Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







на констатирующем и контрольном этапах эксперимента





 

Таблицы, схемы, диаграммы, графики и другие иллюстратив-ные материалы должны иметь порядковую нумерацию и краткие заголовки, поясняющие их содержание. На таблицы, схематиче-ские материалы из других источников делаются ссылки.

 

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ

 

Содержание задания: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ре-бенка в труде и качество труда.

Для диагностики следует подготовить комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рых-ление); набор оборудования, необходимого для данного труда и не нужного для него; картинки с изображением трудового обору-дования, трудовых действий; игровой персонаж.

 

 

Схема изучения развития трудовой деятельности детей. Методика обследования

 

1. Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, постав-ленную взрослым. Выявить характер мотивации труда.

 

Методика диагностики. Воспитатель дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной: 1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»);

 

2) практическая («Помоги мне (или дежурному), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль»); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребенок не принимает предшествующую.

 

2. Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.

Методика диагностики. Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.


 

3. Выяснить, способен ли ребенок предвидеть результат труда. Методика диагностики. Ребенок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ними.

 

4. Выявить, умеют ли дети планировать трудовой процесс в соответствии с целью труда (уборка пыли с растений).

Методика диагностики. Дать ребенку задание рассказать опоследовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить. (Можно дать задание в виде игры «Путаница»).

 

5. Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.

Методика диагностики. Предложить ребенку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления поч-вы и др.).

 

6. Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений. Методика диагностики. Дать задание показать Незнайке (или

другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Детям старшей и подготовительной к школе групп дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажите, как надо посадить, чтобы оно выросло».

 

7. Выявить, умеет ли ребенок соотносить результат труда с целью.

Методика диагностики. Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось?


 

 

В ходе диагностики студент заполняет протокол, внося в него обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой дея-тельности по уходу за живыми объектами.

 

      Форма протокола      
               
      Оценка деятельности детей    
  Задание Оценка и в ходе выполнения заданий    
степень самостоятельности      
экспери- действия качество    
п/п   в выполнении культура  
ментатора детей в планировании выполнения  
      трудового труда труда  
        процесса    
             

 

Уровни развития трудовой деятельности детей

 

По уходу за живыми объектами

 

I. Низкий. Ребенок не принимает цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации, самостоятельно ее не ста-вит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует примеру взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.

II. Средний. Ребенок принимает цель труда при условии игровой или практической мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно; некоторые – при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.

 

III. Высокий. Самостоятельно способен поставить цель труда; принимает цель, мотивированную не только игровой и практической, но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.


 


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ

 

Отношение детей выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения – поведенческие, которые сочетают практические действия и поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента – специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

 

Критерии оценки отношения детей к окружающему миру:

Осознанность, проявляющаяся в оценке и объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений и суждений, в понимании и предвидении последствий хороших и плохих поступков.

 

Действенность, выраженная в умении видеть состояние растений и животных, окружающих людей, в стремлении оказать необходимую помощь, адекватную состоянию объекта, в желании участвовать в природоохранительных акциях, субботниках и других делах, направленных на создание чистоты, красоты и порядка в социоприродной среде.

 

Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе

 

к получению информации опосредованным путем и в процессе общения с объектами; в стремлении воспринимать красоту окружающего мира и отражать свои эстетические впечатления и переживания в различных видах художественно-творческой деятельности; в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам социоприродной среды.

 

Результат выполнения задания ребенком оценивается по 3-балльной системе. Это помогает выявить уровень отношения детей группы в начале учебного года и учитывать его в дальнейшей


 


работе, планируя индивидуальный подход к дошкольникам низ-кого и высокого уровней отношения к природе.

 

Задание 1. Цель:выявить характер отношения ребенка к животным, растениям в естественных условиях.

Методика диагностики: используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

 

Задание 2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика диагностики: используются наблюдения за отношением детей к живым организмам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из объектов нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются матетриалы для занятия другими видами деятельности (изобразитель-ной, игровой и т.д.). Это позволит создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем он хочет. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи животному, растению, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: как себя чувствует живой объект (называется)? как ты это узнал? как ему можно помочь? хотел бы ты помочь животному или растению? почему ты хочешь ему помочь?

Задание 3. Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Методика диагностики. Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому объекту и другим, более привлекательным, занятием.

 

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимся в помощи животным или растениями. После принятия дошкольниками задания его зовут играть. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

 

Диагностическое обследование детей должно быть хорошо подготовлено, четко организовано и, по возможности, необременительно для детей и воспитателя. Целесообразно, чтобы в нем участвовало двое проверяющих. Один беседует с ребенком, дает ему задания, другой фиксирует результаты. Перекрестный опрос нежелателен. Все задания дети выполняют индивидуально. Остальные не должны видеть и слышать опрашиваемого. Проверочные задания строятся не как опрос, а как разговор, игра, чтобы ребенку было интересно. Все обследование необходимо завершить в сжатые сроки (7–10 дней). Полученные данные сразу обрабатываются (проставляются баллы, сравниваются в эталоном), а потом суммируются в целом, т.е. выявляется картина представлений о природе, отношения каждого ребенка и группы в целом.

 

Задание 4. Цель: выявить умение осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или не бережного отношения.

 

Методика диагностики. С ребенком проводится беседа после выполнения им всех вышеописанных заданий.

1. Ты бережно или не бережно относишься к природе?

 

2. Если ребенок считает, что он бережно относится к природе, предложить ему рассказать, что и как он делает.

3. После рассказа спросить: «Кто учит тебя бережно относиться к природе?»

4. Если ребенок ответил, что он не бережно относится к природе, предложить ему назвать конкретные случаи такого отношения.

 

Рассказы детей записываются. При анализе оценку ребенком своего отношения к природе следует соотнести с фактическим отношением его к природе, проявляющемся ежедневно в поведении на участке ДОУ, в отношении к обязанности дежурного в уголке природы и т.д.

 

 


 

Литература для самостоятельной работы

 

1. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Самору

 

ковой. – СПб., 1998.

2. Моисеева Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании. – Екатеринбург, 1996.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

4. Мы: Программа экологического образования детей / Сост. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб., 2001.

 

5. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь, 2001.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. М., 2005.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.

8. Теория и методика экологического образования детей// Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям для студентов I курса очной и заочной форм обучения педагогического факультета/сост. О.Ю.Батурина. – Тверь, 2008.

9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2008, 2010.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.