Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последовательности событий: разграничение сюжета и фабулы





Последовательность событий можно оценивать с внутренней точки зрения, изнутри мира героя, тогда она будет «естественной», «логической», «причинно-временной» (биографический роман). С точки зрения авторской позиции последовательность событий может быть «сконструированной» (временные перестановки, нарушение логических связей) (Л. Толстой, «Смерть Ивана Ильича»). В любом случае, если речь идет о сюжете, последовательность событий имеет важное значение. Осмысление сюжета произведения возможно при его пересказе. Как правило, события в пересказе извлекаются с «внутренней точки зрения», изнутри мира героя, поскольку герой воспринимается читателем как живой человек и с ним происходят события так же, как и в реальной жизни. Пересказ может воспроизвести сюжет полно, но избыточно, или выбрать основное, тогда он будет неполным. Так возникают понятия фабулы и сюжета.

Существует три способа разграничения сюжета и фабулы.

1. Произведения, в основе которых фольклорный или литературный источник. Фабула – последовательность событий, как в традиционном тексте, сюжет – нарушенная последовательность.

2. Фабула является событийной основой действия, это «краткая схема», собственно, сам краткий пересказ. Сюжетом в таком случае будет динамический аспект произведения, все действия, включая происшествия и внутренние события.

3. Третий способ предложен М. Бахтиным в книге «Формальный метод в литературоведении». Фабула: «в направлении к полюсу тематического единства завершаемой действительности», сюжет: «в направлении к полюсу завершающей реальной действительности произведения» [58, с. 189]. Ученый исходит из того, что вымышленная действительность героя «завершается» автором, который находится в иной – реальной для него и читателя действительности. Фабула и сюжет в таком подходе будут характеризовать разные стороны одного и того же событийного ряда. Цепь событий жизни героя (независимо от порядка изображения) М. Бахтин считает фабулой. Если же посмотреть на этот событийный ряд извне как выстроенный автором – он предстанет сюжетом.

 

Ситуация и конфликт (коллизия)

Как установлено, сюжет представляет собой цепь событий, которые, в свою очередь формируются в результате действия героя – перехода внутренних границ с определенной целью. Но такой подход слишком упрощает понятие сюжета и всего художественного произведения. Как и сама жизнь, с которой коррелирует художественный мир, не состоит из одних динамических событий, так и сюжет представляется образованием более сложным. Нарду с динамичным событием, в нем присутствуют временные статические положения действующих лиц, которые называют ситуациями (положением).

Ситуация содержит в себе «некую предпосылку перемен», некое, нуждающееся в разрешении, внутреннее противоречие. Выявление, нагнетание или обострение противоречия свидетельствует о том, что ситуация перешла в коллизию, что неминуемо приведет к «перешагиванию» границы – к событию.

Наряду с частными ситуациями существует общая ситуация произведения – она является источником, интенцией движения и развития всего сюжета произведения. В ней, по Гегелю, заложено всеобщее «состояния мира». К примеру, в эпической ситуации сходятся два полюса – хаос и мир, добро и зло. В драматической – человек и мир «других», в лирической – состояние сознания, требующее новых знаний о мире.

Как ситуация складывается общая для всего произведения, так и коллизия или конфликт. При этом, коллизия всегда разрешается, а породившая ее ситуация остается. По мнения Гегеля, «коллизия – такое нарушение, «которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устранено. Коллизия является таким изменением гармонического состояния, которое, в свою очередь, должно быть изменено» [58, с. 193].

 

Сюжет и мотив

Чаще всего мотив трактуют как любой повторяющийся смысловой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие). Мотивы дифференцируют по родовой природе произведения или жанровой, или выделяют в пределах творчества автора, и даже одного произведения. Как элемент сюжета любая повторяющаяся его единица, т. е. мотив, связана и по содержанию, и по своей функции (роли в развитии сюжета) со всеми другими. Поэтому сюжет представляет собой в этом смысле некий комплекс взаимосвязанных мотивов.

Вопрос соотношения мотива и сюжета в русской науке впервые был поставлен А.Н. Веселовским. В его трактовке, сюжет представляет собой «цепь мотивов, разрабатывающих, развертывающих исходную ситуацию» [58, с. 201]. С другой стороны, он трактует сюжет как «сложную схему» с единым содержанием. Постепенно в науке о сюжете сформировалось представление об устойчивых сюжетных схемах и об их содержательности, о «языках» сюжетных схем, которые носят универсальный характер.

Одна из них демонстрирует циклический инвариант сюжетных схем (столкновение и уравновешивание мира и хаоса в эпопее, возврат в финале к начальной ситуации в драме, кольцевая композиция в лирике). Такая схема имеет трехчастную структуру: отправка в чужой мир, пребывание в нем, возврат (преодоление кризиса и возрождение).

Второй тип сюжетных схем – кумулятивный (от лат. cumulare – накоплять, нагромождать, усиливать), который представляет собой «нанизывание» однородных событий и/или персонажей вплоть до катастрофы (в архаике она, как правило, комическая).

Предполагается, что данные типы сюжетных схем коррелируют с двумя архаическими типами героев – «культурный» герой и трикстер. Существует и иное объяснение. Циклическая схема связана с «высоким» космогоническим мифом о созидании мира путем расчленения тела первого существа. Кумулятивная схема травестирует мир творения, что обнаруживается в сказочном сюжете соединения разнообразными способами многих тел в одно. Такое соединение всегда оказывается временным и неустойчивым, в итоге приводит к катастрофе распада.

В литературе обе сюжетные схемы могут сочетаться в пределах одного произведения.

 

«Событие рассказывания»: текст и повествование

Событийная природа художественного произведения, как уже отмечалось, обеспечивается «со-бытием» двух аспектов – «события о котором рассказывается, и «событием самого рассказывания». Остановимся на втором аспекте. «Событие рассказывание» формируется в процессе реализации авторской коммуникативной интенции, направленной к воспринимающему субъекту – читателю. В эстетическую деятельность вовлечены два субъекта – автор и читатель, но ни один из них не присутствует в самом эстетическом объекте – художественном произведении. Следовательно, автору как организатору коммуникативного события следует так оформить свой объект, чтобы читатель смог не только «увидеть» «мир героя» и воспринять его непосредственно, но и получить определенные сведения об этом мире, которые самому герою изнутри его мира недоступны. То есть, автор должен дать информацию читателю о художественном мире и скорректировать его восприятие из внехудожественной действительности, в которой они оба находятся.

«Событие рассказывания» представляет собой целостное авторское высказывание об изображенном мире, которое адресовано читателю. Поскольку автор как субъект творящий не может находиться в пределах изображаемого объекта, ему приходится свое высказывание о мире и герое делегировать субъекту (или субъектам), способным к функционированию в художественной реальности. Субъекты высказывания, или речи, принимают участие в изображении художественного мира, В то же время они сами могут быть изображенными субъектами.

В данном случае речь идет о рассказчике, который одновременно и находится в изображенном мире, и принимает участие в его изображении. С одной стороны, он является изображенным субъектом и входит в геройный план, с другой стороны – он является посредником между авторским и читательским планами, поскольку информацию о «мире героя» передает читателю. Таким образом, рассказчик является и субъектом речи, и субъектом изображения, и еще при этом может быть изображенным субъектом.

Герой также наделен способностью говорить. Но его высказывание направлено не читателю, а обращено к собственному миру, поскольку герой не знает о существовании читателя. Следовательно, герой является субъектом изображенным, но в то же время и субъектом речи.

В любом произведении, независимо от его родовой природы, существует еще один тип субъекта, который обладает способностью направлять высказывание непосредственно читателю. Этот субъект является изображающим, но не изображенным. Он способен к говорению, но не имеет лица. Понятия субъекта речи и изображения обосновал в своих работах Б.О. Корман.

Таким образом, в произведении обнаруживает целая система говорящих и изображающих субъектов, которые своими высказываниями и формируют «событие рассказывание», реализованное на текстовом уровне. По определению Н.Д. Тамарченко, «”событие рассказывания” – такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом-читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет» [58, с. 206].

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.