Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие школьно-значимых психофизиологических функций





А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи; в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).

Соответствующий уровень обводится кружком.

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда). В. Мелкие мышцы руки

{ 1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, нож­ницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребе­нок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует дви­жения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в про­странстве, координации движений, недостаточно ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г. Координация в системе «глазрука»

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, пе­реносится в тетрадь с незначительными искажениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объек­тов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых пси­хофизиологических функций

Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивает­ся 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

Развитие познавательной деятельности

А. Кругозор

i 1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растени­ях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредствен­но окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

6. Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. s2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов до­вольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выпол­нении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внеш­нему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) ана­лизируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделе­ния главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбира­ет адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудно­сти в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекват­ные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности час­то отвлекается, трудности преодолевает только при психологической под­держке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решае­мой задачи в процессе работы теряются", результат не проверяется, пре­рывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, орга­низующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ре­бенок не видит этого несоответствия.

Ж. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятель­ности

Выше среднего, средний: большинство показателей оценива­ется 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем., Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

Состояние здоровья

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (ука­зать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году бо­лел, сколько дней в целом).

Группа здоровья_____

Заключение________________^

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

Возможен другой подход при обследовании будущих первоклассников. В основе его — принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без которых невозможно опре­делить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими показателями счи­таются:

способность ребенка к умственной активности (инициативность и настой­чивость в умственной деятельности);

способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать ре­зультаты, ориентироваться на образец);

способность удерживать в памяти небольшие порции информации, ука­зания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6—7 лет к обучению опреде­ляется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех про­стых тестов. К простым относятся тест фонематического слуха, тест копи­рования бессмысленных слогов и тест словаря. Сложным является тест кратковременной памяти и умозаключений. Испытание проводится в тече­ние 15—20 мин.

Тест фонематического слуха

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово.

сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомитель­но-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оцен­ки за выполнение данного теста). Остальные три задания зачетные.

Первое задание — контрольная фонема Р.

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание — контрольная фонема С. Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса,коса,коса, коса, коса, коса,коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.

Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание — контрольная фонема Ч. Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.

Четвертое задание — контрольная фонема Г. Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос,- голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 сек) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 сек).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тесте имеет существенную осо­бенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наи­худшим образом (т.е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не сум­мируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов — если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правиль­но заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъяв­ление данного ряда слов.

1 балл — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замед­ленном темпе.

2 балла — заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла — во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к семилеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уро­вень определяется по следующим единым критериям:

Количество полученных баллов Уровеньразвития фонематического слуха
  Низкий
I Средний
2-3 Высокий






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.