Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ





ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

План лекции:

1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки.

2. Проблема детерминации психического развития

3. Основные понятия возрастной психологии

4. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

5. Метод наблюдения

6. Эксперимент как метод эмпирического исследования

7. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

8. Схема организации эмпирического исследования.

 

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. На рубеже XIX–XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Первоначально, задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента. Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактов, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 – 1934). Он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека. Путь преобразования психологии из описательной и отрывочной, констатирующей в научно–объяснительную, шел именно через понятия движения и развития, формирования и роста.

Теоретические задачи возрастной психологии (проблемы):

- проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека

- проблема периодизации психического развития в онтогенезе

- проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов

- проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний

- проблема возрастного развития личности и др

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

- определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

- контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях

- возрастная и клиническая диагностика;

- психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека;

- организация учебно–образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического в генетической психологии.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. У них общий объект изучения – развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры, в области медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, и других областей науки.

 

Основные понятия возрастной психологии

Ключевое понятие возрастной психологии – это развитие как процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост – количественный аспект процессов развития.

Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание - это психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания связан один из основных принципов возрастной физиологии который указывает, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста (сенситивный период).

Особенностей процесса развития:

- тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

- необратимость развития;

- обязательное сочетание изучаемого (выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

- неравномерность развития (периоды резких скачков сменяются постепенными изменениями);

- зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах работают хуже, чем старые, – например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее, чем при ползании, но выбирает всё же ходьбу, тем самым отбрасывая познание окружающей среды назад);

- переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии, предыдущие сохраняются в качестве иерархических уровней новой системы);

- тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Виды психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде.

Функциональное развитие психики – это возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития – психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе.

 

Метод наблюдения

Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Оно не сведено к простой регистрации фактов, его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

М.Я. Басов предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость предлагалось оценивать по длительности усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920–хгг. организовал клинику нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств. При выборочном наблюдении фиксируется какая–то одна сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени.

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты – так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

План лекции:

1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки.

2. Проблема детерминации психического развития

3. Основные понятия возрастной психологии

4. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

5. Метод наблюдения

6. Эксперимент как метод эмпирического исследования

7. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

8. Схема организации эмпирического исследования.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.