Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностика экологической воспитанности





Диагностика экологической воспитанности

 

Детей дошкольного возраста

 

Положение К.Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», признается истинным всеми теоретиками и практиками. Вместе с тем обычно считается, что изучение воспитанников – функция психологии, а не педагогики. Каждый педагог проверяет результативность обучения, выясняет недостатки воспитания, однако эти аналитические действия не соотносит с диагностикой.

 

Очевидно, диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия педагога и ребенка на занятии и кончая управлением системой образования в целом.

 

Педагогическую диагностику мы рассматриваем не только как практику выявления качества образовательно-воспитательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, обслуживающих эту практику.

 

Основная задача педагогической диагностики как научного направления может быть сформулирована следующим образом: выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует об этом состоянии.

 

Рассмотрим основные функции педагогической диагностики как научной дисциплины и как педагогической действительности.

 

Ведущей остается функция обратной связи в образовательном процессе.

 

Другая функция диагностики состоит в том, чтобы выявлять результативность воспитания. Диагностика воспитания осуществляется на двух уровнях: конечного результата (отношений, позиций личности дошкольника) и воспитательной деятельности, ее потенциальной эффективности.

 

Управленческую функцию педагогической диагностики мы рассматриваем как компонент контрольной и прогностической функции органов образования. Значение данной функции диагностики существенно возрастает с развитием альтернативного, особенно негосударственного, образования.

У педагогической диагностики есть еще одна функция – об

Обслуживание научных исследований. Ученый, исследующий проблемы обучения, воспитания или управления, обычно осознает, что доказать истинность тех или иных положений невозможно без использования диагностического инструментария.

В дошкольном возрасте может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимоотношению с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность

– восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к объектам, «знаемые» (А.Н. Леонтьев) мотивы поведения; деловую готовность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов как предпосылки бескорыстия и эмпатии;

 

интеллектуальную готовность –определенный уровень информированности детей о природе, возрастающий уровень эрудиции и познавательных интересов.

Если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе трех главных компонентов «знания – отношение – поведение», то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Отвечая на этот вопрос, Н.Ф. Виноградова обращает внимание на два принципиальных положения:

1) уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он знает правила поведения в природе, а тем, как он соблюдает эти правила;

2) с учетом психологических особенностей дошкольников, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослых.

Исходя из этого, следует подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней (т.е. двух компонентов педагогического процесса – «отношение – поведение»). Наличие экологических представлений не определяет положительный результат воспитательных влияний. Знания являются лишь средством формирования экологической воспитанности дошкольников.

 

Поэтому диагностируется не только уровень знаний, но и отношение детей к природе.

Диагностические задания проводятся с каждым ребенком индивидуально, все полученные результаты фиксируются в протоколах.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ

 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

Младшая группа

 

Животные. 1.Узнают и называют ли дети по картинкам два–три вида домашних и диких животных, одну–две птицы, бабочки, рыбки, лягушки? 2. Знают ли части тела животных? 3. Знают ли, где они живут? 4. Знают ли, чем питаются? 5. Какие признаки живого выделяют?

 

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам(приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных – лягушка):

 

1. Кто это? (Если ребенок затрудняется с ответом, попросить по-казать, где корова, лошадь и т.д.) 2. Где живет? 3. Что это? (пока-зать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это? (показать картин-ку с изображением животного)? 5. Как догадался, что живое?

Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.

Растения. 1.Узнают и называют ли дети по картинкам и в на-туре два–три вида растений (комнатных, цветника, огорода), одно-два дерева? 2. Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам?

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам и с ис-пользованием комнатных растений (подобрать картинки с изо-бражением травянистых растений цветника, огорода, луга, а так-же деревьев): 1. Что это (или – как называется это растение)?

2. Что будет, если растения не поливать? 3. Живое ли растение?

4. Как догадался, что живое?

 

Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изо-бражением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей). Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).


Человек. 1.Умеет ли ребенок выбрать дом для куклы(человека), пригодный для жилья, т.е. светлый (большое окно), прочный, красивый – и обосновать свой выбор.

Методика диагностики. Подобрать картинки с изображением трех домов: с большим окном, с маленьким окном, разрушающийся (окно покосилось, угол обваливается и т.д.). Предложить выбрать дом для куклы Маши. Ответы записать дословно.

 

2. Имеет ли ребенок представление о функциях внешних органов человека (руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, язык); о внутренних органах человека; о бережном отношении к органам чувств.

Методика диагностики. Педагог от имени куклы Колобка обращается к ребенку: «Посмотри на меня, какой я красивый, румяный, круглый. У меня нет ни рук, ни ног. Очень удобно катиться, ничего не мешает». Вопросы: Зачем тебе руки? Ноги? Голова? Что у тебя внутри туловища? Зачем тебе глаза? Что могут видеть глаза? Зачем тебе нос?

 

Средняя группа

 

Животные. 1.Узнают и называют ли дети три–четыре вида домашних и диких животных и их детенышей, три–четыре вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, пчелу, муху), лягушку, животных уголка природы? 2. Знают ли части тела и их особенности? 3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм? 4. Относят ли животных к живым организмам и по каким признакам? 5. Умеют ли устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и некоторыми приспособлениями животных?

 

Методика диагностики. Беседа по картинкам: 1.Назови,ктоэто? 2. Найди детеныша и скажи, как его называют. 3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)? 4. Где живет? 5. Что ест?

 

6. Кто кормит это животное (или: где находит пищу)? 7. Как передвигается? 8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)? 9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)? 10. Как догадался? 11. Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать?


 


б) почему улетают скворцы, ласточки? 12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)? 13. Почему они так зимуют?

 

Растения. 1.Знают ли дети три–четыре вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?

2. Знают ли их части (включая корень) и их особенности (цвет, величину, форму и другие признаки)? 3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?

4. Связывают ли способы ухода с потребностями во влаге, свете, тепле, почвенном питании?

 

5. Относят ли растения к живым организмам?

6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода; между сезонными изменениями в неживой природе и со-стоянием растений?

Методика диагностики. Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений: 1. Как называется это растение? (или: найти в уголке природы герань, бальзамин и др.) 2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 3. Почему так нужно делать? 4. Живые ли растения? 5. Почему так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью). 7. Как догадался? 8. Почему зимой на деревьях нет листьев? 9. Почему летом все растения зеленые, цветут?

 

Организовать игру «Путаница». Выявить знание детьми час-тей растений, их расположения. В ходе игры задавать вопросы: 1) назови, что это (части растения)? 2) можно ли расположить их так (перепутать)? 3) почему нельзя так расположить части растений? 4) сделай правильно; 5) объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

 

«Природа–Не природа». Определение объема и характера формирующихся знаний детей о природе. Что и кого относят к природе? Считают ли человека частью природы?

 

Методика диагностики. Подобрать картинки с изображением растений, животных, человека, объектов неживой природы, предметов, сделанных человеком. Задание: «Назови, что нарисовано на картинках. Положи в одну кучку, что можно отнести к природе, в другую – то, что не природа. Если увидишь картинку и не знаешь, куда ее положить, отодвинь в сторону». Вопрос: почему ты положил эти картинки в одну кучку?


 

 


Рис. 13. Прямоугольная и круговая диаграммы

 

уровня знаний дошкольников, %

 

Не следует одни и те же данные повторять в разных видах изображений. На основании данных таблицы можно составить не только диаграммы, но и график (см. рис. 14).

 

,балл                      
                     
                     
знаний                   Ряд1  
                   
                   
                  Ряд2  
                     
Уровень                    
                     
                     
                    10 11  
    Порядковый номер ребенка  

Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент

 

Рис. 14. Динамика уровня знаний дошкольников

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ

 

Отношение детей выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения – поведенческие, которые сочетают практические действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента – специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

 

Критерии оценки отношения детей к окружающему миру:

Осознанность, проявляющаяся в оценке и объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений и суждений, в понимании и предвидении последствий хороших и плохих поступков.

 

Действенность, выраженная в умении видеть состояние растений и животных, окружающих людей, в стремлении оказать необходимую помощь, адекватную состоянию объекта, в желании участвовать в природоохранительных акциях, субботниках и других делах, направленных на создание чистоты, красоты и порядка в социоприродной среде.

 

Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе

 

к получению информации опосредованным путем и в процессе общения с объектами; в стремлении воспринимать красоту окружающего мира и отражать свои эстетические впечатления и переживания в различных видах художественно-творческой деятельности; в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам социоприродной среды.

 

Результат выполнения задания ребенком оценивается по 3-балльной системе. Это помогает выявить уровень отношения детей группы в начале учебного года и учитывать его в дальнейшей


 


работе, планируя индивидуальный подход к дошкольникам низ-кого и высокого уровней отношения к природе.

 

Задание 1. Цель:выявить характер отношения ребенка к животным, растениям в естественных условиях.

Методика диагностики: используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

 

Задание 2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика диагностики: используются наблюдения за отношением детей к живым организмам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из объектов нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются матетриалы для занятия другими видами деятельности (изобразитель-ной, игровой и т.д.). Это позволит создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем он хочет. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи животному, растению, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: как себя чувствует живой объект (называется)? как ты это узнал? как ему можно помочь? хотел бы ты помочь животному или растению? почему ты хочешь ему помочь?

Задание 3. Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Методика диагностики. Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому объекту и другим, более привлекательным, занятием.

 

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимся в помощи животным или растениями. После принятия дошкольниками задания его зовут играть. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

 

Диагностическое обследование детей должно быть хорошо подготовлено, четко организовано и, по возможности, необременительно для детей и воспитателя. Целесообразно, чтобы в нем участвовало двое проверяющих. Один беседует с ребенком, дает ему задания, другой фиксирует результаты. Перекрестный опрос нежелателен. Все задания дети выполняют индивидуально. Остальные не должны видеть и слышать опрашиваемого. Проверочные задания строятся не как опрос, а как разговор, игра, чтобы ребенку было интересно. Все обследование необходимо завершить в сжатые сроки (7–10 дней). Полученные данные сразу обрабатываются (проставляются баллы, сравниваются в эталоном), а потом суммируются в целом, т.е. выявляется картина представлений о природе, отношения каждого ребенка и группы в целом.

 

Задание 4. Цель: выявить умение осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или не бережного отношения.

 

Методика диагностики. С ребенком проводится беседа после выполнения им всех вышеописанных заданий.

1. Ты бережно или не бережно относишься к природе?

 

2. Если ребенок считает, что он бережно относится к природе, предложить ему рассказать, что и как он делает.

3. После рассказа спросить: «Кто учит тебя бережно относиться к природе?»

4. Если ребенок ответил, что он не бережно относится к природе, предложить ему назвать конкретные случаи такого отношения.

 

Рассказы детей записываются. При анализе оценку ребенком своего отношения к природе следует соотнести с фактическим отношением его к природе, проявляющемся ежедневно в поведении на участке ДОУ, в отношении к обязанности дежурного в уголке природы и т.д.

 

 


 

Литература для самостоятельной работы

 

1. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Самору

 

ковой. – СПб., 1998.

2. Моисеева Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании. – Екатеринбург, 1996.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

4. Мы: Программа экологического образования детей / Сост. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб., 2001.

 

5. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь, 2001.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2005.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.

8. Теория и методика экологического образования детей// Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.

9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2008, 2010.

 

Диагностика экологической воспитанности

 

Детей дошкольного возраста

 

Положение К.Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», признается истинным всеми теоретиками и практиками. Вместе с тем обычно считается, что изучение воспитанников – функция психологии, а не педагогики. Каждый педагог проверяет результативность обучения, выясняет недостатки воспитания, однако эти аналитические действия не соотносит с диагностикой.

 

Очевидно, диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия педагога и ребенка на занятии и кончая управлением системой образования в целом.

 

Педагогическую диагностику мы рассматриваем не только как практику выявления качества образовательно-воспитательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, обслуживающих эту практику.

 

Основная задача педагогической диагностики как научного направления может быть сформулирована следующим образом: выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует об этом состоянии.

 

Рассмотрим основные функции педагогической диагностики как научной дисциплины и как педагогической действительности.

 

Ведущей остается функция обратной связи в образовательном процессе.

 

Другая функция диагностики состоит в том, чтобы выявлять результативность воспитания. Диагностика воспитания осуществляется на двух уровнях: конечного результата (отношений, позиций личности дошкольника) и воспитательной деятельности, ее потенциальной эффективности.

 

Управленческую функцию педагогической диагностики мы рассматриваем как компонент контрольной и прогностической функции органов образования. Значение данной функции диагностики существенно возрастает с развитием альтернативного, особенно негосударственного, образования.

У педагогической диагностики есть еще одна функция – об

Обслуживание научных исследований. Ученый, исследующий проблемы обучения, воспитания или управления, обычно осознает, что доказать истинность тех или иных положений невозможно без использования диагностического инструментария.

В дошкольном возрасте может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимоотношению с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность

– восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к объектам, «знаемые» (А.Н. Леонтьев) мотивы поведения; деловую готовность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов как предпосылки бескорыстия и эмпатии;

 

интеллектуальную готовность –определенный уровень информированности детей о природе, возрастающий уровень эрудиции и познавательных интересов.

Если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе трех главных компонентов «знания – отношение – поведение», то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Отвечая на этот вопрос, Н.Ф. Виноградова обращает внимание на два принципиальных положения:

1) уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он знает правила поведения в природе, а тем, как он соблюдает эти правила;

2) с учетом психологических особенностей дошкольников, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослых.

Исходя из этого, следует подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней (т.е. двух компонентов педагогического процесса – «отношение – поведение»). Наличие экологических представлений не определяет положительный результат воспитательных влияний. Знания являются лишь средством формирования экологической воспитанности дошкольников.

 

Поэтому диагностируется не только уровень знаний, но и отношение детей к природе.

Диагностические задания проводятся с каждым ребенком индивидуально, все полученные результаты фиксируются в протоколах.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ

 

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

Младшая группа

 

Животные. 1.Узнают и называют ли дети по картинкам два–три вида домашних и диких животных, одну–две птицы, бабочки, рыбки, лягушки? 2. Знают ли части тела животных? 3. Знают ли, где они живут? 4. Знают ли, чем питаются? 5. Какие признаки живого выделяют?

 

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам(приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных – лягушка):

 

1. Кто это? (Если ребенок затрудняется с ответом, попросить по-казать, где корова, лошадь и т.д.) 2. Где живет? 3. Что это? (пока-зать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это? (показать картин-ку с изображением животного)? 5. Как догадался, что живое?

Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.

Растения. 1.Узнают и называют ли дети по картинкам и в на-туре два–три вида растений (комнатных, цветника, огорода), одно-два дерева? 2. Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам?

Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам и с ис-пользованием комнатных растений (подобрать картинки с изо-бражением травянистых растений цветника, огорода, луга, а так-же деревьев): 1. Что это (или – как называется это растение)?

2. Что будет, если растения не поливать? 3. Живое ли растение?

4. Как догадался, что живое?

 

Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изо-бражением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей). Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).


Человек. 1.Умеет ли ребенок выбрать дом для куклы(человека), пригодный для жилья, т.е. светлый (большое окно), прочный, красивый – и обосновать свой выбор.

Методика диагностики. Подобрать картинки с изображением трех домов: с большим окном, с маленьким окном, разрушающийся (окно покосилось, угол обваливается и т.д.). Предложить выбрать дом для куклы Маши. Ответы записать дословно.

 

2. Имеет ли ребенок представление о функциях внешних органов человека (руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, язык); о внутренних органах человека; о бережном отношении к органам чувств.

Методика диагностики. Педагог от имени куклы Колобка обращается к ребенку: «Посмотри на меня, какой я красивый, румяный, круглый. У меня нет ни рук, ни ног. Очень удобно катиться, ничего не мешает». Вопросы: Зачем тебе руки? Ноги? Голова? Что у тебя внутри туловища? Зачем тебе глаза? Что могут видеть глаза? Зачем тебе нос?

 

Средняя группа

 

Животные. 1.Узнают и называют ли дети три–четыре вида домашних и диких животных и их детенышей, три–четыре вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, пчелу, муху), лягушку, животных уголка природы? 2. Знают ли части тела и их особенности? 3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм? 4. Относят ли животных к живым организмам и по каким признакам? 5. Умеют ли устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и некоторыми приспособлениями животных?

 

Методика диагностики. Беседа по картинкам: 1.Назови,ктоэто? 2. Найди детеныша и скажи, как его называют. 3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)? 4. Где живет? 5. Что ест?

 

6. Кто кормит это животное (или: где находит пищу)? 7. Как передвигается? 8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)? 9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)? 10. Как догадался? 11. Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать?


 


б) почему улетают скворцы, ласточки? 12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)? 13. Почему они так зимуют?

 

Растения. 1.Знают ли дети три–четыре вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?

2. Знают ли их части (включая корень) и их особенности (цвет, величину, форму и другие признаки)? 3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?

4. Связывают ли способы ухода с потребностями во влаге, свете, тепле, почвенном питании?

 

5. Относят ли растения к живым организмам?

6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода; между сезонными изменениями в неживой природе и со-стоянием растений?

Методика диагностики. Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений: 1. Как называется это растение? (или: найти в уголке природы герань, бальзамин и др.) 2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 3. Почему так нужно делать? 4. Живые ли растения? 5. Почему так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью). 7. Как догадался? 8. Почему зимой на деревьях нет листьев? 9. Почему летом все растения зеленые, цветут?

 

Организовать игру «Путаница». Выявить знание детьми час-тей растений, их расположения. В ходе игры задавать вопросы: 1) назови, что это (части растения)? 2) можно ли расположить их так (перепутать)? 3) почему нельзя так расположить части растений? 4) сделай правильно; 5) объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

 

«Природа–Не природа». Определение объема и характера формирующихся знаний детей о природе. Что и кого относят к природе? Считают ли человека частью природы?

 

Методика диагностики. Подобрать картинки с изображением растений, животных, человека, объектов неживой природы, предметов, сделанных человеком. Задание: «Назови, что нарисовано на картинках. Положи в одну кучку, что можно отнести к природе, в другую – то, что не природа. Если увидишь картинку и не знаешь, куда ее положить, отодвинь в сторону». Вопрос: почему ты положил эти картинки в одну кучку?


 

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.