении носит ссылочный характер, опирается на «мнение» и «авторитет». В научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным. Здесь действует принцип достаточного основания.

3. Сущностная характеристика знания. Сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов.

4. Системность знания. Знание должно быть особым образом организова­но в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания.

5. Проверяемость знания. Это означает, что знание должно найти свое подтверждение через практику, быть воспроизводимо через практику.

Знание может быть получено на обыденном уровне, т. е. в процессе повседневной жизни и жизненного опыта, общения с другими людьми, случайной информации и пр., и на научном уровне. Сравнивая обыденное и научное познание как специфические виды познавательной деятельности обнаруживаем, что получаемые знания на этих уровнях отличаются по ряду признаков, в частности, по объекту, целям и средствам познания.

Объектом обыденного познания являются преимущественно наблюда­емые явления, а полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему, они не всегда обоснованы и нередко уживаются с отжившими представлениями и предрассудками.

Научное познание имеет дело не только с наблюдаемыми, но и с ненаблюдаемыми объектами, например, исследуется элементарная частица, ген и т. п. Полученные знания систематизируются, доказываются и подтверждаются.

Цель обыденного познания ограничена главным образом непосредственными практическими задачами. Оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание, наоборот, ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель – открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.

Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек – органы чувств, мышление, естественный язык. Оно опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание, конечно, то же не игнорирует эти моменты, но оно использует научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.

Существенные различия обыденного и научного познания не исключают их тесную связь. Наука исторически возникает из обыденного знания и на его основе. Вместе с тем было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука – непростое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания не только по предмету (объекту), целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности.

Если в обыденном и других видах познания эта деятельность рассмат­ривается как единство двух ее сторон: чувственной и рациональной, то в на­учном познании принято выделять два уровня: эмпирический и теорети­ческий. Они различаются по объекту, видам знания и методам познания.

На эмпирическом уровне научного познания объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. И хотя в формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь – непосредственно или опосредованно (с помощью приборов) – получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможна.

На теоретическом уровне научного познания исследуются теорети­ческие объекты, которые представляют собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это - абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование которых с определенной степенью вероятности выводится из существующей теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми.

Существуют различия по получаемым на этих уровнях знанием. На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаю­тся также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент), с помощью которых осу­ществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия, моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др. методы), с помощью которых формируются законы науки, теории. Отношения эмпирического и теоретического уровней научного познания не совпадают с отношением чувственное–рациональное. Последние используются при любом виде познания.

Наука как знание подразделяется на множество отраслей знания, которые отличаются друг от друга тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. В самом общем виде по предмету и методу познания все науки можно разделить на науки о природе – естествознание, науки об обществе – обществознание или социально-гуманитарное знание, науки об искусственно созданныхобъектах – технические науки, науки о здоровье человека – медицинские науки, науки о количественных отношениях объективного мира – математические науки. Причем каждая из названных отраслей знания может быть подвергнута дальнейшему уточнению. Так, естествознание включает в себя такие науки, как физика, химия, биология, астрономия и т. д. В свою очередь физика может быть представлена механикой, электродинамикой, физикой твердого тела и т. д., соответственно биология – ботаникой, зоологией, орнитологией и т. д. Существуют и науки на стыке – биохимия, физическая химия, биофизика, астрофизика и т. п. Каждая из названных отраслей науки несет свою систему знания. Вся история развития науки – это история дифференциации и интеграции научного знания, причем первая тенденция превалировала на начальных этапах развития современной науки, а интеграционные процессы стали набирать силу в ХХ столетии. Подробнее о классификации науки речь пойдет в специальном параграфе.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.