Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ





Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения

Упражнение 1

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

— открытые и закрытые:

КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ

СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ

— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА

ТКО - ТКЁ ТКО - ДГО

КМУ — КМЮ КМУ — ГМУ

СПЫ — СПИ СПЫ — ЗБЫ

ПТЭ — ПТЕ ПТЭ — БДЭ;

— цепочки слогов:

МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ

ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ

ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;

— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА

СКО - КСО


ХТУ — ТХУ

ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ.

Упражнение 2

Дополнительные задания.

Для закрепления работы над слогами со стечениями соглас­ных ребенку предлагается:

— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

— придумать слог из двух согласных и одного гласного;

— сравнить слоги:

НА —КНА,

АС — АКС, ИНТ —ЫНТ, УБР — УПР.



РАБОТА НАД СЛОВАМИ

I ЭТАП

Упражнения на различение длинных и коротких слов

Упражнение 1

У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и ко­роткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (зву­чит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соот­ветственно под длинную или короткую полоску.

Слова:

сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учитель­ница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

Упражнение 2

Перед ребенком набор картинок с односложными и много­сложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнение 3

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, ос­тальные проверяют.

II ЭТАП

Далее слова отрабатываются в соответствии с усложне­нием звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следу­ющего порядка в работе.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточ­нить значение слова (например, включив его в предложения).


Упражнения на отраженное

Скандированное повторение слов

Изучаемого типа

Упражнение 4

Тренировка умения делать паузы между слогами.

После того как учитель назовет слово, ребенок должен по­
вторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если
взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать
паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:
БУ….СЫ, НЕ.. БО, ЛЮ.... ДИ

КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО)

О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ)

СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА).

Далее ребенку предлагается после называния каждого сло­га делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и пос­ле этого произнести следующий слог.

Упражнение 5

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.

2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

3. Выбор подходящей схемы слова.

4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов

со стечениями согласных. Эта группа слов требует специ­ального внимания. Предлагается следующий порядок осво­ения:

1) двусложные слова со стечением в середине слова: вна­чале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на со­гласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыж­ник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями со­гласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустар­ник, картинка);


 




2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).

3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);

4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);

5) многосложные слова со стечениями (скворечник, на­персток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, стро­ительство, открывашка, салфетница, перекресток, демон­страция).

Упражнение 6

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесен­ке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок дол­жен, повторяя за логопедом слово по слогам, поднимать­ся пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.

Упражнение 7

Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по ле­сенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:

СУП — ДЫМ

ГУСЬ — КОТ

ДОМ — НОС

МЕХ - СОН — ЛОБ

ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ

КУБ — ЛЕС — ФЕН.

Упражнение 8

Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

— отличающихся гласными звуками:

СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ


КИТ — КОТ БЫК — БОК — БАК — БУК

ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК - ТИК - ТАК

ДЫНЯ — ДАНЯ ЛЫЖИ — ЛУЖИ РУКИ — РЕКИ РАКИ — РУКИ

САМ — СОМ

НОС — НЁС

СОН — СЫН

ТИР — ТЁР

ГОЛ — ГУЛ

МЫЛО — МАЛО

ЮЛА — ЮЛЯ

ЛУНА — ЛЕНА;

- отличающихся согласными звуками:

СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ

НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ - КОТ — КОЛ

МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ

МЁД — ГОД — КОТ — ЛЕД СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ ЛУК - БУК — ТУК – СУК МАК — ТАК — БАК — ЛАК

ВОТ — ТОТ - КОТ — ГОД

РОЗА - ПОЗА ШАРЫ — ДАРЫ НОТЫ — СОТЫ МУКА — РУКА ЗУБЫ — ШУБЫ ТИНА — ТИМА НИНА — ТИНА;

ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕИ

КИТ — ВИД — ЩИТ

СОМ - СОК - СОН

КОЛ — ГОЛ — ПОЛ

БОК — ТОК – СОК

ЛОСЬ — ЛОБ — ЛОМ

ЛЫЖА — ЖИЖА

СОВА — СОФА

КОЗА — КОСА

КУЧА — ТУЧА

РУКИ — ЩУКИ

МЫЛО — БЫЛО

ДЕТИ — СЕТИ


 




— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА

ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА

ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА

УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.

Упражнения на повторение с Выделением ударного слога

Г' I

Упражнение 9

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по сло­гам, а затем называет только ударный слог:

КО — ФЕ.......... КО — ФЕ, КО.

ЛИ — СА........... ЛИ — СА, СА.

Упражнение 10

Выкладываются две картинки. Их названия содержат оди­наковое количество слогов, но отличаются позицией удар­ного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций коли­чество слогов также может расти, опора на картинки умень­шаться:

Ягоды — миМОза — колеСО

ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ

ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.

Упражнение 11

С использованием опоры на графическое изображение уда­рения на схеме слова ребенку предлагается:

— угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

— придумать слово к схеме;

— поставить ударения на схемах (в виде диктанта).


Упражнение 12

Называние слов, похожих по звуковому составу, но разли­чающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки

ЗАмок — заМОК

маЗКИ — МАски

КАдки — каТКИ

муКА — МУка

глаЗКИ — ГЛАзки

ГВОздики — гвоЗДИки.

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнение 13

Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нуж­но поменять их местами и назвать получившееся новое сло­во. Например:

ЖИ — ЛЫ — ЛЫ — ЖИ.

Слова:

ЛА — Ю КИ — ПЯТ ЛО — ЖА КА - ЧАЙ

ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА

НА — ВЕС СКА — ЛА БАН — КА;

Слоги:

КА — МУ, КА — СУМ, ТЯ — КА, ШИ — У,

ЛЯ — КО, ВА - ТЫК, МА - Я, ТИ - НОГ,

МА - ДО, ТА — ПАС, ТЯ — ТЕ, ТЫ - КУС,

ПА - ЛИ, ЖА - ЛУ; ГИ - НО, КА - MAC,

Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП

ДУК — СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК — ФАР,

ТИК - ЛАС, ДЫШ - ЛАН, ПОТ - КОМ, ТИК - ВИН,

ЛИК — КОЗ.


 




Упражнение 14

Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.

КУ - КИ - БИ, СА — ГИ — ПО, КА — НА - БИ, ГО — ВА -ЛО, МА — НА — ЛИ, ПО — НО — ЛЕ, О — КА — СО, ГА — ТА — ЗЕ, КО — СО — ЛЕ, ПО — НЫ — ГО, КО — НО — ЛЕ, Я - ДЫ — ГО, ВО - СЫ — ЛО, БО — ТО — ЛО.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.