|
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.В девятнадцатый веке, благодаря разработкам И.Менделя появляется новая отрасль биологической науки - генетика. Складываются объективные условия для возникновения синтетических теорий. Генетика сыграла особую роль в становлении новых представлений о развитии и составила основу неодарвинизма. Другое общепринятое его название – синтетическая теория, т.е. основанная на данных многих областей естествознания. В гуманитарной сфере также появилось целое направление – социал-дарвинизм. Основу этой теории составили такие понятия как выживание, борьба за существование, социальный отбор, наследственность, социальный антагонизм, нормы права, нормы этики и т.д. Социал-дарвинисты интерпретировали социальную жизнь как непрерывную борьбу между всеми видами сообществ, социальных институтов, движений, культур, системами ценностей и прав и т.д. Интеллектуальной предтечей этого направления невольно явилась теория Мальтуса. Он считал угрожающей разницу в увеличивающейся в геометрической прогрессии численности населения и только в арифметической прогрессии средств существования человечества. Из этого он делал негативные прогнозы относительно социально-экономического будущего человечества. Общепринятым основателем социал-дарвинизма является английский социолог и философ Герберт Спенсер. Он объединил биологическую теорию с социальной и увидел в социальных конфликтах борьбу за существование, естественный отбор и процветание наиболее приспособленных. Его теория общества базируется как на идее борьбы за существования, так и на идее органического развития в совокупности представляя эволюционный тип развития. Спенсер увидел общие закономерности в алгоритмах существования общества и природы. При этом биология для него играла роль научно-методологического прецедента. В рамках синтетической теории социал-дарвинизма работали такие известные ученые-социологи как Уолтер Бетжгот, Людвиг Гумплович, Уильям Самнер. Общим итогом работы этой школы можно признать следующие, ставшими для социал-дарвинизма классическими положения: - естественное неравенство людей предопределяет дифференциацию рас с соответствующими генетическими задатками; - социальный прогресс обусловлен естественным отбором в процессе «борьбы за существование» в обществе. Эти положения являлись скрытой формой апологетики определенного социального интереса, но с другой стороны акцентировался интерес к малым социальным группам. Препарировались внутригрупповые и межгрупповые отношения - их социальные, правовые, моральные аспекты поведения. Много места уделялось проблеме конкуренции как особому социальному механизму совершенствования, играющему в высшей степени, положительную роль в социальной теории и практике. В этой же конфликтологической парадигме имеет место другая очень авторитетная теория – марксистская. Ее центральной идеей является утверждение, что главным фактором социальных изменений, прогресса, в частности, является экономическое развитие, точнее – конфликт производительных сил и производственных отношений. К.Маркс и его последователи составляют ту часть синтетических теорий, в которых объединены социальные и экономические аспекты развития общества с доминированием в нем экономики. Другая группа теорий активирует социально-культурную сферу: мировоззрение, религию, систему ценностей, менталитет. Изменения в этих структурах считаются наиболее фундаментальными и предопределяющими, в конечном счете, изменения в сторону прогресса или регресса. В этой группе теорий самыми известными являются работы Питирима Сорокина. Центральным понятием в творчестве - является «ценность». Социальный прогресс будущего он видел через очищение и воскресение культуры, нравственное возрождение общества на принципах альтруистической любви и этике солидарности. Последнюю группу синтетических теорий обозначают как «индустриально-технологические». Они интерпретируют социальные изменения как последствия перемен. Технический прогресс – база, фундамент и двигатель общественных перемен. В этой группе – теория «стадий экономического роста» Уолта Ростоу, который является одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Он предложил учитывать такие экономические критерии как технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д. В своих поздних работах к известным 5 стадиям экономического роста, совершенно технически детерминированным, он добавил шестую – «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. Другой представитель этой школы – Р.Арон, идеолог «единого индустриального общества», трактовал технику как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной среде. Понятие «индустриального общества» дало Арону возможность установить связь экономического роста с общественными отношениями и другими видами роста – культурного. цивилизационного, политического. В границах описываемого им общества утрачена острота исторического конфликта между капитализмом и социализмом, поскольку это только разновидности одного и того же типа социума. Но будущее развитие он видел не в конвергенции, а в поглощении социализма капитализмом ввиду более высокой экономической эффективности последнего. «Постиндустриальному обществу» посвящены еще некоторые синтетические теории, в частности концепция А.Турена. В ней переход к более совершенному открытому обществу побуждает людей, идеи и товары циркулировать с гораздо большей интенсивностью. Постиндустриальные общества используют способность производить новую продукцию, как результат инвестиций в науку и технику, и потенциальные возможности сложных систем информации и коммуникаций. Поэтому они начинают действовать более глобально на управленческом уровне. Новый тип общества более активен, мобилен, более способен к новым моделям управления и культурным нововведениям, но вместе с тем и более волюнтаристичен. В так называемом «программированном обществе» имеет место разнообразие и активность систем социального действия (например, освободительные, феминистские, молодежные, экономические, экологические, региональные, культурные, этнические и т.д. социальные движения.) В последних работах А.Турена особое внимание уделяется проблеме гармонизации отношений программированного общества с экологическими движениями и окружающей природной средой. Будущее общество берет ответственность за все вероятные последствия модификаций, производимых им в природном порядке. Чем больше возможность к самоизменению, тем больше оно руководствуется знаниями о себе и социальном действии, и тем более значимо в нем его интеллектуальное содержание. Какие бы школы или идеологические векторы в рациональном обществоведении мы не анализировали, исследователи всегда обнаружат в них «биологический» след или проторённую дорогу. Все отрасли гуманитарного знания, в методологических границах своей специфики, нацелены, в конечном счёте, на человека и его сообщества. А человек всегда в истории науки воспринимался как сопряжение биологического, природного и «чего-то ещё», что отличает его от других природных существ. Поэтому профессиональное гуманитарное теоретизирование имманентно нацелено на поиск гармоничного синтеза биологических и социальных изысканий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. Что такое культура? 2. Охарактеризуйте материальную и духовную культуру. 3. Назовите основные теоретические подходы в исследовании культуры. 4. Назовите и дайте характеристику основных элементов культуры. 5. Перечислите основные типы культур. 6. Какие социальные функции выполняет культура? 7. Что такое социальные изменения? 8. Назовите уровни социальных перемен. 9. В чем заслуга Гиппократа перед медициной? 10. Назовите этапы развития биологического знания. 11. Какие теории называются синтетическими? 12. Российское общество имеет общие черты и различия с обществом западным (европейским) и восточным (азиатским). Назовите общие черты российского и европейского общества и, соответственно, российского и восточного.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.
1. Что является первоосновой любой культуры? а) ценность б) норма в) язык г) материальная база 2. Формами проявления культуры являются: а) отношение человека к окружающей природе б) отношение человека к другим людям в) отношение человека к самому себе 3. Культурная деятельность индивида – это: а) постоянное самовоспитание б) самопознание в) саморазвитие г) самовыражение 4. Культура – это: а) средство социального контроля за поведением человека б) результат социализации в) один из социальных институтов г) результат физической и умственной деятельности человека. 5. Какой фактор можно считать главным в определении степени развитости культуры общества? а) размер доходов населения б) структура потребления в) качество жилья и обеспеченность им населения г) условия труда и отдыха д) образовательный уровень населения е) здоровье и продолжительность жизни 6. Элитарная культура – это: а) фольклор б) субкультура, которая противостоит доминирующей культуре в) высокопрофессиональная по исполнению культура, требующая специальной подготовки для её восприятия г) культура аэропортов, небоскребов, гибридов, университетов и т.д., имеющая мировой размах 7. Субкультура – это: а) любительская по происхождению и коллективная по исполнению культура б) совокупность ценностей, верований. Традиций, которыми руководствуется большинство общества в) часть общей культуры, система ценностей и обычаев, присущих большой социальной группе г) культура телесериалов, шоу-бизнеса, клипов и рекламы, эстрады и поп-музыки 8. Интегрирующая функция культуры: а) обеспечивает усвоение социальных норм и ценностей б) определяет рамки приемлемого поведения в) обеспечивает целостность общества, сплачивает людей г) обеспечивает овладение индивидом знаниями, приобретение навыков и опыта самостоятельного творчества 9. Культурный релятивизм – это: а) сближение культур народов, интернационализация общественной жизни б) оценка культуры других народов по культурным стандартам своей этнической общности в) каждая культура имеет собственные ценности и нормы и должна эти ценности защищать
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|