Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитательный процесс - это закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.





Первая характеристика процесса, которая следует из его философского определения, - это закономерная логика протекания процесса. Отличие педагога-профессионала от дилетанта, работающего интуитивно, связано с предвидением результатов воспитания, прогнозированием хода процесса. Основой для такого прогноза может стать изучение мотивации школьников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения.

 

Приступая к какому-либо делу, мы стараемся, возможно, детальнее предста­вить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с поста­нов­ки цели, под которой по­ни­мается «предвосхищение в сознании результата, на до­стижение которого направлены дей­ствия. В качестве непосредственного моти­ва цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний за­кон, которому человек подчиняет свою волю». Осознанность, целенаправ­лен­ность - непременные условия человеческой жизне­дея­тель­но­сти. Деятельность пе­дагогическая, конечно же, не является в этом отношении исклю­че­ни­ем.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воз­дей­ствие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.

Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в индивидуально-личностных свойствах воспитуемого, которых хочет достичь педагог.

Целеполагание - процесс выработки цели. Цель воспитательной деятельности форми­ру­ется при сопоставлении идеального образа с данными изучения кон­крет­ной личности. Следовательно, педагогу нужно:

1. Как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал воспитания, кото­ро­го хо­те­лось бы достичь.

2. Сравнить с помощью специальных методик конкретного человека с идеалом.

3. Выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом.

4. Определить те изменения, которых педагог хочет достичь за данный проме­жу­ток вре­ме­ни.

Определяя идеал воспитания, следует помнить, что в его фор­ми­ро­ва­нии мы вынуждены пройти от общечеловеческих ценностей, через ценности на­циональной культуры, традиции региона, социальной группы до взглядов кон­крет­ной семьи и самого растущего человека на своё будущее. Потому важно во­вре­мя остановиться в детализации идеального образа своего воспитанника.

В процессе целеполагания, как видим, важную роль играет наше владение ме­тодами психолого-педагоги­че­ской диагностики. Педагогу необ­ходимо не только располагать достаточным количеством освоенных методик, но и конструировать из них программу изучения личности и групп учащихся. Причём, изучение должно вплетаться в учебно‑вос­пи­тательный процесс, а не пред­став­лять из себя отдельную деятельность, дополнительную к основной.

На третьем шаге целеполагания, выделяя проблемы, уберегите себя от мелочности, от стремления «подогнать» каждого конкретного ребенка под сформулированный идеал:

· во‑пер­вых, никогда нельзя быть до конца уверенным в том, что этот идеал сформу­ли­ро­ван корректно;

· во‑вторых, всегда трудно провести в достаточной степени полную диагностику выделенных качеств;

· в-третьих, человек непрерывно изменяется и «вчерашние» знания о нем могут быть неприменимы сегодня;

· наконец, пробле­ма­тич­ным является вопрос об учёте саморазвития воспитанника.

В практике воспитательной работы ответить на многие вопросы помогают коллективные формы обсуждения: педагогический консилиум, малый педсовет. Здесь на основе знаний, опыта и итогов изучения воспитанников многими педа­го­га­ми возможно оптимальное решение проблем, связанных с выработкой цели вос­питания, подбором педагогических средств и анализом достигнутых резуль­татов.

Лишь четвертый шаг позволит нам сформулировать воспитательную цель. При этом важно учесть не только время, но и средства, которыми располагает педагог для достижения воспитательного результата.

Но вот цель поставлена. Прежде, чем приступить к её выполнению, остано­вим­ся, оценим насколько правильно она поставлена. Ведь ошибочно выбранная цель почти гарантирует нам бесплодные усилия по её достижению. Решая про­б­ле­му грамотной постановки цели воспитательной работы, следует ответить на во­просы:

1. Можно ли назвать сформулированную фразу целью, т.е. определяет ли она достижение в деятельности, результат, или только намечает направ­ле­ние движения?

2. Педагогическая ли это цель, т.е. направлена ли она на изменения в самом воспитаннике, его индивидуально-личностных свойствах?

3. Относится ли эта цель к ведущим свойствам, качествам или сферам, определяющим развитие человека в целом?

4. Реальна ли она, т.е. предполагается ли в постановке цели определенный отрезок времени и сред­ства для ее до­сти­же­ния?

Процесс постановки цели, описанный выше, достаточно труден. Как, к примеру, определить воспитательную цель урока? Какие качества можно воспитать за 40‑45 минут? И некоторым кажется, что выражения типа «воспитывать уважение к труду» или «продолжить формирование самосознания» спасают положение. Но ведь воспитывать не означает воспитать, двигаться — не означает достичь ре­зуль­тата. Такое «облегчение» только скрывает отсутствие у педагога осознанной це­ли, а значит снижает её эффективность и удовлетворение от работы.

В современной педагогике утвердился деятельностный подход, который предполагает, что всякое качество личности воспитывается в соответствующей ему деятельности. К при­меру, трудолюбие не может быть воспитано без включения в общественно по­лез­ный производительный труд. Однако,

Важно не только что человек делает, но и как к этому относится. Упуская этот важный момент, педагог может свести педагогическую работу к организаторской или какой-либо иной, а само воспитание свести к выработке поведенческих реакций, дрессуре.

Решая проблему включения своих воспитанников в жизнь общества, педагог должен выделять в человеке, системообразующие свойства, качества, сферы, которые в пер­вую очередь способствуют социальной адаптации, индивидуально-личностному развитию, самоутверждению в качестве субъекта жизнедеятельности. Имен­но на их формирование прежде всего должно быть направлено внимание педа­го­га.

Чтобы воспитание способствовало развитию субъектности, а не ее разрушению, дегра­дации, необ­ходимо понимать эту деятельность как средство саморазвития воспитуемого. Это значит, что в воспитательной деятельности воспи­туе­мый является объектом, но в самом процессе формирования ребенок - субъ­ект, более или менее активный.

Возбудить силы самодвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из ребенка - вот основная задача воспитателя.

Она выра­же­на древней мудростью, что «ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а фа­кел, который надо зажечь». Отсюда дополнительное требование к постановке воспитательной цели: максимальный учет собственной активности воспитанника.

Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика.

Педагогическая задача - осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание - знание, распущенность - дисциплинированность, от неумения к умениям, от отрицательного отношения к положительному). Педагогическая задача может иметь достаточно большое число решений, так как она всегда субъективна, и способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя.

Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижения. Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями).

Процесс решения педагогической задачи состоит из следующих элементов:

· анализ ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий;

· формулировка педагогической цели, т. е. чего следует добиться;

· поиск путей и средств достижения поставленной цели;

· анализ полученного результата;

· анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи.

Алгоритм анализа педагогической ситуации:

1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позициюребенка, его поведение и т.д.).

2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.

4. Определите несколько вариантов достижения цели.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.

6. Определите критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, и методы оценки результата.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.