Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сюжетные и внесюжетные функции слова





Как видим, слово в драме может быть элементом как сюжета – диалог, реплика (не всегда), так и внесюжетных структур – монолог (не всегда), ремарка и вставной текст.

Сюжетная функция присуща слову преимущественно в классической драме. Персонажи своими репликами «откликаются на развертывание событий и влияют на их дальнейшее течение» [58, с. 325]. Так, в «Грозе», слово оказывается поступком, реплика поворачивает ход действия. В неклассической драме ситуация несколько усложняется. В ней преобладает «внутреннее действие» и диалоги уже, на первый взгляд, не имеют сюжетного значения. Но относительно неклассической драмы следует учитывать специфику самого сюжета. Он выстраивается не из «словесных действий», а из осмыслений, рефлексий, которые и становятся предметом авторского изображения.

Внесюжетную функцию в драме выполняют монологи персонажей-идеологов, наполненные обобщенными смыслами, подчеркнутой риторичностью. Кроме того, внесюжетную функцию могут выполнять диалоги-диспуты.

Вставные тексты необходимы автору в драме, если он стремится акцентировать сюжетную сторону произведения. Это может быть «пьеса в пьесе», стихотворение, притча и т.д.

Сценический эпизод в качестве компонента

Композиция произведения, как известно, обусловлена соотнесенностью членения текста и пространства-времени (с позиции автора и читателя). Патрис Пави акцентирует понятие точки зрения относительно позиции драматурга, который организует события пьесы и распределяет текст между персонажами. Автор драматического произведения все время будет играть изменением точки зрения и структуры высказывания говорящих субъектов. Вольфганг Кайзер обращает внимание на то, как автор представил экспозицию, как расположил персонажей и в какие обстоятельства их поместил, дал ли предысторию действий, как у него коррелируют инициирующие и ретардирующие моменты, обусловливающие катастрофу, каким образом готовится кульминация и как выстроены акты. Таким образом, драматическая композиция представляется членением текста пьесы на части по времени и месту действия при их художественно целесообразной соотнесенности.

В композиционном аспекте драматическое действие может «представать единым блоком», что характерно для классической драмы, но может «представлять собой монтаж сценических эпизодов», как, например, в «Борисе Годунове». В. Кайзер употребляет понятие «замкнутой» и «открытой» форм, а В.Е. Хализев выделяет два типа композиции: «дробление действия на многочисленные и короткие сценические эпизоды, развертывающиеся в разное время и в различных местах» (характерное, по его мнению, «для классической восточной и средневековой европейской драматургии») и «сосредоточение действия в немногих и достаточно крупных эпизодах, приближенных друг к другу в пространстве и во времени» (свойственное «преобладающим формам европейского (в том числе русского) театрально-драматического искусства последних столетий» [74, с. 161-164].

Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа

«Родовая» характеристика героя в драме является наиболее разработанной по сравнению с другими литературными родами, хотя, по сути, литературная типология героя также отсутствует. Позиции ученых могут быть сходными, но зачастую и противоположны относительно названных понятий.

Так, Г. Фон Вильперт и Патрис Пави роль (амплуа) понимали как «маску-характер», соответствующую физическим данным актера, а тип как готовый, традиционный «образ поведения», «застывший характер» (при менее фиксированном облике). И амплуа, и тип означают заданность сюжетных действий, связь с «интригой».

Особенность драматического персонажа состоит в его более полной, чем в эпике, сюжетной воплощенности. Драматический характер многосторонний, поскольку в драме персонаж вследствие неизбежной ретардации в развертывании событий не совпадает с основной его сюжетной функцией.

Гегель противопоставляет схематичные драматические «типы» и «характеры» – цельные, но тесно связанные с коллизией. Д. Балухатый не разграничивает в драме характер и «лицо-схему, лицо-тип», обнаруживая в них в равной мере признаки «единства, собранности, цельности».

В современной теории драмы амплуа понимают как театральную специализацию актера на определенных ролях (трагик, комик) и повторяющиеся социальные роли (типы). Амплуа противопоставляется драматический характер – не совпадающий до конца с сюжетом. «Амплуа (свахи, купцы-обманщики или купцы-самодуры) предполагает ряд ситуаций, соединенных по сходству или по контрасту, т.е. определенный набор сюжетов; но никаким сюжетом не исчерпывается. Характер же превращает ситуацию в конфликт, т.е. определяет закономерное развертывание одного и единственного сюжета, который, в свою очередь, полностью реализует характер.

Амплуа означает полное совпадение действия (поступка) и внутреннего наполнения персонажа (ср. героев Фонвизина); характер – возможность расхождения между позицией и ролью, вольного или невольного (Борис и Самозванец у Пушкина: оба по-разному отступают от избранной роли, оба подражатели, оказываются в несогласии с собой)» [58, с. 331].

Классическая драма ориентирована преимущественно на традиционные амплуа, новая драма выстраивает сюжет посредством решения героем проблемы самоидентификации.

Практическое занятие 5.1.

Драма как литературный род. Мир драмы

1. Драма как литературный род

2. Структура драматического произведения.

3. «Зона построения образа» в драме.

4. Пространство-время драматического события и позиция зрителя

5. Событие «завершения» в драме. Катастрофа и катарсис

6. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ)

7. Сюжет драмы

8. Выбор судьбы: свобода выбора и необходимость

9. Понятия, описывающие драматический сюжет

10. Хронотоп драмы и конфликт

11. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы

Литература:

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с. - С. 305-333.

 

Практическое занятие 5.2.

Драма как литературный род. Текст драмы

1. Специфика драматической речи в сравнении с другими литературными родами

2. Основные понятия текстового уровня драмы

3. Сюжетные и внесюжетные функции слова

4. Сценический эпизод в качестве компонента

5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа

Литература:

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с. - С. 305-333.

 

Лекция 6

Лирика как литературный род

Три родовые теории лирики

Теория лирики, как и других литературных родов, формировалась и эволюционировала соответственно культурологическим эпохам. Как и в уже рассмотренных теориях родов основу отличий следует искать в отношениях автора и его героя. Кроме того, современное литературоведение еще не до конца изжило неисторический подход к родовой природе словесного художественного произведения, в частности в теории литературы сложились псевдонаучные представления о родовой природе лирики.

Изучение теории лирики следует начинать с осмысления существующих в литературоведении концепций ее происхождения и сущности. Так, в античности родовая теория еще только формировалась, ученые разделяли литературные произведения (поэзию) исходя из формы, в которой автор презентовал свое искусство, или в зависимости от типа говорящего субъекта.

Платон в трактате «Государство» говорит, что автор может идти «или путем простого повествования, или посредством подражания, либо того и другого вместе». Соответственно, «один род поэзии и мифотворчества весь целиком складывается из подражания – это... трагедия и комедия; другой род весь состоит из высказываний самого поэта – это ты найдешь преимущественно в дифирамбах; а в эпической поэзии и во многих других – оба этих приема» [44, с. 174-176.].

Аристотель в «Поэтике» дает такое толкование деятельности автора: «<Автор> или то ведет повествование со стороны, то становится в нем кем-то иным, подобно Гомеру; или <все время остается> собой и не меняется; или <выводит> всех подражаемых <в виде лиц> действующих и деятельных» [2, с. 648.].

«Диомед (IV в. до н.э.), вслед за Платоном и Аристотелем, разделил все произведения на три категории: те, в которых говорит только рассказчик; те, в которых говорят только персонажи; наконец, те, в которых говорят и рассказчик, и персонажи» [цит. по 58, с. 9-10.].

Чтобы разобраться в античных трактовках лирики, следует вспомнить, что вопросами поэзии интересовались несколько наук – поэтика и риторика, не говоря уже о философии. Античные ученые воспринимали деятельность, о чем уже упоминалось, как подражание природе, в том числе и деятельность автора в процессе создания художественного произведения. Античная риторика, которая пыталась объяснить законы функционирования организованной речи, лирику, как и другие виды поэзии, рассматривала сквозь призму категорий «подражания» и «выражения». Древние ученые могли еще наблюдать, как лирика выделяется из фольклора, на их глазах формировались собственно литературные ее образцы. Поэтому и Платон, и Аристотель связывают лирику с «простым» повествованием («высказывание самого поэта», «поэт остается самим собой»). Но если лирику воспринимать как «повествование», даже «простое», то есть отстраненный рассказ автора о чем-то отдельном от него, то тогда не совсем понятно, чем она отличается от эпики. Кроме того, вызывает вопросы формулировка – «высказывание самого поэта». Потому что в фольклоре лирике соответствует такая форма, как пение, а оно не предполагает одноголосия. Как раз поэтика связывает лирику с пением (с музыкальным сопровождением), что подчеркивает ее синкретическую природу, которую фольклор еще сохраняет.

Изучение пения как составляющей ритуала позволяет понять его сущность – это «способ маркировать чей-то голос, передать прямую речь какого-то персонажа». В песне всегда два говорящих – тот, кто поет, и тот, кому поется. Поэтому пение представляется как «персонологическое двуголосие», или «несобственная прямая речь». Такая форма, по мнению О.Н. Фрейбенберг, необходима в ритуале для общения с духами, она воспроизводит одновременно и их голос, и голос автора [70, с. 425]. О.Н. Фрейденберг полагает, что в древнегреческой лирике нет чистого высказывания самого поэта, ибо «в каждой лирической песне не один, а двое участников: тот, кто поет, и тот, кому он поет. И оба эти лица нерасторжимы, хотя их раздельность вполне осознана» [70, с. 425].

Как видим, в самой античной поэтике уже наблюдаются несоответствия в определениях родовой дифференциации. Указание на единоличного носителя высказывания в лирике не соответствует ее древнейшим ритуальным формам, видимо, видимо, такой говорящий субъект сформировался уже в более позднее время в собственно литературе. Потому что наряду с приведенным высказыванием Платона, обнаруживаем еще одно его мнение относительно лирики, где поэт неотделим от «другого»: «И один поэт зависит от одной Музы, другой — от другой. Мы обозначаем это словом "одержим", и это отчасти то же самое: ведь Муза держит его» [45, с. 140].

Таким образом, античная теория лирики акцентирует наличие в лирике не менее двух субъектов (субъекта и сверхсубъекта) высказывания – это поэт и Муза, их связь определяется как «одержание», т. е. как синкретическое и неразвито-напряженное отношение [58, с. 334]. В античной поэтике лирики подчеркивается отличие лирики от двух других родов, построенное на отношении субъекта высказывания к «другому»: в лирике говорящий не превращается в героя, в как в эпике или драме. Кроме того, античная лирика не фиксирует внимание на изображении чувств и переживаний, что приписывают ей во все времена.

Интериоризация («овнутрение») лирики оформляется в Средневековье. Лирическое высказывание постепенно прикрепляется не просто к поэту, а сосредоточивается на его чувствах. Внимание к внутреннему миру в лирике все больше актуализируется в эпоху Возрождения, в барокко и классицизме. Так формируется второй этап развития теории лирики – новоевропейская эстетика, которая разработала родовой критерий «субъективности». Философия Просвещения пришла к осознанию «автономной личности». Тогда античное утверждение о поэте, «который остается самим собой», стало основой новой теории лирики. Предромантизм и романтизм еще больше акцентировали процессы интериоризации лирики, речь начинает идти о «внутреннем человеке» (Жуковский), единичном и индивидуальном (Ф. Шлегель), особенном (Шеллинг), субъективном (Шеллинг, Гегель). Далее романтизм свяжет лирику не просто с внутренним, но и с «внутреннейшим». Ф. Шлегель соотнесет лирику с «духом», заявив, что «подлинно духовные поэтические создания мыслимы, вероятно, только в лирическом роде» [58, с. 335]

Вершиной процесса интериоризации лирики стала эстетика Гегеля. В лирике, согласно Гегелю, «не объективная совокупность всего и не индивидуальное действие, а именно субъект как субъект определяет форму и содержание». Философ подчеркивает, что «не внешний повод и не его реальность создает собственно лирическое единство, а субъективное внутреннее движение души и способ восприятия предмета»; «чувство и рефлексия вовлекают внутрь себя наличный мир, переживают его в своей внутренней стихии и уже только после того, как этот мир стал чем-то внутренним, выражают его, находя для него слова» [22, с. 504, 500, 514.]. По Гегелю, в поэзии «духовное содержание уходит... из чувственного материала», а «роль внешнего и объективного элемента» играет «само внутреннее представление и созерцание». Иначе говоря, в поэзии вообще «дух становится предметным на почве самого же духа».

Но в лирике дух делает еще один шаг в сторону интериоризации – он «нисходит внутрь самого себя, созерцает собственное сознание». Это и есть излечение духа, освобождение его от бессознательного единства с субъектом. Благодаря такому акту содержание лирического сознания превращается в «объект, очищенный от всякой случайности настроения, объект, в котором освобожденный внутренний мир свободно, в удовлетворенном самосознании, возвращается к себе и пребывает у себя самого» [22, с. 347, 492, 493]. В трактовке Гадамера, это «дух, выходящий за пределы субъективности ego» [20, с. 26.]. Обратим внимание, что преодоление субъективности лирического духа у Гегеля происходит через его истолкование как объекта.

В теории литературы надолго закрепится понимание лирического субъекта, нуждающегося в объективации. Определения типа «эпос — объект, лирика — субъект» становятся общими местами [16, с. 271.].

В философии вплоть до конца XIX – начала XX в. преобладала гипотеза абсолютного («объективного») сознания. Реальное множество эмпирических («субъективных») сознаний с точки зрения такого «сознания вообще» — «случайно и, так сказать, излишне. Все, что существенно в них, входит в единый контекст сознания вообще и лишено индивидуальности. То же, что отличает одно сознание от другого и от других сознаний, — познавательно несущественно и относится к области психической организации и ограниченности человеческой особи» [3, с. 77].

Как мы видим, решение теоретико-литературного вопроса входит в проблемное поле новоевропейской философии. Лишь в XX в. будет осознано, «что из самого понятия единой истины вовсе не вытекает необходимости одного и единого сознания. Вполне можно допустить и помыслить, что единая истина требует множественности сознаний, что она принципиально невместима в пределы одного сознания, что она, так сказать, по природе социальна и событийна и рождается в точке соприкосновения сознаний» [3, с. 78].

Так понятая субъективность принципиально перестает быть случайной и излишней, требующей десубъективизации. Она оказывается необходимым моментом со-бытия сознаний. Исходя из общефилософских осознаний формируется и третья концепция в теории лирики.

Впервые о новом, Сверхсубъекте, заговорит Ф. Ницше, который воспринял крушение идеалистического объективизма как ситуацию «смерти Бога». В работе «Рождение трагедии из духа музыки» место объективного духа занял у философа «Первохудожник мира», «единый и истинно сущий Субъект», по самой своей природе не овнешняемый и не объективируемый. Именно на такого субъекта ориентирован лирик: «Сначала он, как дионисийский художник, вполне сливается с Первоединым... и воспроизводит изображение этого Первоединого в виде музыки». В этом акте поэт преодолевает свою ограниченную индивидуальность и, освобождаясь от индивидуальной воли, «делается как бы медиумом, через каковой медиум единый истинно сущий Субъект празднует свое освобождение в иллюзии». «Я» такого лирика-медиума «звучит из бездны бытия: его "субъективность" в смысле новейшей эстетики — фантазия» [41, с. 41-42, 35-36].

Трактовка поэтического процесса Ф. Ницше дала новое понимание субъекта и автора лирики. До этого в теории литературы преобладало представление о лирическом стихотворении как об автобиографическом высказывании поэта. М. Зусман, немецкий литературовед, в начале ХХ века, исходя из ницшеанского подхода, ввела в научный оборот понятие «лирического я». В ее понимании, лирическое «я» – не персональное, а «дионисийское», преступившее границы «субъективности» и в «вечном возвращении живущее "я", обретающее в поэте свое обиталище: лирическое "я" является формой, которую поэт создает из данного ему "я"» [58, с. 339].

Лирическое «я» представляется образом, несущим в себе новое содержание, формой для которого служит то, что было содержанием эмпирического «я». Содержание лирического «я» составляет не субъективность биографического автора, но и не обобщенная («типическая») субъективность собирательного «я». Содержание лирического «я» интерсубъектно, поскольку оно является своеобразным медиумом между эмпирическим «я» и первоединым субъектом Ницше.

M.M. Бахтиным, как уже отмечалось, акцентирует не субъективность, а субъектность лирики, которая не нуждается «в оправдании и десубъективации», а признается им как «самостоятельная ценность». Кроме того, ученый выявляет в лирике «не отношение переживающей души к себе самой, но ценностное отношение к ней другого как такового». В другом месте ученый замечает: «Не высказать свою жизнь, а высказать о своей жизни устами другого необходимо для создания художественного целого, даже лирической пьесы» [11, с. 145, 77]. М. Бахтин видит в герое лирики «другого», устами которого поэт-лирик высказывается о своей жизни, а специфику лирики усматривает в том, что «автор растворяется во внешней звучащей и внутренней живописно-скульптурной и ритмической форме, отсюда кажется, что его нет, что он сливается с героем или, наоборот, нет героя, а только автор. На самом же деле и здесь герой и автор противостоят друг другу и в каждом слове звучит реакция на реакцию» [7, с. 146-147]. То есть, ученый полагает, что в лирике есть и автор, и герой, но в ней нет четких внешних «границ героя, а следовательно, и принципиальных границ между автором и героем*, а потому автор «должен утончиться до чисто внутренней вненаходимости герою» [11, с. 161, 147].

Таким образом, в литературоведении сформировались три родовые концепции лирики: «исполнительская форма и тип высказывания, при котором говорящий «не меняет своего лица»; литературный род, характеризующийся содержательно-структурным принципом «субъективности»; наконец, род литературы, отличающийся особой субъектной структурой и специфическим типом отношений автора и героя» [58, с. 341].

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.