Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как составить опорный конспект





 

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы.

Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.

 

Познакомьтесь с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного конспекта.

• Полнота изложения материала;

• Последовательность и логичность в отражении темы;

• Лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;

• Структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную мысль;

• Расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);

• Наглядность;

• Связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

Запишите название темы по предмету. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте конспект в виде простых записей.


Вопросы к экзамену по дисциплине «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

 

1. Предмет, цели и задачи курса «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования»

2. Современные международные тенденции развития ВО (высшего образования)

3. Основные принципы и направления реализации Болонского процесса

4. Основные понятия и принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании

5. Структура и принципы построения квалификационных рамок (Европейская рамка квалификаций, Национальная рамка квалификаций РФ)

6. Структура и принципы построения ФГОСтандартов высшего профессионального образования и соответствующих образовательных программ

7. Современные международные подходы к оценке качества ВО

8. История возникновение компетентностного подхода, определение «компетентенция»

9. Образовательные компетентенции в проекте TUNING. Глобальные и ключевые компетентенции

10.Подходы к обучению и оценке в компетентностно–ориентированных образовательных программах

11.Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS

12.Концепция обеспечения качества образования в Европейском профессиональном высшем образовании

13. Преемственность государственных образовательных стандартов ВО РФ: принцип, организация образовательного процесса в вузе

14. ФГОС и национальная рамка квалификаций

15.Компетентностная модель выпускника вуза

16.Модуль как учебная единица образовательной программы

17.Дидактические принципы теории модульного обучения

18.Взаимосвязь понятий «форма» и «метод» обучения

19.Роль методической подготовки в реализации просветительской деятельности психолога

20.Роль методологической компетентности в деятельности преподавателя психологии

21.Методы обучения как способы конструирования учебной информации

22.Традиционные и инновационные методы обучения

23.Формы и виды контроля знаний в обучении психологии

24.Виды тренингов в обучении психологии

25.Современные образовательные технологии в высшей школе

26.Педагогические технологии контекстного типа.

27.Оценка специальной, социальной, психолого-педагогической компетентности преподавателя.

28.Требования к преподавателю психологии, реализующему педагогические технологии контекстного типа.

29.Роль исследовательского опыта в деятельности преподавателя психологии.

30.Требования к содержанию обучения психологии.

31.Разработка учебных программ по психологическим дисциплинам.

32.Разработка учебно-методических комплексов по психологическим дисциплинам.

33.Теоретико-методологические аспекты деятельности преподавателя психологии.

34.Профессионально важные качества преподавателя психологии.

35.Способы задания социального контекста в различных видах лекций по психологии.

36.Специфика социального контекста в интерактивных методах обучения психологии.

37.Характеристики различных стилей управления учебной деятельностью в обучении психологии.

38.Особенности управления педагогическим конфликтом в обучении психологии.

39.Групповые процессы в семинаре-дискуссии.

40.Управление групповым взаимодействием в обучении психологии.

41.Роль лекции в обучении психологии.

42.Виды лекций в обучении психологии.

43.Этапы подготовки лекции.

44.Методика подготовки и чтения проблемной лекции.

45.Методика подготовки и чтения объяснительно-иллюстративной лекции.

46.Методика подготовки и чтения популярной лекции.

47.Методика подготовки и чтения лекции с запланированными ошибками.

48.Методика подготовки и чтения лекции вдвоем.

49.Методика подготовки и чтения лекции-визуализации.

50.Способы установления обратной связи в лекционных методах обучения.

51.Типичные ошибки лектора и способы их преодоления.

52.Исполнительское мастерство лектора: речевая культура, невербальные средства общения с аудиторией.

53.Дидактические особенности планирования семинарских занятий по психологии.

54.Дидактические особенности планирования практических занятий по психологии.

55.Дидактические особенности планирования лабораторных занятий по психологии.

56.Деловая игра как метод организации семинара.

57.Интерактивные методы организации семинарских занятий.

58.Игровые методы организации практических занятий.

59.Психологический тренинг как метод организации практических занятий по психологии.

60.Учебные задачи и учебные задания как дидактические средства организации практических занятий по психологии.

61.Методика подготовки и проведения семинарского занятия методом дискуссии.

62.Методика подготовки и проведения практического занятия.

63.Особенности опытов и демонстраций в ходе лабораторных занятий по психологии.

64.Дидактические функции средств наглядности в обучении психологии.

65.Дидактические функции технических средств обучения психологии.

66.Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии.

67.Функции контроля знаний в обучении психологии.

68.Виды и формы контроля знаний в ВО.

69.Особенности интерактивных методов организации итогового контроля знаний в обучении психологии.

70.Критерии оценивания эффективности профессиональной деятельности преподавателя психологии.

 

 

Основная литература:

1. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич.пособие /Блинов В. И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. – М.: Юрайт, 2015. – 315 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.,2006.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

4. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение. – 1997. – № 3

5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во УРАО, 2006.- 128 сМатюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972

6. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 243 с.

7. Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики // Актуальные проблемы современной психологии. – М., 1983.

8. Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций: Учебное пособие. – Ярославль, 2004. – 91 с.

9. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В Л. Ляудис. – М., 1989.

 

дополнительная учебная литература:

1. Алексеев Н.А. Методические рекомендации по составлению критериально-ориентированных тестов. – Тюмень, 1995.

2. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М., 1996.

3. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1946-1980 гг.), МГУ, 1981.

4. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. – 6. – 1997. – С.48-57.

5. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам. Вопросы психологии. – № 2. – 1998.

6. Крутецкий В.А. Некоторые вопросы преподавания психологии в школе. - М.: АПН РСФСР., 1956.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.