|
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ.
Этносоциология – учение о национальных общностях. Это теория, находящаяся на стыке этнографии и социологии. Объектом этой науки является этнос (греч. ethnos – народ) – общность особого рода, сочетающая в себе биологические и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих общими чертами (в том числе расовыми), стабильными особенностями культуры и психического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других образований (самосознание), что выражается в самоназвании (этнониме). К этносам причисляют племена, народности и нации. Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов. 1)Расово-антропологический подход основан на дифференциации человеческих рас. Подчеркивает особенности, в том числе морфологические и культурные. 2) Марксистская теорияпровозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм. 3) Социокультурный подходрассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность здесь рассматривается как важный источник самодвижения и саморазвития. 4) Пассионарная теория этногенеза рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества – цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса – пассионарный толчок. Пассионарность – характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленная энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии – особо энергичные, одаренные, талантливые люди. Предмет этносоциологии – происхождение (этногенез), сущность, функции различных этносов в системе сложившихся социальных отношений.
ЭТНОГЕНЕЗ.
Естественной предпосылкой складывания любого этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, общность территории утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Пример тому - сохранение идентичности некоторых этносов, которые не имеют единой территории, проживая в диаспоре (греч. diaspora – рассеяние). Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным. Швейцарцы – нация, говорящая на нескольких языках (немецкий, французский, итальянский), в США единый этнос складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей англоговорящих, франкоговорящих, немецких, голландских и других этнических групп, как результат политической и хозяйственной необходимости. Самым устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры как ценности, нормы и образцы поведения и связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Первобытная орда, состоявшая из полусотни индивидов, еще не имела характеристик, которые стали отличием этнических групп. Первобытное стадо было сообществом бродячих охотников и собирателей, не имевших постоянной территории. В группе было почти полное равенство, естественное разделение труда (по полу и возрасту), эндогамный способ воспроизводства человека и отсутствие различий между личной и общественной жизнью. На родовой стадии существования протообщества, общественные отношения и общественная организация жизни строились на кровнородственной основе, но воспроизводство человека становится экзогамным, а значит расширяются и укрепляются связи с другими родовыми группами. Экономической основой общественной жизни становится производство и разделение труда (земледелие, животноводство, ремесла). Племя – первая форма общности, в которой возникают и закрепляются собственно этнические характеристики. К ним относятся: - зарождение хозяйственных связей при внутриплеменном разделении труда; - общность постоянной территории при оседлом образе жизни; - начало складывания обычаев и традиций, которые отличаются у разных племен и которые будут основой этнической культуры будущего народа; - возникает и постепенно закрепляется осознание своей особости, отличия от других; - общее управление на выборной основе, которое будет основой будущей политической общности. Народ (народность) – первая форма собственно этноса со всем набором этнических характеристик: - территориальная общность; - политически организованная общность – государство; - зачатки общей экономики, при господстве частной собственности с сохраняющимися как пережиток элементами собственности общинной; - классовая дифференциация общества; - общий литературный язык, т.е. наличие письменности; - общая культура и начало складывания особого психического склада конкретного народа. Нация - типичная для современности форма существования этноса. Социологи дискутируют по поводу обязательных признаков нации, но в классическом варианте обязательными считаются: - общность территории с четко обозначенными внешними границами и без границ внутренних, препятствующих хозяйственному, социальному и политическому общению; - единство социальной и экономической жизни на базе развитой промышленности; - наличие общего литературного языка при массовой грамотности населения; - общая культура в национальной форме и на профессиональном уровне; - этническое самосознание, проявляющееся через национальную самоидентификацию. Основой этнического самосознания являются особенности национальной духовной и материальной культуры: обряды, обычаи, традиции, музыка, одежда, тип и убранство жилища, даже особенности национальной кухни. На этой основе возникают ценностные представления, определяющие ориентации и поведение людей. Именно этническое самосознание как чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп является интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности. Известный ученый-географ и этнограф Л.Н.Гумилев определяет этногенез как результат соединения четырех факторов: геобиохимия + системология + этнография + историческая география. Этнос, по его мнению, это биосоциальная общность, порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции с положительной комплиментарностью внутри и отрицательной в отношении соседей. Главный фактор формирования этноса, по Гумилеву - пассионарность – взрыв биохимической энергии благодаря наличию значительного количества людей, способных вопреки инстинкту самосохранения идти к поставленной цели, готовых на любые жертвы ради власти, денег, победы, открытия новой истины и т.п. Наряду с понятием «нация» в русском языке употребляется термин «национальность», как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе. Многие исследователи считают, что в современных условиях классические нации перерастают и переросли в нации-государства – межэтнические общности, в которых на первый план выходят общегражданские качества, но и сохраняются особенности входящих в них этносов – язык, культура, традиции, обычаи. Т.е., межэтническая гражданская нация является совокупностью, сообществом граждан того или иного государства, новое качественное состояние нации. Большие современные нации часто выступают как совокупность субэтносов – групп внутри нации, имеющих существенные особенности, главная из которых – осознание своей самобытности, отличия от всей нации. Есть несколько разновидностей субэтносов: 1) компактно проживающая часть нации, сохранившая отличия и особенности в языке, одежде, быту, обычаях и т.д. Внутри русской нации такими являются поморы (жители побережья Белого моря), казаки, сибиряки…, у французов – гасконцы, бретонцы, эльзасцы; у немцев – баварцы, швабы, саксонцы и т.д.; 2) часть нации, проживающая в инонациональной среде и не полностью ассимилировавшаяся в нацию, к которой де-факто принадлежит. Особенности такого субэтноса – не обязательное владение национальным языком, отсутствие не только территориальной, но и экономической, и политической связи с народом происхождения, хотя возможно сохранение культурных связей. Примерами таких субэтносов являются армяне в разных странах (в том числе нахичеванские в г.Ростове и области), украинцы в Канаде, турки в Болгарии и т.д. А, например, американская нация (США) целиком состоит из субэтносов, большая часть которых полностью консолидировалось в единый народ. Это потомки европейских колонистов 17 – 19 веков и африканцев, завезенных туда в 18 веке в качестве рабов на плантациях. Другие, более поздние переселенцы – итальянцы, китайцы, русские и др., в значительной степени сохраняют свою культуру и особенности психического склада; 3) существуют и субэтносы как части этноса целиком находящегося в диаспоре. Еврейский этнос до 1948 г. не имел территориально-политического и экономического единства, проживая в разных странах мира и имея существенные различия внутри себя. Немецкие, польские, русские, американские, марокканские, эфиопские и т.д. евреи имели серьезные различия в культуре, самосознании, которые в заметной мере сохраняются и после создания еврейского государства. Но теперь это уже другой тип субэтноса. Некоторые социологи и этнографы говорят и о суперэтносе как сумме близких по происхождению, культуре (включая историческую память и религию) и территориально соприкасающихся народов. В таком плане можно говорить об арабо-мусульманском или славянском суперэтносе. Во всяком случае, восточно-славянский комплекс (ВСК – русские, украинцы и белорусы) под это определение подходят.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В современном мире насчитывается более 3000 этнических общностей разного уровня и только около 300 из них – это нации, живущие примерно в 200 государствах. Остальные этносы – это национальные меньшинства, проживающие в этих же 200 государствах. Поэтому в современном мире практически не существует этнически однородных государств. Только в 12 странах титульная нация - почти единственная этническая группа. Еще в 25 государствах основная этническая общность составляет 90% населения и в 25 странах этот показатель превышает 75%. В остальных государствах (более 2/3 от их численности), национальное большинство едва превышает половину населения или даже, являясь самой крупной национальной общностью, не достигает и 50% от общей численности населения. Отсюда проблема: как строить межнациональные отношения, поскольку людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории. Мирная жизнь складывается не всегда. Межнациональные отношения в силу многоаспектности характеристик любой нации не могут не быть сложным явлением. Они включают две разновидности: - отношения между разными национальностями внутри одного государства; - отношения между разными нациями-государствами. Выделяют и две формы межнациональных отношений – сотрудничество и конфликт. Способы мирного сотрудничества довольно многообразны: - консолидация – добровольное и постепенное слияние нескольких близких по культуре, языку, исторической судьбе и совместному проживанию народов в один. Этот вид процесса характерен, например, для малых народов Дагестана, объединяющихся в более крупные этнические единицы; - этническое смешивание – разные этнические группы, проживающие на одной территории, стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это по большей части через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, индейцев и африканских рабов. Финноугорские племена смешивались со славянами, дав начало формированию великорусского этноса; - ассимиляция (этническое поглощение) – полное поглощение, растворение группы меньшинства большим этносом. Истории известны мирные и насильственные формы ассимиляции. Северная Америка – пример относительно мирного пути. В большинстве случаев ассимиляция была насильственной. Арабы, завоевывая территории Ближнего Востока и Северной Африки, ассимилировали жившие там этносы, дали им свой язык, самоназвание, религию, но растворились в этих народах генетически и восприняли их более высокую культуру. То же можно сказать о болгарских тюркоязычных завоевателях славян Балканского полуострова. Таким образом, в одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, а в другом – сами растворялись в них. - культурный плюрализм – самый цивилизованный способ организации отношений большого этноса с меньшинствами, создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например в Бельгии - французский и фламандский, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. Отношения сотрудничества между нациями-государствами проявляются в создании долговременных политико-экономических союзов, которые завершаются иногда созданием конфедераций, перерастающих в федерации.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Не менее разнообразными являются формы враждебных, конфликтных отношений между этносами. Суть и причина такого рода отношений – стремление одного народа господствовать над другими. Иногда такая политика реализуется в отношении колоний, когда меньшинство колонизаторов угнетает большинство населения колонии. Но чаще - это господство большинства и угнетение национального меньшинства в своей стране. Наиболее жестокой формой угнетения в принципе имеют одну основу – расизм, который имеет множество оттенков. Расизмом называют систему взглядов и положений о физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделяемых в соответствии с этим на «полноценные высшие» и «низшие неполноценные». На основе расистских взглядов строится политическая идеология шовинизма, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь и ненависть к другим народам. Она разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. Великодержавный шовинизм – идеология и политика господствующих слоев титульной нации, стремящихся путем разжигания ненависти к инородцам, малым социальным группам упрочить свое политическое положение. Есть и немало вариантов шовинизма малых народов. Одним из проявлений шовинизма, ставшего государственной политикой, является геноцид (лат. genos – род и caedere –убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Наиболее яркий пример геноцида – холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны. Близкой к шовинизму по содержанию, но еще более известной идеологией, формой политического движения и формой политического режима является фашизм. Главная цель фашизма любого вида – построение сильного, предельно милитаризованного государства, борющегося за расширение «жизненного пространства» и благоденствия для избранной «высшей» расы, нации через унижение, жесточайшую эксплуатацию и даже уничтожение «неполноценного» населения в своей стране и в других государствах. Геноцид, шовинизм и фашизм - экстремистские формы межнациональных отношений. Гораздо чаще конфликты возникают на почве элементарного национализма – идеологии и политики, ставящих интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов. Национализм провозглашает не просто самобытность своего этноса, а его исключительность, отсюда стремление к национальной замкнутости, недоверие к другим народам, нередко перерастающее в межнациональную вражду. Виды национализма: - этнический – борьба народа за национальное освобождение от колониального и (или) национального угнетения, за получение собственной государственности; - державный – стремление государства воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов; - бытовой (ксенофобия) – навязчивый страх перед незнакомыми людьми, неприятие всего непривычного,враждебное отношение к инородцам. Причины межнациональных конфликтов: - социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти; - культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни и наоборот, навязывание, по мнению того же меньшинства, языка и культуры господствующего этноса; - этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения; - исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.); - экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения, истощение природных ресурсов вследствие использования этой среды и ресурсов представителями иной этнической группы; - экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов; - конфессиональные – конфликты между различными религиозными общинами по разным поводам, часто не связанным с собственно религией, но получающих религиозную окраску, различий в уровне современной религиозности разных этнических групп населения; - культурные – зависящие от особенностей бытового поведения и специфики политической культуры народа. Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов: - государственно-правовой – из-занеудовлетворенности правовым положением нации её элита возглавляет движение за создание собственной государственности, для чего вступает в конфликт с властными структурами государства, в состав которого входит (Абхазия в составе Грузии, или Нагорный Карабах в составе Азербайджана); - этнодемографический – защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых» из-за опасности растворения этноса в результате притока иноязычного населения (конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями); - этнотерриториальный – определение территории обитания этноса, борьба с другими претендентами на неё. (ингуши и североосетины в России, сербы и албанцы в Косово); - социально-психологический – изменение образа жизни, нарушение прав человека. Конфликт между переселенцами (беженцами) и местным населением (проблемы месхетинских турок из Узбекистана, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтики). Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что вызывает у людей чувства растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. Действие этого социально-психологического фактора реализуется, когда появляется угроза существования группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия. На уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови. Включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «чужих». Эти процессы могут привести к национализму. Пути разрешения межнациональных проблем: 1) признание существования национальной проблемы и решение её в рамках национальной политики; 2) осознание всеми людьми неприемлемости насилия. Овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев; 3) использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации; 4) создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры; 5) организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|