Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) Провести психологический анализ лекции (по схеме) проф. Ахутиной Т.В.





"Теоретические основы детской нейропсихологии" лекция №1 (ютюб) (приложение А) (5 б)

Г) Составить опорный конспект лекции по дисциплине «Общая психология»: Личность и ее формирование (приложение В) (5 б)

 

Д) Найти 5 научных статей в рецензируемых научных изданиях, входящих в межд. реферативные базы данных и системы цитирования, посвященных проблемам преподавания психологии в высшей школе и доп.образовании за последние 10 лет. Составить список статей, согласно выходных данных с учетом требований ГОСТ к оформлению статьи). (4 б)

Е) из списка найденных статей составить конспект 1 статьи – на выбор (эл. вар-т конспекта+ статья в формате PDF) (6 б)

Ж) Составить портфолио (приложение Б) (10 б)

З) Опираясь на таксономию учебных задач, по Толигеровой, разработайте одну проблемную ситуацию первого, второго, третьего типа по какому-либо из разделов учебных дисциплин по психологии (общая, возрастная, социальная, клиническая, педагогическая, юридическая и др.). (15 б)

Задания А,Б,В, Г, Д, -обязательные для выполнения. Уровень D, С

Е, Ж, З – по желанию Уровень В


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Психологический анализ лекций

Схема:

Классификация лекций

- по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

- по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему.

Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала:

индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам);

дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры);

традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы);

концентричный (все преподавание строится вокруг поставленной проблемы; к которой постоянно возвращаются, углублятся и развиваются представления о ней, предлагаются способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Четкость структуры лекции (вступление, основная часть, выводы).

Содержание лекции

А) Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; яркие, убедительные примеры, факты, обоснования, документы, научные доказательства.

Б) Освещение истории вопроса: характеристика различных концепций и научных подходов; биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях?

В) Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Г) Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала:

А) выделение ведущих идей и положений; формулировка выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий

Б) применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы

В) создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Г) использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Д) применение наглядных и компьютерных средств обучения

Е) использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов.

Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

5. Руководство работой студентов

А) Способы активизации познавательной деятельности студентов, способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия.

Б) Способы вовлечения преподавателем слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала: проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.

В) Создание преподавателем возможности для осмысленного конспектирования, акцентирование изложения лекции: выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.

Г) Уровень усвоения студентами лекционного материала: записи в конспектах; реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.); реагирование и ответы преподавателя на заданные вопросы.

Лекторское мастерство преподавателя

А) Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний).

Б) Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

В) Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).

Результативность лекции

А) информационно-познавательная ценность лекции.

Б) Воспитательная значимость лекции.

В) Мотивационно-стимулирующая ценность лекции (будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?)

Общие выводы и рекомендации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. - СПб., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.

7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М., 1998.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М., 1997.

11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Портфолио как совокупность рабочих материалов представляет собой эмпирический результат учебной и/или внеучебной деятельности студента, опыт по овладению профессиональными навыками практической деятельности.

 

Современная система высшего образования ориентирована на развитие у будущего профессионала стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Необходимыми составляющими в этом процессе есть умение эффективно планировать свою деятельность, критически оценивать ее результаты; анализировать процесс реализации деятельности. При этом осуществляемая студентом–психологом рефлексия, благодаря которой происходит осмысление своих целей, коррекция своего образовательного пути, и т.п., повышает эффективность развития рефлексии как профессионально важного качества. В этой связи составление портфолио являются одним из признанных эффективных средств развития рефлексии личности будущего специалиста.

Портфолио позволяет студенту:

· осознать свои мотивы в изучении психологии, методики преподавания психологии, культуры, в целом;

· анализировать свои проблемы в изучении психологии

· выработать стратегию и тактику освоения профессии «психолог»;

· отслеживать динамику развития профессиональных компетенций;

· оценить свой опыт применения психологических знаний в повседневной жизни, образовательной и социокультурной деятельности;

· определить необходимость развития тех способностей, которые важны для личности на данном жизненном этапе.

Основные функции портфолио:

· информационно-социальная

(документируется имеющийся у обучающегося опыт изучения психологии, семинаров, тренингов, курсов с профессиональной направленностью; фиксируются данные и личностного развития студента; информация о динамике уровня овладения профессией «психолог», а также уровень рефлексивной активности обучающегося, его творческих способностей;

· педагогическая

(способствует повышению мотивации студентов, развитию осознания характера и процесса овладения профессией «психолог», самостоятельности обучающихся в изучении психологии, личностного развития.

 

«Портфолио» студента







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.