|
Тема 2.7. Аксиология – философское учение о ценностяхПлан: 1. Определение и предмет аксиологии 2. Основания ценностей 3. Классификация ценностей
Определение и предмет аксиологии 1. Философия, взятая в мировоззренческом аспекте, представляет собой систему взглядов человека на мир и на его место в нем. Являясь единым целым, мировоззрение, тем не менее, включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные, каждый из которых может быть рассмотрен отдельно. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств - эстетика и некоторые отдельные дисциплины (например, философия любви). Четвертый компонент мировоззрения - ценностное отношение человека к миру - основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia - ценность + logos - слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях. 2. Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность - одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философия не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов. 3. Для того чтобы очертить проблемное поле аксиологии, необходимо ответить на следующие вопросы: · Что такое ценности и каковы их основания? · Какие виды ценностей существуют? · Какова форма существования ценностей? · Что можно считать высшими человеческими ценностями? Основания ценностей 1. Ценностями в наиболее общем смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объединяет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечать его интересам илиже соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек. 2. Ценности основываются прежде всего на потребностях человека, т.е. нужде, неудовлетворенности, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Наиболее известная классификация потребностей человека («пирамида потребностей») разработана американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970). 3. Интересом называют конкретную причину действий, определяющую социальное поведение. Разные социальные группы имеют свои интересы, например, различны интересы у рабочих и владельцев завода, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров; поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Так, для молодежи более важны инновационные ценности, для пенсионеров — традиционные, для предпринимателей — материальные, для людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях, в частности одни и те же объекты, например, музыкальное произведение или коллекция почтовых марок, у кого-то не вызовут никаких эмоций, а кто-то, напротив, посчитает их большой ценностью. Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными и групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д. 4. Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы, традиция сохраняет и передаст собственно ценности. Традиции бывают: · политические и религиозные, · профессиональные и корпоративные, · традиции школ, университетов, общественных организаций, · национальные (например, французские или русские) и т.д. Классификация ценностей 1. Ценности настолько многообразны и уникальны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Только оснований для классификации различных групп ценностей можно выделить бесконечное множество. Однако, хотя сама по себе любая классификация ценностей и не способна охватить их в полной мере, она все же способна дать представление об общей структуре и основных уровнях ценностной сферы жизни общества. 2. В зависимости от формы проявления выделяются материальные и духовные ценности. К материальным ценностям можно отнести различные вещи, которые необходимы для выживания (пища, вода, одежда, жилье), а также не менее важные для человека орудия (от каменного скребка до компьютера). Но не все материальные ценности удовлетворяют только первичные потребности. Некоторые из них имеют символический смысл (дорогая одежда, техника как показатель высокого социального статуса человека) и не являются безусловно необходимыми для жизнедеятельности. Духовные ценности нематериальны и выступают как объединенный продукт разума, чувств, убеждений. Они включают в себя знания и истину, красоту и творчество, добро и справедливость, святость и милосердие и т.д. В совокупности эти ценности составляют духовную культуру человечества, прежде всего науку, искусство, мораль и религию. 3. В зависимости от субъекта оценки выделяются общечеловеческие и личные ценности. Общечеловеческие ценности присущи каждому индивиду, вне зависимости от особенностей социальной и культурной среды, в которой он был воспитан. Например, Абрахам Маслоу на основе своих наблюдений относил к ним истину, добро, красоту, целостность, совершенство, справедливость, порядок, богатство, игру, самодостаточность и т.д. В конституциях большинства стран в качестве общечеловеческих ценностей трактуются жизнь, свобода и собственность. Именно на них основываются «священные и неотчуждаемые» права человека. Общечеловеческие ценности универсальны, т.е. признаются везде независимо от региональных и культурных традиций, хотя конкретные интерпретации этих ценностей в различных культурах могут различаться (например, идеалы красоты меняются от эпохи к эпохе и от культуры к культуре, но идея красоты всегда и везде остается в числе важнейших ценностей). Личные ценности настолько же индивидуальны и уникальны, насколько уникален каждый человек. Они определены личными интересами и значительно варьируются в широком диапазоне персональных желаний и предпочтений: кто-то считает ценным спорт, музыку, политику, кто-то — предметы коллекционирования, кто-то — материальный достаток. Между общечеловеческими и личными ценностями находится широкий диапазон ценностей групповых — внутрисемейных, корпоративных, национальных, конфессиональных и т.д. 4. В зависимости от отношения к целям выделяются инструментальные и терминальные ценности. Терминальными (от лат. terminalis — конечный) называют ценности, ценные сами по себе, то, к чему человек стремится в течение всей своей жизни. Например, психолог Милтон Рокич (1918—1988) назвал такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, равенство, внутренняя гармония, чувство собственного достоинства, безопасность, комфортная жизнь, признание, уважение, полноценная любовь, надежная семья, дружба, счастье, удовольтвие, свобода, воодушевление, спасение души, красота, мир во всем мире. В философской мысли в качестве терминальных ценностей чаще всего выделяют счастье, пользу и наслаждение. Инструментальные ценности — это ценности, используемые для того, чтобы добиться цели. Иными словами, они ценны не сами по себе, а как инструменты, средства достижения целей. В качестве инструментальных ценностей обычно называются различные черты и качества человека, которые способствуют конечному успеху его деятельности. К этой категории, по Рокичу, можно отнести интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость, вежливость, ответственность, храбрость и т.д. Ценность инструментальна, если можно ответить на вопрос: для чего она необходима человеку. Например, человек получает образование. Образование - инструментальная ценность, поскольку оно необходимо для того, чтобы получить профессию. Профессия также инструментальна: она необходима, чтобы зарабатывать на жизнь. Деньги инструментальны, если необходимы, например, для поддержания высокого качества жизни. Качество жизни -путь к счастью. Поскольку невозможно ответить на вопрос, для чего необходимо счастье, эту ценность надо признать конечной - терминальной. Вопросы и задания 1. Чем занимается раздел философии - аксиология? 2. На чем базируются человеческие ценности? 3. Какие существуют классификации ценностей? 4. Какие ценности являются материальными, а какие - духовными? 5. Как отличить инструментальные ценности от терминальных?
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|