Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I.7. ЯИЧНО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 72)





 

Яйцо (желток и белок)............................................ 1,0

Масло льняное (сырое или вареное)...... 0,65—0,7

Лак (скипидарный)...................................... 0,3—0,35

Тимоловая кислота (20%-ный водный раствор)[16]............................................................................ 1,0—1,5

 

Масло смешать с лаком. В отдельной посуде хорошо перемешать желток с белком, вынув все пленочки и жгутик. Процедив смесь через два-три слоя марли, хорошо перемешать ее со смесью масла с лаком, для консервации добавить тимоловую кислоту или небольшое количество камфарного или гвоздичного масла.

Краски, затертые на эмульсии, в которую входит сырое льняное масло, дают красочный слой, долгое время еще способный размываться водой. С введением в эмульсию вареного масла красочный слой такой темперы за один день становится водостойким (не размываемым водой).

Состав этой эмульсии может варьироваться в ту или иную сторону: эмульсия может быть еще более жирной (в ней может быть еще больше масла или лака), а может быть и более «тощей» (по сравнению с указанной в рецептуре). В первом варианте краски мало изменяют цвет и тон по высыхании, по характеру их красочный слой приближается к краскам масляным (однако в сыром виде у них все же нет той подвижности и жизнеспособности, которые характерны для последних). Во втором случае они по всем показателям становятся похожими на клеевые краски.

Цельнояичная «тощая» темпера. Краски этой темперы готовятся идентично описанному в параграфе I.5. В герметически закрытой таре (тубах, банках и др.) они способны сохраняться продолжительное время, удобны в работе: разводятся на палитре водой до необходимой консистенции. Имеют хорошую адгезию (прилипаемость) к грунтам. Дают матовый, насыщенный цветом бархатистый красочный слой.

 

I.8. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ «ТОЩАЯ» ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 73)

 

Яйцо (желток и белок)............................................ 1,0

Масло льняное (вареное)...................................... 0,5

Уксус (винный или столовый, 3%-ный[17])........... 0,5

 

В небольшой, лучше стеклянной или фарфоровой, емкости хорошо перемешать желток и белок яйца (вынуть из смеси все пленочки и жгутик). Затем в эту смесь при постоянном ее промешивании ввести по каплям масло и промешивать смесь до получения однородной по составу эмульсии (без капелек масла на ее поверхности). Продолжая промешивать эмульсию, так же по каплям ввести в нее уксус, являющийся разбавителем и консервантом эмульсии. Он не должен быть очень крепким (не более чем 4—5%-ным). В противном случае он свернет яйцо в эмульсии и обесцветит некислотостойкие краски.

Цельнояичная жирная темпера. Краски этой темперы готовятся идентично описанному в параграфе I.5, а. Их свойства и работа с ними такие же, как у красок цельнояичной «тощей» темперы, но они меньше, чем краски последней, изменяют цвет и тон по высыхании, их красочный слой менее бархатистый и легкий.

 

I.9. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ЖИРНАЯ ЭМУЛЬСИЯ (35. С. 74)

 

Яйцо (желток и белок)............................................ 1,0

Масло (льняное, вареное)..................................... 0,5

Салициловая кислота[18] (20%-ный водный раствор)............................................................................ 0,1

 

Приготовление эмульсии идентично вышеописанному (I.8), только вместо уксуса в качестве консерванта берется салициловая кислота.

Желтково-масляная темпера. Краски этой темперы имеют в своем составе незначительное количество масла и по свойствам, способу приготовления и технике письма очень близко стоят к темперам на натуральной желтковой эмульсии (I.11).

 

I.10 ЖЕЛТКОВО-МАСЛЯНАЯ ЭМУЛЬСИЯ

 

Желток............................................ 1,0 (1/2 скорлупы)

Масло (или масляный лак).............. 0,07 (6 капель)

Пиво.............................. 0,5—1,0 (1/41/2 скорлупы)

Вода............................ 0,5—1,0 (1/41/2 скорлупы)[19]

 

В желток добавить масло и тщательно размешать. В получившуюся смесь влить пиво и размешать, затем влить воду, и все тщательно размешать.

На этой эмульсии можно затирать водные пасты пигментов (колеры) до рабочей консистенции, при надобности добавляя в них воду.

Составлять колер (краску) для прорисовки (прориси) по грунту следует еще на более «тощей» эмульсии: желток — 1 (1 объем) + масло или масляный лак — 0,03 (3 капли) + уксус 2— 3%-ный — 2 объема (на 2 объема воды добавить 2 капли уксусной эссенции).

Колер (краска), разведенный на такой эмульсии, лучше сходит с кисти, им легче работать. На такой же «тощей» эмульсии следует затирать и колеры (краски), предназначенные для различного рода тушевок, когда надо сделать мягкий переход из одного цветотона в другой.

Яичная темпера на натуральной желтковой и цельнояичной эмульсиях. Рецептура этой темперы и способы письма ею восходят к далекой древности. Наивысшего расцвета она достигла в средние века и в эпоху Возрождения. Наибольшее распространение и использование получила желтковая темпера — краски, затертые на желтке в качестве их связующего, который представляет собой идеальную натуральную (естественную) эмульсию. Краски желтковой темперы предназначались главным образом для работы на досках при создании икон и станковых картин, но употреблялись и в стенописи.

В силу того, что в желтке яйца содержится полувысыхающее яичное масло, красочный слой красок, затертых на натуральной желтковой эмульсии, долгое время сохраняет способность размываться водой и воспринимать влагу из окружающего воздуха. Если работы выполняются на досках, для предохранения красочного слоя от внешних воздействий (главным образом влаги), их всегда покрывают лаком. Как вещь в целом, так и отдельные ее части под лаком всегда изменяют свой цвет и тон. Так как средневековые лаки всегда имели желтоватый оттенок и со временем не только еще более желтели, но и чернели, то все это требовало определенного художественного расчета и навыка в работе с этой темперой. Кроме того, краски, затертые на этой эмульсии, быстро сохнут под кистью (имеют малую жизнеспособность); ими нельзя писать не только пастозно, но и просто в достаточной мере кроющим слоем. Следует разводить краски весьма жидко и писать довольно тонкими слоями, давать высохнуть предыдущим, строго следовать системе построения красочного слоя, используя белый цвет грунта, просвечивающего из-под слоя краски, широко применяя лессировки (ил. 1—5).

Профессор Д. И. Киплик считает, что эти краски в силу перечисленных выше их несовершенств не могут «удовлетворить кого-либо из современных живописцев» (35. С. 67). Но насыщенность, прозрачность и глубина тона и цвета произведений, выполненных этими красками, их прекрасная сохранность под лаком до сих пор восхищают нас в работах старых мастеров, до сих пор эти краски имеют своих поклонников, которые ими работают и в настоящее время, не говоря уж о традиционных народных промыслах.

 

I.11. ЖЕЛТКОВАЯ ТЕМПЕРА

 

Пигмент (водная паста)......................................... 1,0

Эмульсия (желтковая)................................. 0,5—1,5

 

Сухой пигмент (лучше густую пигментную водную пасту) затереть с эмульсией до консистенции жидкой сметаны.

Так как этой темперой в основном работают колерами, то каждый колер (краску) следует довести до рабочей консистенции эмульсией, разбавленной еще 2—3 объемами 3%-ного уксуса, или квасом, или обезжиренным молоком.

Колеры яичной (желтковой) темперы следует составлять заранее (во всяком случае, накануне дня начала работы), так как пигментам из-за разных физико-химических свойств нужно неодинаковое время для насыщения эмульсией. (Так же заранее надо затирать на эмульсии и необходимые для работы краски.)

Колеры и краски, затертые на эмульсии, находясь в работе, при хранении в холодильнике могут служить несколько месяцев. Ставя в холодильник, их следует залить водой; перед работой воду слить, добавить немного эмульсии (до рабочей консистенции) и хорошо перемешать.

 

I.12. ЖЕЛТКОВАЯ ЭМУЛЬСИЯ (14. С. 101; 27. С. 236; 35. С. 46; 81. § 72)

 

Желток....................................................................... 1,0

Разбавитель:

Дистиллированная вода

или

Уксус (столовый или винный, 3%-ный водный раствор),

или

Молодое вино, пиво, сок фигового дерева[20], разбавленные наполовину водой,

или

Хлебный квас............................................................ 1,0

 

Отделить желток от белка, слить его в скорлупу (или в стаканчик, блюдце и т. п.), освободив предварительно из «мешочка» (внешней пленки), долить скорлупу разбавителем (в иной посуде добавить количество, равное объему желтка). Все тщательно перемешать.

Зимние яйца дают эмульсию, достаточную как по густоте, так и по жирности. При использовании летних яиц в эмульсию следует ввести еще некоторое количество уксуса. Русские мастера в эмульсию вводили хлебный квас — краски становятся более звучных тонов и удобнее (мягче) в работе.

При низкой температуре (в холодильнике, но не в морозилке), в герметически закрытой посуде эмульсия практически не теряет своих качеств долгое время, сохраняется в течение нескольких месяцев. Эмульсия, составленная на одном пиве (без добавления воды), сохраняется еще лучше. В практике известны случаи, когда такая эмульсия сохранялась в течение года и даже двух лет. Для работы необходимое количество, этой эмульсии следует отлить в какую-либо посуду и разбавить ее водой, доведя до нужной консистенции.

Еще менее атмосферостойки краски, затертые на натуральной цельнояичной эмульсии. Они образуют красочные слои, поверхность которых по внешнему виду очень похожа на росписи, выполненные красками клеевыми и фреской. По своим технологическим свойствам краски цельнояичной темперы напоминают клеевые: быстро сохнут, при этом сильно высветляются, изменяют цвет и тон. Они образуют довольно рыхлый красочный слой с матовой поверхностью, который не крыли лаком, так как в противном случае поверхность росписи изменила бы тон и цвет, сильно потемнела бы, начала блестеть, что привело бы к нарушению цветотонового строя произведения (ил. 6—8).

 

I.13. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА

 

Пигмент (пигментная водная паста).................... 1,0

Эмульсия (цельнояичная)[21]......................... 0,5—1,0

 

Эта темпера в средние века и в эпоху Возрождения использовалась главным образом для дописывания фресок, а также и для росписей по сухой штукатурке. В настоящее время в стенописи не употребляется в силу очень малой атмосферостойкости соз­даваемого ею красочного слоя.

 

I.14. ЦЕЛЬНОЯИЧНАЯ ЭМУЛЬСИЯ[22] (27. С. 236; 35. С. 46—47, 51—52)

 

Яйцо (желток и белок)............................................ 1,0

Уксус столовый, винный (3%-ный водный раствор),

или

Молодое вино, пиво, сок фигового дерева, разбавленные наполовину водой,

или

Хлебный квас............................................................ 1,0

 

На объем яйца обязательно доба­вить 1 же объем (не менее) указан­ных в рецептуре разбавителей эмуль­сии (они же консерванты ее) или воды.

Вода и другие разбавители вводятся в яйцо потому, что клеящая сила эмульсии яйца из-за присутствия в ней белка очень велика. Но и сам клей по этой же причине очень хрупок по высыхании, что и приводит, как пра­вило, к растрескиванию и шелушению красочного слоя, если в красках на­ходится излишнее количество и осо­бенно крепкого (большой концентра­ции) связующего.

Как подготовка досок, так и сами составы грунтов, и способы их нанесе­ния на доски для работы по ним яич­ными темперами мало, в чем измени­лись со средних веков, с эпохи Возрождения. Методика подготовки досок русскими иконописцами мало, чем отличалась от западноевропейской технологии.

Так, во всех источниках (см., например, 77 и 81), как правило, рекомендуется брать только сухие, ровной текстуры, без сучков и трещин, выстоявшиеся доски мягких, лучше несмолистых пород липы, ивы, ольхи, кипариса (но и ели)[23].

Подобрав соответствующую доску (или доски, если работа была крупноформатная)[24], вырезали из нее сучки (если таковые все же на ней были) на 1/2 толщины доски и вклеивали туда деревянные же вкладыши[25]. Лицевую сторону шершавили рубанком с зубчатой железкой или рашпилем.

Доску несколько раз проклеивали горячей проклейкой, давая клею предыдущего покрытия просохнуть перед нанесением последующего. Затем с лицевой стороны наклеивали на все стыки досок (места их сочленения друг с другом) и трещины полоски тонкого холста. После просушки зачищали неровности и наклеивали уже по всей лицевой стороне доски полоски или куски холста (как это рекомендовал Ч. Ченнини), закрывая ими всю плоскость, или заклеивали целым куском (паволокой), как это делали русские мастера.

Ч. Ченнини рекомендовал проклеивать и грунтовать доски со всех сторон (лицевую, обратную стороны, торцы и бока). Русские иконописцы это делали только с лицевой стороны.

Иногда верхние слои грунта для прочности и эластичности делались эмульсионными. В их состав кроме клея входили еще масло и мыло (35, 77, 81).

Мастера XVII—XIX веков (и современные) часто делали верхние слои грунта эмульсионными (27, 35, 77). Этот процесс заключается в следующем: выровняв выбранную для работы доску и зашершавив лицевую ее сторону, проклеить раза три-четыре довольно горячей (60—70 °С) 10—15%-ной проклейкой из животного клея, каждый раз просушивая доску после проклейки (перед следующей).

Смочить марлю (или тонкий холст) в этой же горячей проклейке, слегка ее отжать и, легко растянув, наклеить на лицевую сторону доски. Пригладить рукой (разровнять морщинки). Просушить хорошо. Легко прочистить наждачной бумагой.

I.15. 10— 15%-НАЯ ПРОКЛЕЙКА — ВОДНЫЙ РАСТВОР ЖИВОТНОГО КЛЕЯ[26]

 

Клей животный (столярный плиточный или в гранулах)...................................................... 1,0—1,5[27]

Вода............................................................................ 9,0

Антисептик (формалин, фенол, нафтол)[28]... 0,02—0,05

 

В металлической посуде в 2—3 объемах воды замочить мелкодробленый клей. После того, как он набухнет (через 12—16 часов), добавить в посуду еще 2—3 объема воды и поставить ее на огонь. Не давая клею пригореть (периодически его промешивая), не доводя содержимое посуды до кипения, растворить клей в воде. Снять посуду с огня, добавить в раствор клея остальное расчетное количество воды и все хорошенько перемешать. Процедить полученную проклейку через мелкое сито или через два-три слоя марли.

Для предотвращения загнивания клея (его протухания и потери им клеящей способности) добавить в проклейку 2—5%формалина или другого антисептика.

Собственно грунта, как его понимают в настоящее время, для яичных темпер при работе на досках не делают, то есть не покрывают, как это делают с холстом, бумагой, штукатуркой, специальным, в достаточной степени жидким составом, выравнивая, но главным образом уменьшая тянущую способность их поверхности, придавая ей определенный цвет и тон.

Грунт для этих темпер, по современной терминологии,— это, скорее, шпатлевка, слой, выравнивающий изъяны основания (доски), обладающий определенными качествами (прочностью и одинаковой тянущей способностью поверхности), по которому уже непосредственно работали красками [29].

Русские мастера, как правило, делали левкасы чисто меловые, нередко добавляя в них немного сырого льняного масла или вареного (олифы), иногда и меда (для эластичности). Первый слой нередко наносили кистью, последующие — шпателем.

 

I.16. ГРУНТ —ЛЕВКАС (35. С. 55—56)

 

Мел (сухой, неплавленый)[30]................................. 1,0

Проклейка (15%-ный водный раствор животного клея) до консистенции шпатлевки[31].......... 0,5—0,7

 

Сухую выдержанную доску (ольховую, липовую и др.) проклеить горячей 15%-ной проклейкой. Просушить. Замочить в этой же проклейке серпянку (редкий холст, лучше неновый), слегка отжать и растянуть на доске. Разровнять ладонью. Просушить и слегка прошкурить.

В противне (или другой посуде) шпателем на основе горячей 15%-ной проклейки из сухого мела замешать (затереть) шпатлевку консистенции густой сметаны (или жидкой — для первого слоя, если его наносить кистью). Этим грунтом, применяя шпатель, нанести на лицевую сторону доски три-пять слоев, давая немного подсохнуть каждому предыдущему перед нанесением последующего. Дать подсохнуть. После просушки, смочив его слегка водой, шлифовать пемзой. Дать просохнуть и далее шлифовать наждачной бумагой наиболее тонких номеров.

Грунт-левкас следует готовить только на основе проклейки из высокосортного животного (столярного) клея. Плитки такого клея — тонкие (толщиной в пределах 0,5 см), жесткие на слом (ломаются с хрустом), на просвет прозрачные, имеют золотистый оттенок. Использование проклейки из низкосортного клея приводит, как правило, к растрескиванию грунта по высыхании (грунт покрывается сетью тонких трещин). Но наиболее часто растрескивание грунта-левкаса, даже приготовленного на проклейке из высокосортного клея, происходит от избытка в нем клея (грунты переклеенные, с недостатком в них наполнителя). Однако растрескивание грунта может быть и от избытка в нем наполнителя (грунты недоклеенные, рыхлые). К растрескиванию грунта-левкаса может привести и излишне толстый его слой, положенный за один прием, а также просушивание залевкашенной доски на сквозняке или, наоборот, в излишне теплом помещении.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.