Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)





ОТЧЕТ

о лыжном спортивном туристском походе

4 (четвёртой) с элементами 5 (пятой) категории сложности

по Приполярному Уралу

совершенном группой ТК ННГУ «Абрис»

в период с 02 по 24 марта 2012 года.

 

Маршрутная книжка № 3/12

Руководитель группы: Пудеев

Андрей Александрович

Н.Новгород, Московское шоссе, д.17, кв.4,

тел.: 241-61-49, 8-904-397-42-62,

e-mail: tknngu@yandex.ru

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия Нижегородского областного туристского клуба (152-00-455650100) рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _________________ категорией сложности.

 

 

Отчет использовать в библиотеке Нижегородского областного туристского клуба.

 

 

Судья маршрутной квалификации ________(подпись)___________(Фамилия, И.О.)

 

Штамп МКК

 

 

Нижний Новгород

2012 г.


Содержание.

Стр.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

1.1. Проводящая организация....... 3

1.2. Место проведения........ 3

1.3. Общие справочные сведения о маршруте..... 3

1.4. Подробная нитка маршрута....... 3

1.5. Определяющие препятствия маршрута...... 3

1.6. Ф.И.О., адрес, руководителя и участников,их опыт и обязанности в группе. 4

1.7. Адрес хранения отчета........ 5

1.8. Поход рассмотрен МКК........ 5

Содержание отчета

2.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения,

особенности, новизна и т.п......... 6

2.2. Варианты подъезда и отъезда и другие полезные сведения... 7

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты... 7

2.4. Изменения маршрута иих причины...... 8

2.5. График движения........ 8

2.6. Категорирование маршрута....... 10

2.7. Техническое описание прохождения группой маршрута... 12

2.8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.. 24

2.9. Дополнительные сведения о походе..... 24

2.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств пере­движения.. 25

2.11. Сокращения.......... 25

 

Заключение. Выводы......... 25


1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

 

1.1. Проводящая организация: Туристский Клуб Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского «Абрис», пл. Минина, 4, Музей ННГУ, отдел этнографии, ауд 012, тел. (831) 419-47-66, http://vkontakte.ru/club1347218, http://tknngu.nnov.ru, http://www.unn.ru/ovr/pages/tourist_club.html, tknngu@yandex.ru, tknngu@mail.ru, Нижегородская региональная общественная молодежная организация «Союз Студентов Нижегородского Государственного Университета», 603091, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, общ. №5 (офис-центр), офис №15, тел./факс: (831) 465-72-05.

 

1.2. Место проведения: Россия, Приполярный Урал. Мар­шрут про­ле­гает в Республике Коми (Интинский район) и Ханты-Мансийском автономном округе (Берёзовский район).

 

1.3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма Категория сложности Протяжённость активной части Продолжительность Сроки про­хождения маршрута
общая ходовых дней
лыжный 4 с элементами 5* 293 км в зачёт 273 км 18 дней (16)** 17 дней (15)** 05.03.2012-22.03.2012***

* - заявлялся как третья с элементами четвёртой, однако после категорирования, к.с. была повышенаю кмий райононом автономном округе () по 450 г.

.

** - У двух участников маршрут закончился на два дня раньше, чем у остальных троих (подробности смотри в техническом описании).

*** - сроки похода с учётом заброски-выброски следующие: 02.03.2012 – 24.03.2012.

 

1.4. Под­роб­ная нитка мар­шрута: Инта – База Желанная – оз. Верхнее Балбанты – РВ в. Карпинского (с перевала Голубые Озёра по гребню, 2А, 1803 м) – РВ в. Народа (1895 м, 1А) – пер. Голубые Озёра (1260 м, 1А) – оз. Голубое – плато Руин (1240 м, 1Б) – долина реки Народы – пер. Центральный (1250 м, 1Б) – долина реки Манараги – РВ в. Манарага (1663 м, 1Б) – р. Косью – р. Косью (устье р. Вангыр, изба Мезенцева) – профиль – ст. Косью.

 

1.5. Определяющие препятствия маршрута (локальные):

Вид препят­ствия, наименование. Категория трудности Баллы Характеристика препятствия (характер, высота, новизна и т.п.) Путь про­хождения (для локальных препятствий)
Вершина Карпинского.     Гребневой маршрут: траверс с перевала Голубые озёра до седловины м/у вершинами 1446,2 м и 1373,2 м, расположенными к югу от в. Старуха-Из. Маршрут комбинированный: скально-снежный. Высота вершины 1803 м. С перевала Голубые Озёра - траверсом гребня до вершины – 2А, далее по хребту до перевальной седловины м/у вершинами 1446,2 м и 1373,2 м, расположенными к югу от в. Старуха-Из. Оттуда на запад – в долину р. Балбанъю.
Вершина Народа.   Маршрут с северного отрога, через плато. Маршрут снежный, летом – н/к. По левому орографически истоку Балбанъю до ледника Балбан, затем – на в.1345,4 м, далее на юг по ребру, а затем по плато до вершины. Спускались по распадку, ведущему к озеру под пер. Кар-Кар, далее по левому истоку вниз до лагеря.
Перевал Голубые Озёра (№23, Карпинского)   В данное время года – снежный. Со стороны озёр Верх. Балбанты на сторону озера Голубого (д.р. Карпин-Шор).
Перевал Плато Руин.   Снежно-осыпной. Со стороны озера Голубого (д.р. Карпин-Шор) на сторону д.р. Народа.
Перевал Центральный (№22, Голубые Надежды).     Ледово-снежный перевал. 1000 м высотой. Со стороны д.р. Народа в д.р. Манарага (левый исток).
Вершина Манарага.   Высота 800 м, маршрут комбинированный скально-осыпно-снежный. Из долины реки Манарага на гребень перевала студенческий, долее по гребню до первого зуба. Спуск по пути подъёма.

 

 

1.6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе:

Фамилия, имя, отчество Год рождения Место работы/ учёбы Домашний адрес, телефон Походный опыт Обязанности в группе
  Пудеев Андрей Александрович   ННГУ, вед. инженер. г. Н. Новгород, Московское шоссе, 17-4; тел. 241-61-49; 8-904-397-42-62; turgrupparadiant@yandex.ru 2 с эл. 4Л-Р (Полярный Урал, 2009), 2Л-Р (Ю.Урал, 2008), 3П-Р (Прип. Урал, 2008), 1 с эл-ми 5Л-Р (Ю.Урал, 2011), 3Г-Р (Кавказ, 2011) Руководитель, завхоз, казначей, штурман, видео, фотограф.
  Шаров Алексей Александрович   ИП г. Н. Новгород, ул. Таганская, д. 8/1, кв. 66 2 с эл. 4Л-У (Полярный Урал, 2009), 1 с эл-ми 5Л-Р (Ю.Урал, 2011), 3Г-У (Кавказ, 2011) Санинструктор, снаряженец, видео.
  Горшков Андрей Александрович   Студент ННГУ г. Н. Новгород, Южное шоссе, 16-25; т. 256-68-06 2 с эл-ми 3Г-У (Кавказ, 2010), 3Г-У (Кавказ, 2011), 1 с эл-ми 5Л-Р (Ю.Урал, 2011) Хронометрист, секретарь, метеоролог, фото.
  Мёдов Александр Сергеевич   б/р г. Н. Новгород, ул. Комсомольская, 33-41; тел. 293-17-39 1Г-Р (Кавказ, 2010), 1 с эл-ми 5Л-Р (Ю.Урал, 2011) Ответственный за палатку, костровой, повар.
  Яковлев Артём Валерьевич   ООО «Север-Авто» г. Н. Новгород, ул. Усилова, 3-101 3П-У (Приполярный Урал, 2008), 1 с эл-ми 3Л-У (Ю. Урал, 2009), 2 с эл-ми 3 (Пол.Урал, 2011) Газовщик, реммастер, видео.

 

 

1.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета (если таковой имеется):

· Нижегородский Областной Туристский Клуб: 603005, Н.Новгород, ул.Алексеевская, 24-В, тел./факс (831)-434-38-49, тел. (831)-278-42-72

· Туристский Клуб ННГУ им Н.И. Лобачевского: 603022, Нижний Новгород, пл. Минина, 4, Музей ННГУ, Отдел этнографии (ауд. 012), тел.: (831) 419-47-67; http://vkontakte.ru/club1347218, http://tknngu.nnov.ru, http://www.unn.ru/ovr/pages/tourist_club.html.

 

1.8. Поход рассмотрен МКК Нижегородского Областного Туристского Клуба, шифр полномочий: 152-00-455650100.


Содержание отчета

 

2.1. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.:

Основной идеей маршрута было исследование района озёр Верхних Балбанты и окрестностей высочайшей вершины Урала – Народы, в частности, восхождение на вершину Карпинского и прохождение траверса всего её массива как минимум до вершины 1513,6 м. Заметную роль в планах играли также восхождения на Народу и Манарагу и прохождение кольца мало посещаемых зимой перевалов (Голубые Озёра, Плато Руин, Центральный) вокруг Народы. Но главный интерес, несомненно, представляло восхождение на Карпинского по гребню с перевала Голубые Озёра.

Логически маршрут может быть разбит на две примерно равные части, из которых первая захватывает горно-тундровые районы (участок База Желанная – д.р. Манарага, 1-9 дни) и является наиболее насыщенной локальными препятствиями (ЛП), а последняя в основном пролегает уже по таёжной зоне (Манарага – Косью, 9-18 дни). Причём каждая из этих частей может быть, в свою очередь, разбита ещё на два подэтапа, отличающихся спецификой и соответственно тактикой прохождения маршрута. Также это накладывало свою специфику на особенности снаряжения.

Ниже мы рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.

1. Этап Ia. В долине реки Балбанъю. База Желанная – оз. Голубое. Дни 1-6. Данный этап включает в себя подход к району расположения основных вершин и перевалов Центральной части, планировавшихся к прохождению, однако центральным же лейтмотивом его является восхождение на высочайшие вершины Уральских гор и выполнение главной задачи похода - прохождения траверсом массива вершины Карпинского. Поскольку район расположения вершин тут довольно компактен, группой был установлен базовый лагерь, чуть ниже озера Нижнее Верхнее Балбанты, из которого совершались радиальные выходы (РВ) и в котором группа ночевала 4 ночи, провела одну днёвку. Способствовал такому тактическому решению и заметный стартовый вес рюкзаков и санок совокупно составлявший у разных участников от 40 до 50 кг. Готовили на мультитопливных горелках и ставили палатку «по полярному», строя мощную ветрозащитную стенку и копая яму. И хотя сильных ветров во время нашего там пребывания не было, очень плотный ветровой наст указывает на то, что такие ветра здесь не редкость. На данном этапе было совершено два восхождения, согласно плану, на вершины Народа и Карпинского.

2. Этап Iб. Кольцо перевалов вокруг Нарды. Озеро Голубое – долина реки Манараги. Дни 6-9. Этот этап, проходящий также в горно-тундровой зоне, характерен сквозным прохождением трёх категорийных (1А, 1Б и 1Б) перевалов. Готовили также на бензине и ставили палатку «по полярному». Однако, в отличие от первого этапа, каждый день приходилось ставить лагерь в новом месте, поскольку группа перемещалась со всем своим скарбом. Вес на этом этапе уже немного уменьшился, однако всё ещё был заметен.

3. Этап IIa. Долина реки Манарага. Дни 9-11. Группа наконец-то вошла в зону леса. Дальше все ночёвки осуществлялись в таёжной зоне. Пищу готовили на кострах, палатку обогревали печкой, у которой приходилось дежурить по ночам. Отпала необходимость в ветрозащитных сооружениях и рытье ямы для установки палатки, её ставили прямо на снег. Однако необходимо было рыть костровую яму и заготавливать дрова, в том числе и для печки. На данном подъэтапе был осуществлён один выход выше зоны леса – восхождение на вершину Манарага, с возвращением к вечеру в лагерь, расположенный в долине реки Манарага.

4. Этап IIб. Долина реки Косью. Дни 12-18. Группа продолжает идти по тайге, движение осуществляется непосредственно по руслу, по люду, а там, где это невозможно - непосредственно вдоль него. Вдоль реки можно встретить лыжню или буранный след, но они есть не на всём продолжении русла, часто сворачивают в сторону. Начиная от устья Вангыра (Изба Мезенцева) группа двигалась по так называемым «буранкам» - снегоходным дорогам, функционирующим в зимнее время, ведущим по профилям и отводящим далеко в сторону от реки. Путь до станции по ним короче, чем по беспорядочно петляющему руслу. На этом участке маршрута, наиболее протяжённом, нужно отметить, есть возможность ночевать в избах и балках, которые встречаются на пути с завидной регулярностью. Но нужно знать их расположение, чтобы правильно планировать дневные переходы. Мы ночевали всего в двух домиках – на устье Зыбкыланъёля и на устье Вангыра (изба Мезенцева) из-за того, что не знали расположения домиков и того, в каком состоянии они находятся. Однако сейчас эта информация нам доступна.

 

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Заброска: поездом №090 Горький-Воркута (отпр. 16-10) до Инты (1567,5 руб.), затем на вахтовке (заранее заказанной в администрации НП «Югыд-Ва» совместно с двумя другими группами) до базы геологов Желанная (на 5 человека 6600 руб.);

Выброска: Выбрасывались из Косью местным поездом до Печёры (143 руб.), затем часть группы прямым поездом до Нижнего Новгорода (~1500 руб.), а остальные – с пересадкой в Кирове: Печора – Киров на поезде №375 (отпр. 23.03 в 03.40, 1060,7 руб), Киров – Н.Новгород на скоростном электропоезде (566 руб.).

 

Маршрут большей своей частью пролегает по территории Национального Парка «Югыд-Ва». Для посещения парка требуется получить разрешение в одном из его отделений. Мы получали в Инте. Все вопросы можно решить по телефонам в Инте: 8(82145)62093, +7-912-9530231 (Буга Ольга Викторовна), контактная информация есть также на сайте Национального Парка.

 

В Инте мы провели сутки, жили в гостинице «Северянка», ул. Горького, д.9, телефоны 8(82145)61511, +7-495-989-20-26. Жили в двух номерах, трёхместном (1230 руб., по 410 руб. с человека) и двухместном (1020 руб., по 510 руб. с человека).

 

В Печоре в ожидании поезда часть группы жила в гостинице на вокзальной площади (1000 руб. с человека), три же более мудрых участника сняли комнату отдыха на 12 часов в здании вокзала за гораздо более скромную сумму (1080 руб. за троих, плюс пользование душем 225 руб. за троих).

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута:

В связи с малонаселённостью местности, быстрые аварийные сходы с маршрута затруднены, что накладывает дополнительные требования к подготовке и надёжности группы. Вплоть до долины Манараги, оптимальным, на мой взгляд, является возвращение через перевал Кар-Кар на базу «Желанная», после устья Манараги, впадения её в Косью, проще пытаться добраться до Косью. На реке есть вероятность встретить егерей Нацпарка или рыбаков на снегоходах и обратиться к ним за помощью. Могу рекомендовать иметь в группе спутниковый телефон, чтобы иметь возможность вызвать в случае необходимости спасательный вертолёт.

2.4. Изменения маршрута и их причины:

Некоторые изменения были внесены в маршрут после восхождения на Манарагу. После подсчёта баллов за пройденные ЛП, выяснилось, что маршрут уже превысил заявленную категорию сложности, поэтому было принято решение исключить из маршрута вершину Колокольня и перевал Двойной восточный.

В остальном маршрут пройден без изменений в заявленные сроки.

 

График движения.

Дни пути Дата Участок (от – до) Протяжённость Перепад высот Чисто ходовое время Метеоусловия
  05.03.2012 База Желанная – оз. Бол. Балбанты 8,5 км 0 м 1 час 5 минут t(19:00) = -23°C t(ночь) = -25°C Ветра нет, облачно с прояснениями, вечером ясно, легкая дымка.
  06.03.2012 оз. Бол. Балбанты – оз. Верхние Балбанты 14 км 250 м↑ 5 часов 5 минут 6:00 по ощущениям ночью было холодно t(9:00) = -15°C t (06:00)=-24°C, t(21:00)=-18,5°C Ветра нет, облачно с прояснениями, вечером ясно, легкая дымка.
  07.03.2012 РВ траверс массива Карпинского (2А) 25,5 км 903 м↑ 1032 м↓ 129 м↑ 13 часов 55 минут t(2:30) = -17°C, переменная облачность, слабый ветерок.  
  08.03.2012 днёвка 0 км 0 м 0 часов 0 минут t(12:30 в палатке) = -2°C t(12:30 улица) = -10,5°C переменная облачность, лёгкий ветерок, тепло  
  09.03.2012 РВ восхождение на в. Народа (1А) 25 км 995 м↑ 995 м↓ 8 часов 10 минут t(5:30 в палатке) = -11°C t(6:30 в палатке) = -8°C t(7:00 в палатке) = -6,5°C t(7:30 улица) = -18°C ясно, ветра нет 9:00 19:00 в лагере ясно, видели северное сияние, поднимается ветер со стороны перевала, ночью ветер стих.
  10.03.2012 оз. Верхние Балбанты – пер. Карпинского (Голыбые озёра, 1А) – оз. Голубое 6,5 км 360 м↑ 110 м↓ 4 часа 50 минут t(7:30 улица) = -15°C, 9:00 ясно, тепло, ветра нет, 13:30 с перевала слабый ветер, 20:30 ясно, очень яркие звёзды.
  11.03.2012 оз. Голубое – плато Руин (1Б) – д.р. Народа 8 км 401 м↓ 4 часа 35 минут t(8:00 улица) = -21°C, 14:05 солнечно, жарко, ветра нет
  12.03.2012 д.р. Народа – пер. Центральный (Голубые Надежды, 1Б) – д.р. Манарага 8 км 430 м↑ 350 м↓ 5 часов 5 минут t(7:30 в палатке) = -14°C t(7:40 улица) = -22°C 13:00 появляются облака
  13.03.2012 д.р. Манарага 24,5 км 400 м↓ 5 часов t(7:00 в палатке) = -8°C t(10:00 улица) = -13°C t(20:00 улица) = -15°C t(21:20 улица) = -17°C
  14.03.2012 РВ на в. Манарага (1Б) 16 км 1162 м↑ 1162 м↓ 7 часов 45 минут t(днём на улице) = -6°C t(17:30 улица) = -13°C переменная облачность, на вершине сильный ветер.
  15.03.2012 д.р. Манарага – руч. Профиль Манараги 16,5 км 100 м↓ 3 часа 45 минут t(9:30 улица) = -7°C переменная облачность, ветра нет; Т(20:20)=-17ºС, ветер лёгкий, временами слабый, ясно, дымка, перисто-слоистые облака.
  16.03.2012 руч. Профиль Манараги – устье р. Капкан-Вож 21,5 км См. сумму 5 часов 50 минут t(8:00 улица) = -14°C облачно, ветра нет, 18:00 небо проясняется, ветра нет, Т20:00=-18ºС, погода: ясно, ветер временами тихий.
  17.03.2012 устье р. Капкан-Вож – р-н устья р. Нидысей 16,5 км См. сумму 5 часов 25 минут t(9:30 улица) = -17°C ясно, ветра нет; t(20:00 улица) = -20°C, прозрачность высокая, весь день ясно.
  18.03.2012   р-н устья р. Нидысей – устье р.Зыбкыланъёль 25 км См. сумму 5 часов t(9:00 улица) = -20°C ясно, ветра нет t(18:00 улица) = -18°C Ясно, ветра нет.
  19.03.2012   устье р.Зыбкыланъёль – руч. Ошъёль 14,5 км См. сумму 4 часа 45 минут t(18:00 улица) = -10°C t(21:00 улица) = -18°C Ясно, ветра нет.
  20.03.2012   руч. Ошъёль – устье р. Вангыр 22 км См. сумму 4 часа 35 минут t(6:00 улица) = -22°C t(19:00 улица) = -10°C Ясно, ветра нет.
  21.03.2012   устье р. Вангыр – р-н острова Лосиный 33 км См. сумму 8 часов 5 минут t(7:00 улица) = -30°C, Ясно, ветра нет.
  22.03.2012 р-н острова Лосиный – ст. Косью 8 км Сумма за 7 дн. 300 м↓ 2 часа 30 минут t(6:00 улица) = -30°C t(11:00 улица) = -12°C Ясно, ветра нет.
Итого: 293 км (273,5 км в зачёт) 4229 м↑ 4850 м↓ ∑9079м 95 часов 25 минут  

Средняя скорость движения: ~3,07 км/ч

Категорирование маршрута.

Категорирование маршрута производится по: Приложению 3 к «Правилам соревнований по спортивному туризму» (далее – Правила). Методика категорирования лыжных маршрутов (Вариант 6 от 23.09.05), подготовил М. Васильев, с учётом предложений Н. Носкова (Миасс), С. Пугачёва (Челябинск), О. Жигарева (Новосибирск) и Д. Тиунова (Екатеринбург) (Далее - Методика).

1. Как указано выше, протяжённость маршрута составляет 273,5 км, что немногим больше минимальной нормативной протяжённости похода 6 к.с., составляющей 270 км, однако продолжительность похода меньше минимальной нормальной продолжительности для похода 6 к.с. (20 дней) и скорее соответствует походу 5 к.с. (16-20 дней).

2. В соответствии с величинами протяженности П (273,5 км) и продолжительности t (18 дней) категорируемого маршрута ориентировочно определяем его категорию сложности как 5.

3. Определяем суммарный перепад высот В на маршруте. Величину В необходимо подсчитывать включая все подъёмы и спуски, а затем суммировать (при этом перепады высот менее 100 м не учитываются): В = ∑Вi = 9,079 км.

4. Локальные препятствий пройденные на маршруте: вершина Карпинского 2А (кольцевой выход), вершина Народа – 1А - радиально, перевал Голубые Озёра 1А, перевал Плато Руин 1Б, перевал Центральный 1Б, вершина Манарага 1Б - радиально. Итого: 1А – 2 (из них 1 радиально), 1Б – 3 (из них 1 радиально), 2А – 1 (кольцевой выход). Согласно таблицам 1 и 2 Методики, количество и сложность данного набора препятствий соответствуют 4 к.с.

5. Определяем количество баллов за совершенную работу Т по преодолению зачетных ЛП на маршруте (см. таблицу 1.7 первой части данного отчёта): 6+2+2+4+4+4. Однако, согласно п.11.2. и таблице 1 методики набор препятствий, пройденных радиально, для 4 к.с. состоит из 1х1Б и 1х2А, следовательно РВ на Народу 1А не может быть зачтён в качестве зачётного ЛП.

6. Подсчитываем суммарную величину технической работы, затраченной на преодоление ЛП маршрута: Т = ∑ Тi = 6+2+4+4+4 = 20 балла. Она соответствует максимальной работе для 4 к.с. (20 баллов), но не достигает минимальной работы для 5 к.с. (26 баллов).

7. Проводим подсчет величины фактической «технической суммы»: ТС = В + Т = 9,079 + 20 = 29,079 ≈ 29 > ТСmax = 25 для 4 к.с.. Техническая сумма данного маршрута больше чем максимальная для 4 к.с., но меньше минимальной для 5 к.с. (35), что соответствует 4 с элементами 5 к.с., согласно таблице 1 Методики.

8. Сравниваем полученные значения Т = 20 и ТС = 29 с их максимальными значениями для 4 категории сложности маршрута, составляющими 20 и 25 соответственно.

9. Определяем фактическую величину эквивалентной протяженности маршрута ЭП = П + К х ТС = П + 5 * (B + Т) = 273,5 + 5 * 29 = 418,5 км.

10. Сравниваем полученную величину эквивалентной протяженности маршрута ЭП = 418,5 км с требованиями таблицы 1 Методики, учитывая п.11.8 Методики, и получаем, что по данному параметру маршрут соотвествует 5 к.с. (ЭП в интервале от 400 до 500 км). Но для 4 к.с. в связи с наличием «лишних» дней ЭПл max(4кс) получается равной ЭПл max(4кс) = 360+18*2=396.

Однако, поскольку набор препятствий не соответствует этой категории трудности (нет 2А), то значит маршрут может быть оценён 4 к.с. с элементами 5 к.с..

Таким образом, делая выводы из всего вышесказанного, определяем сложность похода как четвёртая с элементами пятой (4 с элементами 5 к.с.).

Данный расчет справедлив для двух членов группы: Пудеева и Горшкова, участвовавших в восхождении на Манарагу и продолжительность похода у которых составляет 18 дней.

Для Мёдова (не участвовал в восхождении на Манарагу, продолжительность похода – 18 дней) расчет будет следующим:

1. П=108,5+157=265,5 км.

2. Т=18 дней

3. В=6,755 км

4. 2А(РВ)+1А(РВ)+1А+1Б+1Б

5. 6+2+4+4=16

6. Т=16

7. ТС=16+6,755=22,755

8. Тmin4кс(12баллов)<Т(16)<Тmax4кс (20баллов),

ТСmin4кс(17баллов)<ТС(22,755)<ТС max4кс(25баллов)

9. ЭП=265,5+5*22,755=379,275

10. ЭПл max(4кс) = 360+18*2=396, т.о. ЭП< ЭПл max(4кс), а, значит, поход может быть зачтён 4 к.с.

 

Для Яковлева и Шарова (участвовали в восхождении на Манарагу, но сошли с маршрута на 2 дня раньше – продолжительность 16 дней) расчет будет следующим:

1. П=116,5+116=232,5 км

2. Т=16 дней

3. В=9,079 км

4. Т=20 баллов

5. ТС= 29 баллов

6. ЭП=232+5*29=377

7. ЭПmin5кс=400, ЭПmax4кс=360, т.о. 4 с элементами 5 к.с.


2.7. Техническое описание прохождения группой маршрута. Время в техническом описании и дневнике указано московское.

 

День 1.

05.03.2012

7:00 проснулись в гостинице.

8:00 выехали из Инты.

14:45 прибыли на Желанную.

Доехали до Желанной: штук шесть вагончиков-бытовок у подножия хребта. Выгрузились, сделали групповое фото и двинули вверх по долине р. Балбанты.

15:20 – переход – 15:35.

15:40 – переход – 16:30.

Вскоре мы решили встать на ночь в зарослях мелких деревьев и кустарника, на речке между кустов, есть дрова – хорошее место, безветренное.

Растянули палатку, сготовили на костре ужин. Очень пригодился купленный костровой тросик <костротросик>.

t(19:00) = -23°C.

t(ночь) = -25°C.

Облачно, ветра нет.

Общее ходовое время 1 час 5 минут.

 

День 2.

06.03.2012

 

В 6:00 проснулись, по ощущениям ночью было холодно. В 7:30 – завтрак.

t(9:00) = -15°C.

Весь день шли по дороге вверх по долине реки Балбанты. Видели другие группы, одна из которых растянулась так сильно, что когда мы догнали первых, они уже поставили палатку, вскипятили чаю, а «хвосты» мы обогнали часа 1,5-2 назад и в пределах видимости (а это около 3-4 км) их не наблюдалось.

Подъём по дороге плавный, продолжается они почти до самых верховий долины, до тех мест, где река Балбанты образуется из нескольких истоков, берущих своё начало под перевалами Кар-Кар, Голубые озёра и г.Карпинского. Двигаться довольно легко, несмотря на большой стартовый вес и отсутствие пока походной акклиматизации.

Поставили лагерь чуть ниже северного из двух озёр Верхних Балбанты, невдалеке от большой наледи. Вначале малость покружили и набрали по высоте лишнего, пока искали место получше, с достаточно глубоким снегом, чтобы поставить «Зиму» «по полярному», то есть с ветрозащитной стенкой и в яму. Мало ли какая погода будет. Ветровой наст в верховьях долины не хуже, чем на Полярном Урале, а тамошних ветров мы уже нахлебались в прошлые годы. Кроме того, предполагалось сделать из этого лагеря несколько радиалок, а значит ставили палатку на несколько дней, капитально. Вход расположили вниз по долине, сделав вывод о преобладающих ветрах по застругам, ямам выветривания и растительности. Окопались мы в долине ручейка, если не на самом русле, по крайней мере, невдалеке удалось палками пробиться до мокрого снега, или до воды. Встали, короче, хорошо. С погодой тоже пока всё нормально, хотя и нет уверенности, что так будет всегда.

Хронометраж:

10:30 – переход – 11:00

11:15 – переход – 11:45

12:00 – переход – 12:45 перекус.

13:15 – переход – 14:00

14:15 – переход – 15:00

15:15 – переход – 15:55

16:10 – переход – 16:25

16:30 – переход – 16:45

16:50 – переход – 17:30 встали на ночь, строим стену.

21:00 залезли в палатку.

Общее ходовое время 5 часов 5 минут.

 

День 3.

07.03.2012

 

В 6:00 проснулись, в 6:30 вылезли из спальников, в 8:00 завтрак.

Договорились проснуться пораньше – в 6:30, но Пудеев в одностороннем порядке изменил решение. В 6:00 прозвенел будильник, в 6:30 зашевелились и вылезли из спальников. Позавтракали в 8, долго собирались и вышли в 9:20, каждый взял по рюкзаку. Из снаряжения взяли 2 верёвки, 2 лопаты, 2 лавинных щупов, комплект френдов, аптечку и спальник с ковриком. Без тяжёлых рюкзаков и саночек шлось хорошо. За 3 перехода по пол часа дошли до перевала. Погода стояла вполне подходящая – переменная облачность, слабый ветерок, долгое время над хребтом висела туча, которая не двигалась. В 11:10 надели системы и начали подъём на перевал. Склон крутизной 20-30 градусов, первые 50 метров снег был рассыпчатый и пушистый, затем появился наст с небольшими надувами. Лёха с Тёмой надели кошки, остальные продолжили движение без них, держались ближе к камням. Андрей рубил ступени, мы с Саньком шли в три такта, в общем демонстрировали весь арсенал методов передвижения по снежно-ледовому склону. К 12 часам вышли на перевал, в общей сложности затратили на подъём чуть больше получаса ходового времени. Записку снимать не стали, нам ещё предстояло сквозное прохождение этого перевала. С санками всё будет значительно сложнее, скорей всего будем поднимать их на верёвках. Далее предстоял подъём на Карпинского по гребню (2А). Одна сторона гребня представляла собой сложные стенки (3-4 категория), с другой стороны склон 30-40 градусов занесённый снегом, но выступающими группами камней. Надели кошли, кто этого ещё не сделал, я по прежнему пытался обходиться без них (на бахилы кошки плохо налезают), держался камней. Спустя почти два ходовых часа вышли под скалы, перед этим пройдя два довольно крутых снежных участка вдоль камней (крутизна 40-45 градусов), наконец и я сдался и надел кошки. Впереди был виден ключевой участок – нож, но до него ещё предстояло добраться, мы были метрах в 30 ниже него. В 15:45 провесили первые перила (50 метров) от места под склоном до начала ножа. Я пошёл первый, Андрюха с Лёхой меня страховали. Подъём представляет из себя снежно-ледовый склон (44-50 градусов), на пути встретился большой валун, обошёл его по маленькой полочке справа, - пожалуй наиболее трудоёмкий участок, после этого шёл по замёрзшей сыпухе и снегу. По перилам поднялись Тёма и Санёк, Тёма начал страховать меня, я двинулся по ножу, за это время поднялись Андрей и Лёха. В 17 часов были готовы вторые перила (50 метров). Нож представлял из себя зубья и небольшие ступени в 2-3 метра. Поднялся Лёха и мы занялись следующими перилами (30 метров) – необходимо было пройти по полочке и подняться до скал. С этого места была видна вершина, находившаяся в 600-700 метрах, до неё шёл небольшой подъём (до 15 градусов), идти было легко и к 19 часам мы вышли на вершину. Взошла луна, сегодня полнолуние, светло. В течение 20 минут пишем записку и фотографируемся. Начинаем спуск, было два варианта, первый – пройти траверсом хребет и спуститься в удобном месте, второй (скорей всего более короткий) – спуститься по другому гребню хребта (1Б), далее через перевал и до лагеря. Мы выбрали первый вариант. По гребню идти не трудно, но за день мы устали и хотелось наконец-то вернуться в лагерь. По пути искали подходящее место для спуска. Тёма потянул связки на ноге и ему было тяжело идти. Как на зло, подходящего спуска всё нет, можно было бы спускаться практически в любом месте, если бы не снег и не ночь, мы шли дальше по гребню. Несколько раз на небе разгорались огни северного сияния – чудесное зрелище! Я мечтал увидеть северное сияние в этом походе и места сбылась. В 22:30 нашли пологий перевал, стали спускаться. Первые 40 метров прошли по перилам, опасаясь соскользнуть по льду. Оказалось, что спуск вполне приемлем, после ледового участка начиналась смёрзшаяся сыпуха вплоть до долины. К полуночи спустились с перевала. Идём в лагерь, остаётся пройти по долине, сильно устали. К палатке подошли в 2:10, растопили снега и попили чаю. Легли спать, мы с Лёхой решили всё-таки поужинать и сварили гречу, в 4:30 легли спать. Тяжёлый, но интересный гребень, первый раз увидели северное сияние, в общем мне понравилось!

 

Верёвок на гребень можно было бы использовать и больше. Перед первой верёвкой было около 100м сурового хождения по крутому (до 45°) снегу глубиной до 40 см. Благо, что ступени нормально держали на таком снегу. Рекомендовал бы ходить такой участок в связках с попеременной страховкой, т.к. иногда «очково». Впрочем, организовать страховку нормально было бы сложно и в случае срыва одного вероятность, что второй удержит, была неопределённой.

Спуск с перевала в долину осуществили в самом простом месте. Летом с трудом дотягивает до 1А этот склон. Но зимой дело усложняют снежные надувы. Нашли для спуска место, где небольшой скальный выступ (контрфорсик) резал склон, и из-за него не было в этом месте карниза. Но была проблема с закреплением перил: покатый мелкосыпушечный склон. На скалах тоже было негде закрепиться. Поэтому закрепил верёвку на себе и страховал Горшкова через перегиб склона. Благо, что 10-15м по нему создавали нужное трение. Остальные спускались с самостраховкой прусиком на этой же верёвке, закреплённой на мне. Меня же, когда я шёл последним, страховали снизу Шаров и Горшков. Шёл я по проторённому уже пути, по ступеням.

Основной причиной организации страховки в этом месте – вероятность схода снежных досок. По крайней мере, мы этого опасались. Ну и склон крутой – до 40-45°.

 

Хронометраж:

9:20 вышли на траверс Карпинского 9:50

10:00 – переход – 10:30

10:40 – переход – 11:10 под перевалом Голубые озёра, надели системы

11:20 – переход – 11:30

11:35 – переход – 12:00 на перевале Голубые Озёра

12:10 – переход – 12:40

12:45 – переход – 14:00

15:45 первая верёвка

16:50 вторая верёвка

17:45 третья верёвка

19:00 на вершине Карпинского

19:30 начинаем движение по гребню (хребту)

22:30 на перевале м/у в.1446,2 и в.1373,2, к северу от в. Карпинского.

23:55 спустились с перевала

00:45 вышли на лыжню

2:10 в лагере

t(2:30) = -17°C

Общее ходовое время 13 часов 55 минут.

 

День 4.

08.03.2012

 

Днёвка.

 

12:00 проснулись

t(12:30 в палатке) = -2°C

легкий ветер, ясно

t(12:30 улица) = -10,5°C

 

День 5.

09.03.2012

 

В 5:30 проснулись.

t(5:30 в палатке) = -11°C

t(6:30 в палатке) = -8°C

t(7:00 в палатке) = -6,5°C

t(7:30 улица) = -18°C, ясно, ветра нет.

В 9:00 вышли на восхождение на Народу.

Обойдя снежно-осыпной склон северного отрога Народы, повернули в верховья левого истока р. Балбанъю, в сторону бывшего ледника Балбан, а затем к перевалу Кар-Кар. Однако, дойдя до места, где когда-то был ледник, точнее, до места на противоположной стороне долины, напротив ледникового кара, решили подняться на гребень северного отрога Народы и продолжить путь в е рхом.

Подъём был несложен (около 30-35°, местами до 40°, 1А) и занял час. Заснеженные среднеобломочные осыпи перемежались фирновыми и просто снежными участками. Поскольку поднимались без кошек, то старались держаться камней. Сгребня в. 1345,4 м открылся вид на долину Балбанъю и вершину Народы. Весь наш дальнейший путь был виден как на ладони.

Прошли плато, разделяющее озёра Верх. Балбанты и озеро под перевалом Кар-Кар, далее траверс склона, оставляя по правую руку распадок, выводящий от озера (1183,5, Кар-Кар) на северное плато (северные склоны) Народы. Путь простой. Снег, фирн, курумник в снегу.

Вершина кажется очень простой. Это подтверждают и «буранные» следы.

Непосредственный подъём на вершину – заснеженный склон, крутизной 20-30º. Тягун. С выходами курумника. Кошки так и не надевали, хотя могу порекомендовать их использование, с ними было бы удобнее, не скажу, что быстрее. А так приходилось всё время жаться к камням.

На вершине открылся великолепный вид на всю центральную часть Приполярного Урала, сибирские дали. Погода просто великолепная. Ветерок еле чувствуется, солнце, ни облачка.

Пробыли на вершине 40 минут. Фоткались, снимали видео и т.п. Записки не нашли, поэтому свою оставили на «денежной доске» в баночке из-под фотоплёнки, придавив её плоским камнем. Также оставили календарик ТК ННГУ.

Спускались по северо-западному гребню до креста, а дальше вниз по «буранным» следам и по пути подъёма. Только к в.1345,4 м не пошли, а спустились распадком к озеру под кар-Каром. Распадок такой стрёмненький в смысле лавин, но это, видимо, ближе к апрелю, а пока снег хороший, лыжники здесь сходят и «бураны» съезжают. Только в нижней части тропёжка началась, что утомляло.

Через некоторое время вышли на собственные следы напротив ледника Балбан. Уже темнело, но идти оставалось совсем недалеко. Видели яркое северное сияние.

 

Хронометраж:

9:00 вышли на Народную - 9:40

9:50 – переход – 10:10

10:20 – переход – 11:20

11:25 – переход – 11:55

12:00 – переход – 12:50 перекус

13:00 – переход – 14:50 на вершине Народной (1А)

15:30 – переход – 16:10

16:30 – переход – 17:20

17:30 – переход – 19:00 в лагере

Ясно, видели северное сияние, поднимается ветер со стороны перевала, ночью ветер стих.

Общее ходовое время 8 часов 10 минут

 

День 6.

10.03.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.