|
КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКМЕТОДИКА 1. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ Назначение. Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний. 1. карта: репа, яблоко, огурец, свёкла; 2. карта: шорты, кепка, ботинки, шуба; 3. карта: ручка, нож, книга, карандаш; 4. карта: шкаф, стул, стол, дверь; 5. карта: самолёт, автобус, пароход, тачка Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?). Подумай, как назвать одним словом остальные предметы? Процедура. В указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол. Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова. Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка. Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт) Оценка результатов
Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания. V1+V2+V3+V4+V5 OV=--------------------- Протокол обследования
Общий уровень______________________________________________________
V1+V2+V3+V4+V5 OV=--------------------- Интерпретация результатов 1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные. 2 уровень -отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово 3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать о обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово. 4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребёнок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные признаки не называются. 5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам. МЕТОДИКА 2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ (СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ) Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки. Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом: 1.воробей, синица, голубь, пчела; 2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок; 3.мальчик, доктор, градусник, милиционер; 4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений; 5. девять, три, число, семь. Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные? Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол. Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова. Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число. Обобщающие слова: Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры) Протокол обследования
Общий уровень__________________________________________________ V1+V2+V3+V4+V5 OV=--------------------------- 5
Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания. V1+V2+V3+V4+V5 OV=--------------------- Интерпретация результатов 1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные. 2 уровень -отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово. 3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово. 4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные (родовые) признаки не называются. 5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. МЕТОДИКА 5. Зрительная непроизвольная память Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания. Стимульный материал. Набор из 10 картинок: 1.Роза 6.Чайник 2.Гриб 7.Груша 3.Утюг 8.Собака 4.Машина 9.Диван 5.Арбуз 10.Кукла Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них. Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений. Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу. Оценка результатов 1 уровень – 10 правильных названий (баллов) 2 уровень -9-8 3 уровень – 7-6 4 уровень – 5-4 5 уровень – 3 и менее баллов. Протокол обследования Картинка: роза Воспроизведение: Картинка: гриб Воспроизведение: Картинка: утюг Воспроизведение: Картинка: машина Воспроизведение: Картинка: арбуз Воспроизведение: Картинка: чайник Воспроизведение: Картинка: груша Воспроизведение: Картинка: собака Воспроизведение: Картинка: диван Воспроизведение: Картинка: кукла Воспроизведение: Уровень выполнения задания__________________________ Интерпретация результатов 1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание. 2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание. 3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание. 4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание. 5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию. МЕТОДИКА 6. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|