|
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОЦИОЛОГИИ.
Культура – совокупность ценностей, убеждений, стандартов поведения и материальных предметов, которые в совокупности определяют образ жизни людей. Культура вбирает в себя все, о чем мы мыслим, во что верим, как поступаем и чем обладаем. Соответственно ее можно подразделить на нематериальную ее часть и материальную. Духовная культура – это виртуальный мир идей, созданный человечеством, - от языков греческой мифологии, религий, теории Дарвина до философии Ницше и Фукуямы. Материальная культура – вся совокупность результатов предметной деятельности человека, от каменного топора до баллистической ракеты и космического спутника. Термин культура (от лат. «cultura» - возделывание, улучшение, обработку чего-либо человеком) ввел в активное употребление древнегреческий философ, оратор, политик Марк Туллий Цицерон в 45 году до нашей эры. Под культурой он понимал особенность философии как «культуры ума» - совершенствования духовных способностей человека. И действительно, феномен культуры основан на способностях, которыми владеет только человек: - абстрактность и рациональность мышления. - наделение обозначениями вещей и событий, которые невозможно охватить только чувствами; - активное изменение мира вокруг себя. Изменяя его, он изменяется сам – человечество формирует культуру, культура формирует каждого отдельного человека. Очень точно дал определение культуры В.О.Ключевский: «Культура – это, прежде всего характерный для данного человека, общества образ мыслей и образ действий, их качество и направленность. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную, личную жизнь отдельного человека, и с другой – устанавливающих общественные отношения между людьми – словом, выработка человека и человеческого общежития, - таков наш предмет изучений. Степень этой выработки, достигнутую тем или иным народом, обыкновенно называют его культурою». Основные характеристики культуры, на которые обращали внимание практически все исследователи этого феномена: -это то, что отличает человека от животных, характеристика человеческого общества; -культура не наследуется биологически, но предполагает обучение или передачу от поколения к поколению; -культура связана с идеями и передается через символические формы, например язык; -часто под культурой понимается противоположное природе, искусственный, а не естественный мир. Существуют несколько подходов к пониманию культуры: 1) аксиологический (ценностный) – культура как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества; 2) семиотический подход фиксирует культуру как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод. Подчеркивается принципиальная важность знаковых систем для понимания культуры, тем более, что символы, знаки наиболее доступны для изучения; 3) в деятельностном подходе культура - это специфическая человеческая форма освоения мира, технология человеческой деятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества; 4) при социологическом подходе культура понимается как социальный институт, который дает обществу системное качество, устойчивую целостность. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части: культурная статика – внутреннее строение культуры, совокупность ее основных элементов, черт и форм; культурная динамика – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве. Культура – это творческая, созидательная, целенаправленная работа человека, в том числе по созданию материальных ценностей. Эта активная деятельность фактически создала искусственную среду, в которой человек себя чувствует более или менее комфортно. Чем искусственнее она, тем комфортней человек себя в ней чувствует. Например, электрический свет продлевает нам день, а значит и время активности; работа батареи в квартире зимой, а сплитсистемы летом – корректирует для нас климат; машины, поезда, самолеты помогают быстрее пересекать пространство; больницы и лекарства – продлевают и улучшают качество жизни; холодильники помогают сохранить пищу; телефон дает возможность общаться друг с другом, не прикладывая никаких физических усилий для встреч; телевизор и компьютер – заглянуть в любую точку планеты даже в реальном режиме времени и многое другое. Такая же искусственная среда создана человеком в другой, нематериальной сфере. Это язык, верования, социальные нормы, символы, обычаи, традиции. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупностей алгоритмов созидательной деятельности, воплощенных в материальные носители и передаваемых из поколения в поколение. Другими словами, культурой являются ценности, идеи, поведение и материальные предметы, которые, окружая людей, формируют их образ жизни. Культура это все то, что и как мы думаем, как поступаем и чем владеем.. В ряде исследований выделяют так же социальную, политическую, организационную и поведенческую культуры, не соотнося их ни с материальной, ни с духовной. В структуре культуры – символы, язык, ценности, убеждения, нормы. Символы – это элементы реальности, носящие в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Например, золотое кольцо на безымянном пальце руки, цвета светофора, черная повязка на голове и черное платье, бриллиантовые украшения, поднятый вверх большой палец и т.д. Каждый из этих символов несет для нас определенную информацию о семейном статусе человека, о возможности перейти улицу, о трауре, о материальном положении человека, о восхищении или и т.д. Мы настолько погружены в мир символов и зависим от них, что принимаем их как нечто само собой разумеющееся. Но в разных культурах - разная система символов. Мы это хорошо понимаем, когда попадаем в другую страну с иным образом жизни (другим языком, другими жестами и символами). Язык – совокупность звуковых и знаковых символов, позволяющих людям общаться и передавать накопленный опыт последующим поколениям. Т.е. язык - не только средство коммуникации, но и трансмиссии (процесс передачи культуры из поколения в поколение). Ценности – культурные стандарты, которыми определяются понятия должного (добро, зло, красота, добродетель). В широком смысле ценности – это совокупность жизненных нормативов. Убеждения – система утверждений, которые в рамках определенного общества считаются истинными. Другими словами, ценности – идеальные стандарты должного, а убеждения – частные представления об истинном и ложном. Например, если в современной демократической стране доминируют ценности свободной конкуренции и равенства полов, то в ней складываются убеждения, что женщина может не выходить замуж, не рожать детей и не заниматься только домашним хозяйством, а получать образование, создавать собственный бизнес и позиционировать себя как бизнесвумен. Нормы – это совокупность правил и социальных ожиданий, посредством которых общество управляет поведением каждого из своих членов. Некоторые нормы имеют запретительный характер, другие – рекомендательный, третьи - диктуют, что и как мы должны делать. Самые важные культурные нормы действуют постоянно и без исключений. В большинстве современных стран сосуществуют множество культур, представленных этносами, а во многих странах и расами. В России, например, проживает более 150 народов и народностей. Они все в своей социальной жизни подчинены главному закону государства – Конституции, но каждая из этих групп имеет собственные неповторимые черты в языке, быте, привычках, обычаях и традициях. Этот феномен называется мультикультурность. Большинство из современных стран таковыми и являются, хотя есть примеры и монокультурности (например, Япония). Есть еще одна интерпретация культуры. Она подразумевает её принадлежность к разным слоям общества. В связи с этим дифференцируют культуру на элитарную, народную и массовую. Элитарная – та, которая создается профессионалами по заказу высокообразованных и обеспеченных социальных групп и требует для своего восприятия определенной подготовки (например, опера, классическая музыка и авангардная литература и т.д.). Народная культура – сказки, былины, национальные танцы, костюм (фольклор). Она создается анонимными творцами и служит основой для всех остальных форм культуры. Культурные образцы, имеющие авторов и широко распространяемые средствами массовой информации – эстрада, телесериалы, телешоу, шансон, футбол и т.д., называют массовой культурой. Вариантом массовой культуры, в последнее время, стала экранная культура Культурные образцы, обособляющие некоторую часть общества, называют субкультурой. Например, молодежная субкультура, субкультура рэпперов, байкеров, компьютерных и футбольных фанатов, и т.д. Субкультура не противостоит доминирующей культуре, хотя различия могут быть очень сильными во взглядах на жизнь, манерах поведения, одежде, обычаях. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается, но противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями. Это субкультура террористов, преступного мира, движение хиппи. Современная культурная тенденция, которая развивается параллельно перечисленным - формируют глобальную культуру (суперкультура). В любом городе мира мы можем увидеть одинаковые архитектурные ансамбли высотных домов, аэропорты, людей в джинсах с мобильным телефоном в руке, узнать знакомую рекламу тех же товаров, что и у себя на родине и т.д. Суперкультура характеризуется мировым размахом, у нее мировой язык – английский и мировая наука – наука. Контакты между странами расширяются и повсюду появляются черты зарождающейся глобальной культуры. Этот процесс обеспечен: - глобальной экономикой. Поток товаров не был таким мощным еще никогда (от самолетов до бижутерии, лекарств и ТВ-шоу); - глобальной коммуникацией. Поток информации хлынул благодаря техническому прогрессу во все уголки земного шара; - глобальной миграцией. Поток людей предопределяется осведомленностью людей о более социально - и экономически комфортных местах и физической и политической возможностью перемещения. Культурные, а значит и социальные изменения, вызываются рядом причин: - изобретательство – создание новых элементов, сильно меняющих социальную жизнь человека. Например, колесо, паровая машина, микроскоп, телефон, компьютер и т.д. Их на самом деле, очень много; - совершение открытий – распознание и лучшее понимание уже существующего. Например, географические открытия, открытие законов Вселенной, таблицы Менделеева, генов, рентгеновских лучей и т.д.; - диффузия – проникновение достижений одной культуры в другую. Например, распространение политической культуры Древней Греции, клятвы Гиппократа, американской культуры фастфуда и т.д.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|