|
Соотнесите авторов и соответствующие им изречения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ответ: 1- Г, 2- В, 3- А, 4- Б, 5- Д.
6. Найдите ошибки в определениях: а) некоторые слова внутреннего языка не имеют вербальных аналогов; б) текущее представление – конкретное слово с учетом его состояния; в) внутренняя речь не всегда продолжается во внешнюю; г) внутренняя речь – расширенное представление о внешней речи; д) внутренняя речь – проговаривание мыслей «про себя» вне зависимости от конкретного языка. Какая гипотеза взаимосвязи языка и мышления, по вашему мнению, наиболее обоснована? Гипотеза 1 - язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны, хотя удобнее говорить об их синонимичности: ибо ничто не есть язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика. Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление - к внутреннему говорению. А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот, мышление есть беззвучная речь». «Без речи, - писал И.М. Сеченов, - элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род реальности (конечно фиктивной), и составляет, поэтому основное условие мышления нечувственными образами».
8*.Опишите соотношение речи и процессов мышления с действительностью. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида — практически-действенный и наглядно-образный — новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое, речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенноеотражение, т. е. факт мышления. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. 9*. Проинтерпретируйте в свете проблемы соотношения речи и мышления диалог двух студенток. (Студентка обращается к подруге, выходящей из аудитории, где только что закончилась лекция): – Ой, я опоздала. О чём лекция была? – Не знаю, я ещё не читала.
Пропущенная лекция о соотношении речи и мышления.Эти два понятия, согласно Выготскому, "рассматривались по оси от полного отождествления до полного их различия". Например, Август Шлейхер считал, что язык "есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления". Многочисленные исследования и эксперименты по психологии, психо-и нейролингвистике свидетельствуют о том, что человеческое мышление может протекать по меньшей мере в двух разных формах: предметно-образной и языковой. Вопрос о соотношении языка и речи был поставлен в лингвистике уже давно. Однако наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». После выхода в свет его работы многие ученые посвятили этой проблеме свои исследования (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А.И. Смирницкий, Л.В. Щерба и др.).
10*. Выделите основные задачи изучения проблемы сознания на основе высказывания Л.С. Выготского: «Для того чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека». 1. Сложная совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени.
Практическая 5
1. Подчеркните аспекты изучения нейролингвистики (НЛ): а) язык как система знаков; б) языковой материал;
в) речевая организация индивида; г) речь и речевая деятельность; д) процессы кодирования и декодирования речи;
е) зоны мозга, связанные с процессом речеформирования.
2. Продолжите фразы:
Нейролингвистика изучает мозговую организацию психических процессов построения и понимания высказывания в их функционировании, становлении и распаде и входит в более широкое объединение нейрокогнитивных наук, включающее нейробиологические и социально-психологические аспекты исследования человека. В НЛ внимание акцентируется на диагностике и лечении различных видов речевых расстройств. Аспекты изучения НЛ взаимосвязаны, т.е. исследуются система языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения. Нейролингвистика возникла на стыке неврологии и лингвистики. Предметом НЛ исследования чаще всего становятся афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства.
3. Установите последовательность функционирования «ярусов» коры головного мозга в процессе порождения речи (с позиций НЛ): 1) гностико-праксические зоны; 2) зоны перекрытия мозговых анализаторов; 3) механизм проекционных двигательных систем Ответ: 2, 1, 3 Установите соответствия.
Ответы: 1 – Б; В; Г; Е; З 2 – А; Д; Ж; И
Опишите локальное расположение центров речи. Центр Брока - находится в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). Центр Вернике - расположен в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|