Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК





МЕТОДИКА 1. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Назначение. Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

Стимульный материал. Пять карт с изображением стандартизированного набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ними существенному признаку, то есть – лишний.

1. карта: репа, яблоко, огурец, свёкла;

2. карта: шорты, кепка, ботинки, шуба;

3. карта: ручка, нож, книга, карандаш;

4. карта: шкаф, стул, стол, дверь;

5. карта: самолёт, автобус, пароход, тачка

Инструкция. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Почему? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?). Подумай, как назвать одним словом остальные предметы?

Процедура. В указанной последовательности предъявляются 5 карт. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.

Обработка. Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними предметами являются: яблоко, ботинки, нож, дверь, тачка.

Обобщающие слова: овощи, одежда, учебные принадлежности, мебель, средства передвижения (транспорт)


Оценка результатов

Уровни Признак обобщения Обобщающее слово
  Существенный есть
  Существенный нет
  Функциональный нет
  Случайный нет
  Нет обобщения нет

 

Общий уровень_________________________________

 

Общий уровень выполнения задания.

V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------


Протокол обследования

Карта Ответ ребёнка Признаки обобщения Наличие обобщающих слов Уровень обобщения
репа, яблоко, огурец, свёкла;        
шорты, кепка, ботинки, шуба;        
ручка, нож, книга, карандаш        
шкаф, стул, стол, дверь;        
самолёт, автобус, пароход, тачка        

Общий уровень______________________________________________________

 

V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень -отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово

3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать о обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребёнок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.


МЕТОДИКА 2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

(СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.

Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом:

1.воробей, синица, голубь, пчела;

2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;

3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;

4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;

5. девять, три, число, семь.

Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?

Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол.

Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.

Обобщающие слова:

Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры)


Протокол обследования

Набор слов Ответ ребёнка Признак обобщения Наличие обобщающих слов Уровень обобщения
1.воробей, синица, голубь, пчела;        
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;        
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;        
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;        
5. девять, три, число, семь.        

Общий уровень__________________________________________________

V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------------

5
Оценка результатов

Уровни Признак обобщения Обобщающее слово
  Существенный есть
  Существенный нет
  Функциональный нет
  Случайный нет
  Нет обобщения нет

 

Общий уровень_________________________________

 

Общий уровень выполнения задания.

V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень -отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.

3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные (родовые) признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл.


МЕТОДИКА 5.

Зрительная непроизвольная память

Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок:

1.Роза 6.Чайник

2.Гриб 7.Груша

3.Утюг 8.Собака

4.Машина 9.Диван

5.Арбуз 10.Кукла

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: роза

Воспроизведение:

Картинка: гриб

Воспроизведение:

Картинка: утюг

Воспроизведение:

Картинка: машина

Воспроизведение:

Картинка: арбуз

Воспроизведение:

Картинка: чайник

Воспроизведение:

Картинка: груша

Воспроизведение:

Картинка: собака

Воспроизведение:

Картинка: диван

Воспроизведение:

Картинка: кукла

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.


МЕТОДИКА 6.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.