Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соотнесите авторов и соответствующие им изречения.





 

Автор Изречение
    1. И.М. Сеченов   2. А. Шлейхер   3. Г. Глиссон   4. Г.П. Мельников   5. С.Л. Рубинштейн А. Субстанцию содержания составляет вся совокупность человеческого опыта. Б. Речевая деятельность всегда сопровождается мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от языковых процессов. В. Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь. Г. Без речи элементы мышления не имели бы возможности фиксироваться в сознании. Д. В речи мы формируем мысль, но, формируя, мы сплошь и рядом ее формируем.

Ответ: 1- Г, 2- В, 3- А, 4- Б, 5- Д.

 

6. Найдите ошибки в определениях:

а) некоторые слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов;

б) текущее представление – конкретное слово с учетом его состояния;

в) внутренняя речь не всегда продолжается во внешнюю;

г) внутренняя речь – расширенное представление о внешней речи;

д) внутренняя речь – проговаривание мыслей «про себя» вне зависимости от конкретного языка.

Какая гипотеза взаимосвязи языка и мышления, по вашему мнению, наиболее обоснована?

Гипотеза 1 - язык есть мышление.

Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить об их синонимичности: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика.

Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление - к внутреннему говорению.

А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь».

«Без речи, - писал И.М. Сеченов, - элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет, поэтому основное условие мышления нечувственными образами».

 

8*.Опишите соотношение речи и процессов мышления с действительностью.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида — практически-действенный и наглядно-образный — новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое, речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенноеотражение, т. е. факт мышления. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

9*. Проинтерпретируйте в свете проблемы соотношения речи и мышления диалог двух студенток.

(Студентка обращается к подруге, выходящей из аудитории, где только что закончилась лекция):

Ой, я опоздала. О чём лекция была?Не знаю, я ещё не читала.

 

Пропущенная лекция о соотношении речи и мышления.Эти два понятия, согласно Выготскому, "рассматривались по оси от полного отождествления до полного их различия". Например, Август Шлейхер считал, что язык "есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления". Многочисленные исследования и эксперименты по психологии, психо-и нейролингвистике свидетельствуют о том, что человеческое мышление может протекать по меньшей мере в двух разных формах: предметно-образной и языковой. Вопрос о соотношении языка и речи был поставлен в лингвистике уже давно. Однако наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». После выхода в свет его работы многие ученые посвятили этой проблеме свои исследования (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А.И. Смирницкий, Л.В. Щерба и др.).


 

10*. Выделите основные задачи изучения проблемы сознания на основе высказывания Л.С. Выготского: «Для того чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека».

1. Сложная совокупность отношений отдельных функций между собой,

специфичную для каждой возрастной ступени.


2. Смысловое строение сознания как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира.


3. Появление системного и смыслового строения сознания связано с возникновением речи.

Практическая 5

 

 

1. Подчеркните аспекты изучения нейролингвистики (НЛ):

а) язык как система знаков;

б) языковой материал;

 

в) речевая организация индивида;

г) речь и речевая деятельность;

д) процессы кодирования и декодирования речи;

 

е) зоны мозга, связанные с процессом речеформирования.

 

 

2. Продолжите фразы:

 

Нейролингвистика изучает моз­го­вую ор­га­ни­за­цию психических процес­сов по­строе­ния и по­ни­ма­ния вы­сказы­ва­ния в их функцио­ни­ро­ва­нии, ста­нов­ле­нии и рас­па­де и вхо­дит в бо­лее ши­ро­кое объ­еди­не­ние нейрокогнитивных на­ук, вклю­чаю­щее ней­ро­био­ло­гические и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гические ас­пек­ты ис­сле­до­ва­ния че­ло­ве­ка.

В НЛ внимание акцентируется на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств.

Аспекты изучения НЛ взаимосвязаны, т.е. исследуются система языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.

Нейролингвистика возникла на стыке неврологии и лингвистики.

Предметом НЛ исследования чаще всего становятся афазии, прояв­ле­ния которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семан­ти­че­ские расстройства.

 

 

3. Установите последовательность функционирования «ярусов» коры головного мозга в процессе порождения речи (с позиций НЛ):

1) гностико-праксические зоны;

2) зоны перекрытия мозговых анализаторов;

3) механизм проекционных двигательных систем Ответ: 2, 1, 3


Установите соответствия.

 

Полушария головного мозга Функции
    1.Левое 2. Правое А. Целостное восприятие Б. Переработка информации в понятиях В. Аналитическое мышление Г. Интуитивная ориентация в окружающем мире Д. Эмоциональная речь Е. Память на большие по объему тексты Ж. Интонационная сторона речи З. Абстрактная лексика И. Жестикуляция при речи

Ответы:

1 – Б; В; Г; Е; З

2 – А; Д; Ж; И

 

 

Опишите локальное расположение центров речи.

Центр Брока - находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей).

Центр Вернике - расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.