|
Рационалистическая философия.1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: – обосновал ведущую роль разума в познании; – выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; – стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; – выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях». То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: – в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства?). Например, есть ли Бог, конечна ли Вселенная и т.д.?; – абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться. Например, существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.; – следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; – сомнение есть свойство мысли, следовательно, человек, сомневаясь, мыслит; – мыслить может реально существующий человек; – поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Декарт стал автором всемирно известного афоризма: «Я мыслю, следовательно, я существую». Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести основополагающее понятие. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Сотворенные Богом субстанции, то есть единичные вещи, идеи, обладают главным качеством субстанции: не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. По отношению к высшей субстанции Богу они производны, вторичны и зависят от него, поскольку сотворены им. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: – материальные (вещи); – духовные (идеи). Р.Декарт выделяет следующие коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: – протяжение – для материальных; – мышление – для духовных. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют материальная и духовная субстанции. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма, т.е. идея двойственности человека. С точки зрения дуализма решается и «основной вопрос философии». Философ считает, что спор о том, что первично – материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. При изучении проблемы познания особое внимание Декарт уделяет научному методу. В качестве данного метода предлагается дедукция, но не в математическом смысле – от общего к частному, а в философском. Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания необходимо опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, получить новые. Только используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: – понятия. Например, Бог существует; «число» существует», «воля», «тело», «душа», «структура» существуют; – суждения. Например, «целое больше своей части», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются: – расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; – изобретение новых технических средств; – усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой. 2. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) являлся последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были: – проблема субстанции; – теория познания; – этика: вопрос соотношения свободы и необходимости. Спиноза выдвинул учение о единой субстанции, суть которого в следующем: – существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; – данная субстанция заключает в себе окружающий Мир, Природу и Бога; – Природа и Бог едины; – не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над Природой. Бог внутри Природы; – только единая Природа–Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный», т.е. «единичные вещи»; – «единичные вещи» существуют не сами по себе, они являются проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. «Модусы» всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция Природа-Бог обладает следующими качествами: – существует самостоятельно и независима от кого-либо; – обладает множеством свойств. Основные свойства – мышление и протяжение; – бесконечна в пространстве и времени; – вечна, т.е. несотворима и неуничтожима; – неподвижна. Главными в этике Спинозы являлись проблемы: – детерминизма (обусловленности всего в природе); – соотношения свободы и необходимости. Исследуя их, философ пришел к следующим выводам – свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; – Бог-Природа наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; – желая в душе быть свободным, человек плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением, и вынужден мириться с необходимостью; – путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; – свобода – это познанная необходимость. Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: – максимально познать необходимость в виде субстанции Природы-Бога; – освободиться от печали, радости, влечений и т. д., так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. Спиноза делает вывод « Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». 3. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) немецкий математик, юрист, философ, принадлежал к философскому направлению рационализма. Он исследовал следующие проблемы: – субстанции; – познания. Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные идеи: – весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; – данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое»; «единица»); – монада проста, неделима, не является материально-вещественным образованием; – монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; – по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; – монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга. Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: – «голые монады» лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); – монады животных обладают ощущениями, но самосознание неразвито; – монады человека (души) обладают сознанием, памятью, мышлением; – высшая монада – Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: – все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»; – «истины разума», могут быть доказаны логически; – «истины факта» знания, полученные эмпирическим путем, лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер; – несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться путем получения не только одного вида знаний: либо рационального, либо опытного, а их обоих видов. Одно из них рациональное, полученное на основе разума, будет носить достоверный характер, а другое эмпирическое, основанное на опыте, будет носить лишь вероятностный характер.
![]() ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|