Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наука как социальный институт.





Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социальным институтом. В этом своем качестве наука предстала сравнительно недавно. Для первых ученых их деятельность была выражением любознательности, а не профессией. Ею занимались образованные и обеспеченные люди, свободные от необходимости ежечасно думать о хлебе насущном. Недаром отделение умственного труда от физического было одним из социальных условий формирования науки. Результаты своих открытий они обнародовали в книгах. В Новое время в личной переписке обменивались мнениями с коллегами. Языком науки была латынь, что ограничивало круг общения и возможности широкой доступности полученных знаний. Но по мере развития научного знания, его дифференциации практика личных контактов стала мешать прогрессу науки. Стали формироваться национальные научные сообщества, выпускаться журналы, которые значительно расширили возможность полемики и научных обсуждений отдельных проблем. Уходили в прошлое ученые-универсалы, появились ученые-профессионалы.

Как социальный институт наука окончательно сложилась в ХХ веке. Она представляет собой определенную систему взаимосвязанных между собой академических и отраслевых институтов, научных школ, сообществ и организаций, в которых целенаправленно создается новое знание и ведется поиск его практического применения. В науке как социальном институте работают сотни тысяч людей. Хотя профессия ученого появилась фактически в ХIХвеке, в ХХ столетии она приняла достаточно распространенный характер. Занятие научной деятельностью является приоритетным направлением любого цивилизованного государства. В конце ХХ века численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. В состав науки включается около 15 тыс. дисциплин, она обслуживается сотнями тысяч научных журналов, издаваемых в разных странах. В ХХ веке наука сама стала объектом научного исследования специальных дисциплин, в том числе науковедения, логики и методологии науки, философии науки, истории науки, психологии научного творчества и др.

Особенностью развития современной науки как социального института является ее интернационализация. В науке есть национальные школы, но нет национальной научной дисциплины, как, скажем, французской аналитичес­кой геометрии, хотя сама аналитическая геометрия своим рождением обязана французу Р. Декарту. Ученые всего мира говорят на одном языке математики, и творческие дискуссии, международные конференции и конгрессы являются формой развития науки. Любая изоляция мешает обмену информацией и способствует стагнации и отставанию в науке. Так произошло в нашей стране с такими науками как генетика и кибернетика, что привело к значительному отставанию наших ученых в этих областях.

Как социальный институт наука включена в многочисленные отношения и прежде всего экономические. Отвечая на запросы производства в ХХ столетии, наука превратилась в непосредственную производительную силу и стала выступать в качестве важнейшего фактора хозяйственной деятельности людей. Это произошло в связи с научно-технической революцией середины ХХ века, которая подняла производство на новую ступень развития. Современное производство – это сложнейшее техническое оборудование, создать которое без должных научных разработок невозможно, это наукоемкое производство. И те страны, которые не уделяют должного внимания модернизации производства, не только безнадежно отстают, но и оказываются в положении изгоев в современном мире.

Такая ситуация требует взвешенной государственной политики в области науки. Надо иметь в виду то обстоятельство, что успехи науки нельзя связывать с сиюминутными экономическими выгодами и только в этом случае вкладывать в нее деньги. Наука не должна быть отдана на откуп коммерциализации. Существует фундаментальная наука, которая добывает знание не имеющее непосредственный выход на практику и лишь опосредованно, спустя какое-то время, оно способно рождать новые технологии и давать ощутимые результаты. В науке всегда надо работать с отдаленной перспективой. Как показала перестройка 90-х годов и последующая либеризация экономики в нашей стране, так называемые рыночные отношения пагубно сказались на развитии отечественной науки и отбросили страну в своем экономическом и социальном развитии далеко назад. Конечно, занятие наукой дело дорогостоящее, но именно поэтому нужна обоснованная программа ее развития и постоянная в нужных размерах гарантированная финансовая поддержка со стороны государства.

На науку влияют и идеологические отношения в обществе. Так, будучи инструментом политики, наука в большей степени работает на военную, чем гражданскую отрасль, создавая все более изощренные виды вооружения. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества и интеллектуальным способом содействовать сохранению существующей власти и идеологии. Таким образом, хотя наука и стремится быть идеологически нейтральной, избежать влияния идеологии ей не удается.

Между наукой и идеологией есть существенное отличие. Наука стремится добиться адекватного отражения действительности, постижения объективной истины. Поэтому она не склонна догматизировать свои положения и подвергает их фальсификации. Идеология, напротив, стремится обеспечить статус-кво и не способна к рефлективному анализу и фальсификации. В то же время идеология намеренно заимствует у науки то, что ей выгодно, а наука вынуждена терпеть идеологические экспансии. Эта особенность отношения идеологии и науки прямо отражается на существовании науки как социального института. Есть множество примеров, когда по идеологическим соображениям прикрывали или, наоборот, стимулировали отдельные научные отрасли и институты. Подтверждает это и недавние события 90-х годов в нашей стране, когда с изменением экономических отношений и внедрением либеральной идеологии были закрыты многие отраслевые научно-исследовательские институты.

В современном мире значительно выросла социальная роль науки. Уче­ные всегда несли, а тем более в настоящее время, бремя моральной ответст­венности за результаты применения своих технологических разработок. Сегодня мировая общественность обеспокоена последствиями применения клонирования животных и особенно человека. Звучат призывы запретить исследования в этой области. Но соблазн столь велик, что трудно надеяться на запретительные меры. Еще Аристотель утверждал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Только нравственной деградацией человечества можно объяснить факт вар­варского отношения к природе во имя мнимых ценностей. Потребительская идеология подвела мир к краю пропасти, за которой небытие. И только на пути нравственного возрождения общества возможен дальнейший прогресс науки и одновременно перспективы для современной цивилизации.

 

1.3.К вопросу о классификации науки.

 

1.Исторические варианты попыток классификации науки.

2.Современная классификация науки и проблемы, связанные с этим вопросом.

 

1.Исторические варианты попыток классификации науки.

 

Наука как явление культуры сопровождает развитие общества с античных времен. Мы уже выделили в этом процессе ряд этапов: преднаука (античность, средневековье), классическая наука (17, 18, 19 века), неклассическая наука (конец 19 – середина 20 века), постнеклассическая наука (конец 20 века – современность). Очевидно, что на каждом историческом этапе наука представляла собой некоторое количество сосуществующих и взаимодействующих дисциплин. Так, на ранних этапах становления науки число наук было невелико – математика, астрономия, логика, этика, политика, философия. Последняя понималась не только как некая самостоятельная теоретическая наука, но и как синоним знания в целом. Постепенно число наук возрастало. Можно сказать, что процесс развития науки – это процесс, с одной стороны, дифференциации существующего знания и появления на этом фоне новых самостоятельных наук, а с другой – интеграции научного знания и формирования наук на стыке. Для этапа преднауки и классической науки характерна, главным образом, тенденция дифференциации знания, интеграционные процессы в полной мере заявляют о себе в неклассической науке.

По мере становления науки как развернутой системы знания возникла проблема ее классифицирования, выраженная в потребности показать взаимосвязь и системную целостность науки. Первую попытку классифицировать науки предпринял еще Аристотель. Он подразделил науки на три группы: теоретические, практические и поэтические (творческие). Теоретические науки – это науки, ведущие поиск знания ради него самого. В их число входят «первая философия», физика и математика. К практическим наукам Аристотель относил этику и политику. Поэтическими науками он называл сферу искусства – поэзию, драму, трагедию и т.п. Высшей наукой Аристотель считал «первую философию», называя ее божественной наукой. Позднее издатель трудов Аристотеля Андроник Родосский назвал «первую философию» метафизикой. В ее задачу входило исследование первых причин или «сущего как такового». Все остальные науки, по мнению Аристотеля, изучает «часть сущего». Отсюда пошло деление наук на общую (философия) и частные науки.

В Средние века проблеме классификации наук уделяли внимание арабские мыслители. Так, один из первых последователей Аристотеля в арабском халифате аль-Кинди (800-ок. 879 гг.) выделял три ступени научного знания: первая – логика и математика, вторая – естественные науки, третья – метафизические проблемы (философия). Обращает на себя внимание тот факт, что в предложенной классификации философия венчает научное знание как «знание обо всем».

Более детальную классификацию наук предложил другой арабский философ аль-Фараби (870-950). У него классификация наук представлена в виде четырех разделов. Первый раздел составляет «наука о языке», аналогом которой можно считать грамматику. Она изучает универсальный характер законов, управляющих словами языка. Второй раздел представлен логикой как наукой о правильном мышлении, в основу которой положены законы формальной логики Аристотеля. Третий раздел составляет математика, первичным звеном которой является арифметика, затем геометрия, оптика и «наука о звездах», включающая в себя собственно астрономию, астрологию и такую науку, которую мы сегодня называем физической географией. К третьему разделу были также отнесены такие науки как наука о музыке, наука о тяжестях, наука об искусных приемах или совокупность «гражданских искусств» - строительство, плотничье дело и т. д. «Гражданские искусства» основывались на математических расчетах, представленных в виде алгебры. Четвертый раздел в классификации наук составляла «естественная наука» (или физика» и метафизика. Физика изучает естественные и искусственные тела, их материю и формы. Метафизика изучает онтологические, гносеологические вопросы, вопросы метатеории научного знания (методологии). Центральной проблемой метафизики является проблема Бога, точнее Аллаха, осмысленная сугубо философски.

Свое видение средневековой науки изложил Авиценна (980-1037), известный как философ, врач, политик, астроном, алхимик, поэт. Все знание, как и Аристотель, он подразделял на теоретическое (умозрительное) и практическое. Практическое знание составляют этика, политика, экономика. Предмет их полностью определяется человеческими действиями. Теоретические или умозрительные науки не связаны столь тесно с человеческими действиями. Главной умозрительной наукой является метафизика, которая для Авиценны тождественна теологии. Она «наука о том, что лежит вне природы». Ниже ее находится математика, называемая «средней наукой», ибо ее объекты могут мыслиться отвлеченно от материи. Сама математика представлена комплексом таких дисциплин, как арифметика, геометрия, астрономия, оптика и музыка. На каждой из этих математических дисциплин формируются частные или прикладные науки. Так, на арифметике алгебра и десятеричный индийский счет, на геометрии – измерение поверхностей различный тел, на астрономии – искусство составления астрономических таблиц, на теории музыки – устройство музыкальных инструментов.

«Низшую науку» в классификации Авиценны составляет физика. Это наука о чувственных телах, находящихся в движении и изменении и состоящих из частей. К физике принадлежат учения о небесах, о стихиях (элементах) и их движении, о возникновении и уничтожении, о влиянии небес на погоду (метеорология), о минерах, растениях, животных, о душе и ее способностях. Медицина, астрология, учение о талисманах, алхимия, толкование снов и волшебства представляют собой разновидности прикладной физики.

Как видим, сохраняя структуру аристотелевской классификации наук, Авиценна вводит в нее новые моменты и науки. Особенно это видно по разделу прикладных наук, который отражает не только достижения науки и практики, но и элемент фантастичности в науке средневековья.

В эпоху средневековья в Европе сложилась своя система наук, получившая название «свободных искусств». Сюда включалось 7 наук: первые три науки («тривиум») – грамматика, диалектика, риторика - и четыре науки («квадриум») – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Над ними возвышалась «верховная наука» - теология (богословие). На этом разделении наук строилась средневековая система образования.

Интерес к классификации наук вновь стал проявляться в Новое время. Начало проложил Ф. Бэкон (1561-1626), родоначальник философии Нового времени и всего экспериментирующего естествознания. Бэкон взял за основу классификации наук несколько критериев: во-первых, объект изучения – человек, природа, Бог; во-вторых, познавательные способности человека – память, разум, воображение и веру. Наличие памяти обеспечивало появление истории, разума – философии, воображения – поэзии, вера – теологии.

В 19 веке было сделано несколько попыток дать классификацию науки Так, О Конт (1798-1857) разделил все науки на две группы: теоретические и прикладные. Теоретические науки, в свою очередь, он разделил на 1) абстрактные и 2) конкретные, или частные, описательные. Абстрактные теоретические науки представляли собой ряд наук, построенный по степени абстрактности и сложности. Философ выделяет следующую последовательность наук: математика, теоретическая астрономия (небесная механика), физика, химия, физиология (биология), социология, причем построение движения наук идет от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. В классификации О. Конта математика оказывается наиболее простой и одновременно абстрактной наукой, а социология наиболее сложной и конкретной наукой. В перечне наук нет философии. Конт считает, что время философии прошло, теперь, когда частные науки твердо стоят на собственной почве, философия больше не может дать положительного знания, а ее функции должны быть ограничены задачей систематизации знания, добываемого отдельными дисциплинами. Что касается социологии, то это единственная наука, которая должна концентрировать в себе все знание об обществе и тем самым упразднить ранее существующие науки об обществе – этику, политическую науку, экономику и пр.

 

2.Современная классификация науки и проблемы, связанные с этим вопросом.

 

Современная классификация науки, принятая в отечественной философии, своим теоретическим источником имеет принципы классификации, предложенные Ф. Энгельсом (1820-1895). В основу классификации наук Ф. Энгельс взял формы движения материи. Согласно Энгельсу их пять: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой форме движения соответствует своя наука: механической – механика, физической – физика, химической – химия, биологической – биология, социальной – социальная наука. Выделяя формы движения материи, Энгельс опирался на следующие принципы:

а) каждая форма движения материи имеет свой материальный носитель. Так, механическая форма движения материи в качестве материального носителя имеет тело, физическая – молекулы, химическая – атомы, биологическая – белок, носителями социальной формы движения материи являются классы и социальные общности.

б) Вторым принципом построения классификации форм движения материи и на их основе классификации наук, согласно Энгельсу, было положение о том, что каждая высшая форма движения материи есть синтез низших. Так, биологическая форма движения материи опирается на химические и физические закономерности, а химическая, в свою очередь, на физические. Что касается человека, то он функционирует как такой организм, в котором сочетаются биологические и социальные закономерности. Следовательно, он синтез всех форм движения материи. В нем проявляются закономерности как физические и химические, так и биологические и социальные.

в) Третьим принципом классификации, по Энгельсу, является положение о том, что высшие формы движения нельзя свести к низшим. Другими словами, редукция недопустима, т. е. нельзя объяснять закономерности химической формы движения материи физической, несмотря на то, что эти закономерности включаются в ее функционирование. Все эти положения позволили Энгельсу построить цепочку наук как самостоятельных областей знания, исследующих отдельные формы движения материи и их материальные носители.

На этих же принципах продолжали разрабатывать классификацию науки отечественные философы Б.М. Кедров (1903-1985), А.А. Бутаков (1925-1982) и др. Главное внимание они, как впрочем, и большинство западных методологов, уделяли классификации естествознания. Однако они должны были учесть все те изменения, которые произошли в самой науке. Так, например, в 20 веке уже нельзя было выделять механику в особую форму движения материи, существующую наряду с физической формой движения, поскольку стало уже очевидным, что механическое движение является разновидностью физической формы движения материи.

Б.М. Кедров предлагал структуру науки, в том числе естествознания определять, во-первых, структурой ее предмета, объекта и, во-вторых, структурой процесса отражения этого объекта в сознании человека, т. е. процесса познания. С его точки зрения, наука представляет собой сложный и разветвленный организм. Схематически ее представить можно как минимум в двух срезах: вертикальном и горизонтальном. Горизонтальный срез науки описывается последовательным усложнением объекта науки, вертикальный – последовательностью развития нашего познания одного и того же объекта (природы), переходу от менее полного и менее глубокого его знания к более полному и глубокому при изучении природы в порядке движения от ее явлений к их сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.

Горизонтальный срез можно представить следующим образом. Обозначим отдельные науки в последовательном порядке усложнения их предметом буквами А, В, С, Д, Е и т. д. и разрез общей структуры естествознания выразится следующим друг за другом рядом наук: А – В – С – Д – Е и т. д., т. е. физика – химия – биология – геология. Однако, это не однолинейная, а разветвленная цепочка. Так, между физикой и химией находится физическая химия и химическая физика; между химией и геологией стоит геохимия, между биологией и химией – биохимия; между биологией и геологией - почвоведение, палеонтология; между химией, биологией и геологией – биогеохимия. Существуют и другие науки на стыке, или как их называл Кедров – промежуточные, например, биофизика, астрофизика. Во второй половине 20 века появилась такая синтетическая наука как кибернетика. Таким образом, картина современного естествознания усложнена наличием не одной, а несколькими точками соприкосновения между отдельными науками, поэтому она не представляет собой линейной цепочки.

Вертикальный срез анализа структуры современной науки представлен науками, выражающими ступени все более полного и глубокого знания одного и того же предмета, начиная с чисто эмпирического описания, переходя затем к систематизации фактов и кончая высшими разделами теоретического объяснения его внутренней сущности, т. е. законов. Вертикальный срез может быть схематически представлен в следующей записи: А –А(1) – А (2) – А(3) – А (4) и т. д.; В – В (1) – В(2) –В (3) –В (4) и т. д. т. п. Так, биологию составляют такие описательные науки как ботаника и зоология и теоретические как физиология растений, морфология и т. д. В физике выделяют механику, оптику, физику твердого тела и т. д.

Эта сложная структура картины естественных наук позволяет предложить классификацию по формам движения материи следующим образом:

- группа физических наук, изучающих разновидности физического движения;

- группа химических наук, изучающих разновидности химического движения;

- группа биологических наук, изучающих разновидности биологической формы движения материи;

- группа наук, изучающих социальную форму движения материи.

Авторы отечественной классификации предлагали также выделять и новые формы движения материи, в частности, космологическую, геологическую, географическую, кибернетическую и соответствующие им науки – космологию, географию, геологию, кибернетику. Как видим, проблема классификации науки ограничивалась областью естественной науки. Вопрос классификации наук об обществе в отечественной философии не нашел серьезного исследования.

Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в 19 веке. В. Дильтеем (1833-1911) было предложено разделить все науки на две большие группы: науки о природе и науки о духе, которые отличаются объектами исследования – природой и обществом. Эту же цель преследовали и неокантианцы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936), которые предложили классификацию на основе методов исследования. Согласно этому принципу науки делятся на номотетические и идиографические. Номотетические науки – науки, ориентированные на открытие законов, идиографические – на описание событий, первые представлены естествознанием, вторые – историей, науками об обществе. Более подробно об этих философах речь пойдет в соответствующем разделе. Здесь хотелось бы отметить, что проблема классификации социо-гуманитарного знания остается по сей день открытой и требует своего тщательного исследования.

В настоящее время более признанной является классификация наук, построенная на основе такого критерия как предмет исследования. В соответствии с предметом изучения, предполагается выделять следующие группы наук:

1) науки о природе – естествознание;

2) науки об обществе – социально-гуманитарное знание;

3) науки об искусственно сознанных объектах – технические науки;

4) науки о здоровье человека – медицинские науки;

5) науки о количественных отношениях объективного мира – математические науки.

Выделенные группы наук отличаются друг от друга не только предметом, но и историей формирования, спецификой методов исследования, познавательными функциями и т. д. Каждая из названных областей науки сама может конкретизироваться по отдельным дисциплинам. И здесь вполне уместна в качестве дополнения классификация по формам движения материи. Все это предполагает необходимость дальнейшего специального рассмотрения отдельных групп наук, что и будет сделано в дальнейшем изложении проблемы.

В современной науке для классификации применяется также критерий удаленности от практики. В этом случае все науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Это разграничение осуществляется по целям и функциям. Для фундаментальных наук главная цель – постижение истины, достижение адекватного знания о тех или иных объектах, их свойствах. Прикладные науки нацелены на практическое применение полученных фундаментальными науками знаний. Они также формируют новое знание, но ценность прикладных наук определяется преимущественно не ценностью полученных ими знаний, а возможностью применения этих знаний для решения практических задач.

Современная наука находится в состоянии интенсивного развития, поэтому предложенные варианты классификации наук не могут быть исчерпывающими. В связи с этим вопрос о классификации наук не снимается, а проблема классификации науки сохраняет свою актуальность и ждет дальнейших исследований.

 

1.4. Наука и эзотеризм.

 

1. Идеалы и нормы научного знания и деятельности.

2. Вненаучное знание и его формы.

 

1.Идеалы и нормы научного знания и деятельности.

 

Наука не исчерпывает собой все виды познавательной деятельности. Современное познание включает в себя ряд видов познавательной деятельности. Прежде всего выделяется как первичное и самое распространенное обыденное (или житейское) познание. Оно основано на наблюдении и практическом освоении природы каждым отдельным человеком, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Эта познавательная деятельность осуществляется методом проб и ошибок. Знания, добываемые таким путем, не формализуются, они передаются от поколения к поколению в устной форме. В качестве примера можно привести сведения народной медицины или народной педагогики. В них содержатся практически полезные, проверенные временем советы. Но назвать эти знания научными в строгом смысле слова нельзя. Значительные познавательные возможности у искусства, литературы и даже религии. Однако только наука ценностно ориентируется на познание как таковое. Для науки постижение истины является определяющей ценностью, вся ее деятельность нацелена на ее постижение. Цели и ценностные ориентации науки конкретно представлены в идеалах и нормах научного исследования, которые исторически менялись.

Древние греки первыми установили, что науку от всякого другого знания, которое они называли «мнениями», отличает доказательность. Для них идеальным образцом науки стала геометрия Евклида, изложенная в его знаменитом труде «Начала». Здесь он вводит понятия «аксиома» как знание, принимаемое без доказательства в силу его очевидности, и «теорема» как знание, получаемое логическим путем с помощью дедукции. Так возникли строгая система логической доказательности и первые критерии нормы научного исследования. Сам процесс исследования у древних греков носил созерцательный характер и оценивался как самая высшая степень наслаждения и жизненного удовольствия. Утверждая эпистему (доказательное знание), греки сделали величайшее открытие и проложили демаркационную линию между античной наукой и донаучным познанием древних вавилонян и египтян. Последние не знали принципа доказательности, не умели формулировать общие правила решения конкретных задач, а решения принимали, подражая конкретным примерам, учились, визуально воспринимая решение на чертеже, и выполняя указание: «Смотри!», «Делай как я!».

Новый научный идеал наука открыла для себя в ХVII веке. Им стал экспериментальный метод и математическая обработка полученных результатов. Отцом этого открытия по праву считают Галилея Галилея. За ним последовали другие, в том числе И. Ньютон, который в форме категорического заявления: «Гипотез не измышляю», продемонстрировал всем, что образцом науки можно признавать лишь те знания, которые основаны на точных наблюдениях и экспериментах и математически адекватно описаны. Классическая наука внушала убеждение в абсолютную достоверность научных законов, их исчерпывающее содержание, вечность, надежность методов исследования и их результатов. Так продолжалось вплоть до конца ХIХ века, когда произошла революция в естествознании, подвергшая в смятение ученых, перевернувшая все прежние представления о строении материи и неизменности законов классической механики.

С формированием неклассической науки возник новый идеал науки. Теперь уже истины рассматриваются как относительные, обнаруживается их преходящий характер, устанавливается зависимость научных открытий от используемых технических средств, от общекультурной, политической, идеологической ситуации. Общественное мнение от абсолютного поклонения науки переходит к огульному обвинению ее во всех бедах общества, возникает противостояние сциентизма и антисциентизма. Наука теряет свой ореол единственной носительницы подлинной истины. Вновь заявляет права на ее владение религия, оживляются мистические и около научные учения. Наука окончательно отходит от созерцательной позиции, нормой научного исследования становится возможность использования его результатов на практике, она становится все более утилитарной.

В конце ХХ века наука в своем развитии переходит в постнеклассическую стадию, и одновременно формируется новый идеал науки и нормы научного исследования. Идеалом современной науки, во-первых, являются комплексные исследования, охватывающие весь аспект связей изучаемого явления, в том числе и социально-гуманитарные отношения. Во-вторых, в качестве необходимого уровня состояния исследований современной науки следует считать рассмотрение изучаемого явления в аспекте его самоорганизации, эволюции и саморазвития, т. е. в процессе становления. Что касается норм научного исследования, то представляется, что в качестве таковых для постнеклассической науки следует считать обязательными экологическую и гуманитарную экспертизы, поскольку своими исследованиями она затрагивает глобальные проблемы существования человечества. В-третьих, идеал современной науки требует наличие в содержании исследования прогноза ближайшей и отдаленной перспективы развития изучаемого явления.

Выделенные нами последовательно четыре исторических идеала науки и норм исследований не исключают между ними внутренней преемственности. Так, скажем доказательность является условием существования научного знания на любой стадии его развития, в том числе и постнеклассической. Просто эта черта теряет ту основополагающую и единственную значимость, которую она имела в глазах античного ученого. Это же можно сказать и относительно эмпирической основы научного исследования – без нее научное знание несостоятельно. Нужно понимать, что каждый идеал науки характеризует свое время. Но он не отбрасывает предшествующие признаки идеального образа науки, а включает их в себя как обязательный элемент.

Понимание идеалов науки и норм научного исследования позволяет провести границу между наукой и тем, что ею не является, но претендует на этот статус.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.