|
Отличия метафизики от диалектики
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике. Основные законы диалектики
1. Диалектика понимает мир исходя из особых законов. Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: – охватывают все сферы окружающей действительности; – раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: – единства и борьбы противоположностей; – переход количества в качество; – отрицания отрицания. 2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д. Можно также выделить различные виды борьбы: – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития; – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития; – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия: – содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы; – солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении; – нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой; – мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга. 3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: – резко, одномоментно; – незаметно, эволюционно. 4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: – смена общественно-экономических формаций; – «эстафета поколений»; – смена вкусов в культуре, музыке; – ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: – развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; – развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; – развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например: а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие; б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие. Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Принципы диалектики
Основными принципами диалектики являются: – принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – в нешниеи внутренние. Например: а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы; б) внешние связи человека как элементы социальной системы. – принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность; – принцип причинности.Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными; – принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: а) вечность, неуничтожимость истории и мира; б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Категории диалектики
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: – сущность и явление; – форма и содержание; – причина и следствие; – единичное, особенное, всеобщее; – возможность и действительность; – необходимость и случайность. Детерминизм и телеология 1. Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. 2. Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
3. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического. Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Бенедикт Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем. Одним из следствий механистического детерминизма является фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественного характера. 4. Ограниченность механистического детерминизма ясно обнаружилась в связи с открытиями в квантовой физике. Оказалось, что закономерности взаимодействий в микромире невозможно описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. 5. Новые физические открытия и обращение философии XX века к проблемам человеческого бытия прояснили содержание принципа индетерминизма. Индетерминизм – это онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями. В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с разумом, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма. 6. Близкое, но нетождественное детерминизму понятие, используемое в философии – понятие телеологии. Телеология – это учение о целесообразности всего существующего. Сам термин в широкое пользование был введен Кантом, однако принципы целесообразного объяснения мироустройства широко применялись уже в мифологии (антропоморфизм) и ярко представлены в философии Древней Греции, в частности у Аристотеля. Основной вопрос телеологии — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Главное для телеологии — приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности. Вопросы и задания 1. В чем сущность философской категории «бытие»? 2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории. 3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение». 4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего. 5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики». 6. Объяснить разницу между детерминизмом и телеологией.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|