Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Старшая и подготовительная к школе группы





 

«Что такое природа?». Имеют ли дети представления об объектах, составляющих понятие «природа».

Методика диагностики. Воспитатель предлагает детям нарисовать все, что они считают природой. Никаких указаний, разъяснений давать не нужно. После рисования ребенок должен прокомментировать изображенное.

 

Животные. 1.Знают ли дети животных основных классов(звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как на-ходят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов? 3. Знают ли, как обеспечить уход за животными? 4. Могут ли определить стадии роста и развития животных? 5. Относят ли животных к живым существам

и по каким признакам? 6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных? 7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы» (для подготовительной к школе группы – «животные»).

 

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка); дидактическую игру «Зоологическое лото»; модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

 

Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы). 3. Найди (подбери) модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом? 6. Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?

 

Организовать игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображением животных разных экологических групп по месту и среде обитания.

 

Растения. 1.Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 2. Знают ли органы растений и их функции? 3. Знают ли стадии


 

роста и развития растений? 4. Знают ли потребности растений?

 

5. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?

 

6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям? 7. Относят ли растения к живым существам?

8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной к школе группы).

 

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные рас-тения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха (фасоли); модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

 

Беседа по картинкам: 1. Назови это растение. 2. Где растет?

 

3. Нарисуй (или разложи) картинки по порядку: как растет горох (фасоль)? 4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

 

6. Почему они любят много света, влаги? 7. Что бывает с растениями (огорода, леса и др.) зимой, весной, летом? 8. Почему это происходит?

 

Организовать игру «Путаница». Задания: а) расположи растение правильно; б) почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому? в) зачем растению листья, стебли, корни, цветки?

Задание «Подбери модели». Детям предлагается расположить картинки с изображениями растений по группам: «травы», «деревья», «кустарники» – и подобрать к ним соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Охрана природы. 1.Знают ли дети об охране природы?

2. Понимают ли ее необходимость? 3. Готовы ли они к посильной охране природы?

Методика диагностики. Беседа: Что такое охрана природы? Надо ли охранять природу? От кого ее надо охранять? Почему? Что ты слышал об этом? От кого? Слышал ли ты о Красной книге? Что именно? Как ты охраняешь природу? С кем ты это дела-ешь? Есть ли у тебя любимый зверек? Какой? Почему именно он? Заботишься ли ты о нем? Что ты можешь рассказать интересного о своем питомце?

Ребенку предлагается оценить ситуацию: «Мальчику на день рождения папа подарил щенка. Первое время мальчик часто гулял со своим другом, мыл миску, из которой кормил щенка, заботился о нем. Но вскоре папа заметил, что миска щенка часто пустует или стоит с прокисшим молоком, а мальчик гуляет на улице ребятами. На вопрос отца: «Почему же ты не ухаживаешь за своим питомцем?» – мальчик ответил: «Он мне уже надоел, я хочу котенка».

 

Речевая логическая задача: «Вова с мамой пошли в лес, и Вова увидел, что там растут колокольчики. “Мама, – попросил мальчик, – давай нарвем цветов”. “Нет, нельзя” – ответила мама. Почему мама не разрешила Вове сорвать цветы?».

 

Форма протокола обследования знаний детей

 

Фамилия, имя ребенка ____________________________________

 

Возраст (полных лет, месяцев) _____________________________

Дата__________ _________________________________________

 

Задания   Особенности  
Ответ ребенка проявлений  
п/п экспериментатора  
  и действий ребенка  
       
         
         
и т.д.        

 

Определяем показатели знаний и критерии (меры, степени проявления показателя) оценки.

 

Показатели знаний (П.Г. Саморукова):

 

- полнота: характеризует объем(количество)знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу определенной программы детского сада.

 

1 балл – отсутствие знания;

2 балла – до 1/3 требуемого объема;

3 балла – до 1/2 требуемого объема;

 

4 балла – в соответствии с требуемым, с 1–2 ошибками;

5 баллов – полное, в соответствии с эталоном;

- обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения.

1 балл – отсутствие;

 

2 балла – оперирует только конкретными единичными зна-ниями;

 

3 балла – первичное обобщение типа «вид–род»;

 

4 балла – обобщение «вид–род» более 1/2, отдельные случаи более высокого уровня;

5 баллов – обобщение на уровне понятий эмпирического и предметного характера;

- доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания усвоенного знания дошкольниками, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение

 

учебной задачи. Мера доказательности – отношение коли-чества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.

 

1 балл – отсутствие аргументов;

 

2 балла – аргументы на несущественном основании. Смена направления анализа, отсутствие оперирования причинно-следственными связями;

 

3 балла – последовательная аргументация на несущественном основании, оперирование причинно-следственными связями единично, случайно;

4 балла – аргументация на несущественном основании. Оперирование причинно-следственными связями неполно, с 1–

2 ошибками;

5 баллов – аргументация на существенном основании, владение причинно-следственными связями на уровне эталона;

 

- гибкость, подвижность: характеризует умение дошкольника оперировать знаниями в новых условиях, умение менять точку зрения, привычные ассоциации. В сочетании с обобщенностью гибкость дает возможность находить новые способы решения учебных задач, переключаться с одного способа на другой, использовать понятия, методы и приемы учебной деятельности в других видах деятельности.

1 балл – отсутствие;

 

2 балла – «близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками;

 

3 балла – «близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное;

4 балла – перенос с конкретного на обобщенное;

 

5 баллов – «далекий» перенос, свободный в пределах как эмпирического, так и теоретического знания;

- умение устанавливать причинно-следственные связи:1 балл – не может;

2 балла – устанавливает прямые непосредственные связи. Не определяет причину и следствие;

3 балла – устанавливает не более одной промежуточной связи.

 

Не определяет причину, следствие;

 

4 балла – устанавливает промежуточные связи не более двух;

ошибки в определении причины, следствия;

5 баллов – устанавливает 4–5 промежуточных связей. Определяет причину, следствие, оформляет в схему.

 

Оценка может быть и более простой, по 3-балльной системе (а не по 5-балльной).

1. Определяем валидность – количество измерений, доказательных для исследования явления (1, 2, 3,…). Как правило, достаточно бывает одного измерения.

 

2. Составляем диагностические задания (вопросы, педагогические ситуации и т.п.).

3. Определяем методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, самостоятельная или контрольная работа и т.п.).

 

4. Определяем количественную обработку результатов диагностики. Составляем таблицы (см. табл. 8, 9).

            Таблица 8  
  Содержание диагностических заданий    
             
Содержание   Цель   Эталон ответа  
задания      
           
Признаки осени в Выяснить знания признаков Осенью солнце ниже, чем  
последовательности, сезона и устанавливать при- летом. Дни становятся  
с которой они насту- чинно-следственные связи короче. Наблюдается по-  
пают         холодание. Идет дождь  
          или мокрый снег. Охлаж-  
          даются вода в водоемах и  
          почва. У деревьев начина-  
          ется листопад. Исчезают  
          насекомые.    
Чем отличаются на- Выяснить умение видеть У насекомых тело разде-  
секомые от других существенные признаки, лено на три части, есть  
животных?   сравнивать   шесть ног. Ноги и крылья  
          прикреплены к груди.  

 

Количество заданий и степень сложности зависят от возраста детей и целей исследования. На основании ответов детей состав-ляется сводная таблица (см. табл. 9), где знания каждого ребенка оцениваются средним баллом и дети делятся (условно) на три группы (уровня). Уровень знаний в баллах: высокий – 70–100; средний – 40–69; низкий – 20–39.

 

                                    Таблица 9  
Количественная характеристика базы знаний детей, балл  
                                         
Фами-             Вопросы               Об- Уро-  
лия,   1-й     2-й       3-й     4-й   щий  
имя П О Д Г П О Д Г П О Д Г П О Д Г балл вень  
   
                                         
Васин                                     Сред-  
Иван   ний  
                                     
                                         

 

На основании данных таблицы высчитываем в процентах, сколько детей на данном этапе относится к каждому уровню, и составляем круговую или прямоугольную диаграмму (см. рис. 13).

54%

 

               
  311%         – низкий  
  15%       – средний  
           
     
          – высокий  
               
               
               

 

15%

 

54%

 

31%

 

 

Рис. 13. Прямоугольная и круговая диаграммы

 

уровня знаний дошкольников, %

 

Не следует одни и те же данные повторять в разных видах изображений. На основании данных таблицы можно составить не только диаграммы, но и график (см. рис. 14).

 

,балл                      
                     
                     
знаний                   Ряд1  
                   
                   
                  Ряд2  
                     
Уровень                    
                     
                     
                    10 11  
    Порядковый номер ребенка  

Ряд 1 – констатирующий эксперимент Ряд 2 – контрольный эксперимент

 

Рис. 14. Динамика уровня знаний дошкольников

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.