Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результат ситуации-поступка - формирование у ребенка опыта диалогического взаимодействия с другими людьми, природой, культурой, опыта конструктивного выражения отношения к тем, кто его окружает.





Отношения человека к окружающему миру и к самому себе, являющиеся основой воспитания, соотносятся в первую очередь с чувствами и эмоциями. Таким образом, в воспитании наряду с рациональным присутствует иррациональный компонент, связанный с эмоциональным отношением субъектов воспитания к ценностям, природе, культуре, другим людям и самим себе.

Диалогический характер взаимоотношений, взаимодействия между людьми особенно важен в мире различий. Чем более многообразно окружающее ребенка культурное пространство, содержание и формы отношений между людьми, тем более важным становится придание воспитанию характера ценностно-смыслового диалога.

Стратегия диалогического взаимодействия подразумевает конструктивные отношения между его участниками. Понимание другого человека, общение с ним, оказание ему деятельной помощи немыслимы без признания многообразия окружающего мира и человеческих индивидуальностей и без отношения к человеку вообще и к каждому человеку во всем его своеобразии как к высшей ценности.

Открытие смыслов бытия другого («иного») человека обогащает субъектов взаимодействия, способствует их саморазвитию. Таким образом, ценностно-смысловой диалог выступает контекстом и важнейшим средством гуманитарного воспитания.

ТЕМА ЛЕКЦИИ 5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

 

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся у них со сверстниками. От того, какие отношения сложились у них со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся в обществе, с другой — раскрытие их потенциалов, сохранение автономности. Включение учеников в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, включению в разнообразные типы социальных отношений.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью. Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве.

Основными характерными признаками коллектива являются:

· наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

· систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

· соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

· систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

 

Выделяют три воспитательные функции коллектива:

· организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

· воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

· стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 

Ученический коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неформальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объединений.

Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в коллективе образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате. Дети по-разному вписываются в коллективные отношения и занимают в коллективе то или иное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития, социального опыта и соци­альной роли, реализуемой в рамках данного коллектива. Эмоционально-психологические отношения приводят к созданию неформальных групп в соответствии с интересами, желаниями и симпатиями воспитанников. Взаимодействие личности ребенка с коллективом включает воздействие на нее поля коллектива, восприятие ребенком этого воздействия и обратное влияние личности на коллектив. В результате происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление ребенка с коллективом и обособление его в коллективе.

Существуют различные классификации типов коллектива.

Некоторые классификации основываются на критерии длительности существования коллектива и включают длительно существующие коллективы (класса, отряда, кружка, клуба), временные (лагеря летнего отдыха, экспедиционные группы), ситуативные или кратковременные (совет дела и другие).

В классификации А.Т. Куракина (по видам деятельности) выделяются учебно-познавательные, трудовые, клубные коллективы и коллективы детских и юношеских общественных организаций. В учебный коллектив дети включаются, как правило, независимо от их желания, в детские объединения, клубы, кружки и т. п. входят добровольно. Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не является членом хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов.

Классификация по степени сложности структуры коллектива выделяет первичный коллектив (класса, учебной группы, кружка и тому подобные) и вторичный (совокупность классов школы, отрядов и т.д.).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Воспитателю необходимо понимать, что процесс формирования коллектива проходит несколько стадий (этапов) развития на пути превращения в субъект педагогического процесса. Его задача - понять психолого-педагогические основы происходящих изменений в коллективе и в каждом воспитаннике. Есть разное определение этих этапов: диффузные группы, ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы; «песчаная россыпь», «мягкая глина») «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» (А.Н. Лутошкин).

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий.

Первая стадия -становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Субъект воспитания – воспитатель.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Коллектив на этой стадии выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

Субъект воспитания – актив.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Субъект воспитания – коллектив.

Четвертая стадия. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования,выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Субъект воспитания - личность.

Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Динамика формирования коллектива обобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков:

· общие социально значимые цели

· совместная организованная деятельность

· отношения ответственной зависимости

· рациональное распределение социальных ролей

· равенство прав и обязанностей членов коллектива

· активная организаторская роль органов самоуправления

· устойчивые позитивные взаи­моотношения, сплоченность, взаимопонимание, коллективистское самоопределение членов

· коллективистская идентификация

· возможность обособления личности в группе

Личность в коллективе

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях(гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.

 

ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.