Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение на оценку нормативности





Упражнение 15

Логопед читает слова, дети поднимают зеленый фла­жок, если слово звучит правильно, и красный, если невер­но; либо дети повторяют правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводится с опорой на картинки:

 

ПАВУК ПАУК КОТФА КОФТА
ВУТКА УТКА Б ЕКАЛ БЕЛКА
КОКНО ОКНО ЧАТКА ТАЧКА
КОХЕ КОФЕ ПЕТУНК ПЕТУХ
МУКА МУХА ТЁКРА ТЕРКА
ИСЫ ВЕСЫ КЛУБА КЛУМБА
ЛОТАПА ЛОПАТА КЛЕКТА КЛЕТКА
СОКАБА СОБАКА ТЕНА СТЕНА
ПАМАНА ПАНАМА СКАКАН СТАКАН
ДЕВЕРО ДЕРЕВО ТИЦА ПТИЦА
МОКО МОЛОКО ГИРБЫ ГРИБЫ
ПАХОД ПАРОХОД ИНДЮНК ИНДЮК
УТИГИ УТЮГИ ТУРБА ТРУБА
ГОЛОБИ ГОЛУБИ ТАРИК СТАРИК
МАНИНА МАЛИНА СВЁЛКА СВЁКЛА
МИМОН ЛИМОН ПЧИЧКА ПТИЧКА

НЕБЕЛЬ МЕБЕЛЬ НОГО МНОГО

ВЕДМЕДЬ МЕДВЕДЬ ВМЕРЯ ВРЕМЯ

СУРГОБ СУГРОБ ПОКУГАЙ ПОПУГАЙ

ЛАКПА ЛАПКА ВИСИЛЁК ВАСИЛЕК

КУЛКЛА КУКЛА АПЕСИН АПЕЛЬСИН

ЛАПА ЛАМПА СМОТ МОСТ

НОЖИНИСТЫ НОЖНИЦЫ ВОК ВОЛК

ОХОНИК ОХОТНИК КАФ ШКАФ

СОНЫШКО СОЛНЫШКО НДО ДНО

ФУБОЛИСТ ФУТБОЛИСТ ДЕСЬ ЗДЕСЬ

ТАЛБЕТКИ ТАБЛЕТКИ МОС МОСТ

КОФЕТА КОНФЕТА БИТ БИНТ

КУНЗЕЧИК КУЗНЕЧИК ЛЮКЧ КЛЮЧ

ПОЛОНИК ПОЛОВНИК ПОКОЙНИК ПОДОКОННИК

АТОБУС АВТОБУС ПИНИНО ПИАНИНО

ГУРЗОВИК ГРУЗОВИК СТОВОЛАЯ СТОЛОВАЯ

КАМЕЙКА СКАМЕЙКА КУРУЗА КУКУРУЗА

АХТОБУС АВТОБУС РАКИВИНА РАКОВИНА

ИДЕЙКА ИНДЕЙКА ПУВИЦА ПУГОВИЦА

КУБИКА КЛУБНИКА ГУСЕНИСТА ГУСЕНИЦА

КВОРЕЧНИК СКВОРЕЧНИК БАРЕРИНА БАЛЕРИНА

КРЕКОЗА СТРЕКОЗА ВИНАНИМЫ ВИТАМИНЫ

ОТВЕРКА ОТВЕРТКА САМОТЁЛЫ САМОЛЕТЫ

КАТРЮЛЯ КАСТРЮЛЯ КОРИНЧЕВЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ

НАПЕСТРОК НАПЕРСТОК ВЕСИПЕД ВЕЛОСИПЕД

ТМЕЯ ЗМЕЯ ЭСКАВАТОР ЭКСКАВАТОР

ТОЛ СТОЛ АКВАРИЯ АКВАРИУМ

ДЫНЁМ ДНЁМ МОЦИКЛИСТ МОТОЦИКЛИСТ.


Упражнения на переход к слитному произнесению

Упражнение 16

Дети становятся в круг. Взрослый объявляет, из скольких слогов сегодня нужно придумывать слова. Затем он произно­сит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его, но уже слитно. Далее ребенок поворачивается к соседу и на­зывает свое слово по слогам. Игра продолжается по кругу.

Упражнение 17

Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, закан­чивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидя­щими детьми.

Слоги:

ВЕД -, СЕТ -, КУХ -, ДОС -, КОФ -, БУК -, КУК —, БЕЛ -, МЕТ -, ТАК -, ВАФ -, БАН —; СТА —, ФЛА -, ПТЕ -, ТРА -, КЛО -, ЦВЕ -, ЗВО -, ГРИ —, КРЫ —, ГРУ —, МОР —.

Упражнение 18

Взрослый говорит окончание слова, отхлопывая его по сло­
гам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово цели­
ком («— РЕВО...... —ДЕ! Дерево!»).

Слоги:

—ЖАМА, —ШИНА, —ГОДА, —БУШКА, —КЕТА, —ЖИНА, -МЕТА, -ЛАКИ, -МИДОР, -РЁЗА, —ЛИНА, -ДОЧКА, -ЛЕНО, —МЫШИ, -ТЯТА, —ЛОСЫ, —ЛЯНА.

Упражнение 19

Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго
слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и
называет слово целиком («КО —! — БОК.......... —ЛО—! Коло­
бок!»).

Слоги:

СА -! — ЛЕТ, ПЫ —! — СОС, ПА —! — ХОД, ТЕ —! -ФОН, ПО —! — ГАЙ, О —! — РЕЦ, МО —! —ТОК, ВО —! —


ЁМ, ПИ -! - ЖОК; — ПИ -! - НИНО, Е -! —ВИКА, БУРА —! — НО, ПУГО —! — ЦА, ПО —! — ДОРЫ, ОДЕ —! — ЛО, ЧЕРЕ —! — ХА, МУ —! - МОРЫ, ВИТА -! — НЫ, БА —! — РИНА.

Упражнение 20

Сначала каждый ребенок громко называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий дол­жен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов.

Упражнение 21

Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек:

КА — БИНЕТ, КА — ЛИНА, КА - БИНА, КА - ЮТА, КА - РЕТА.

Отгадавший становится водящим.

Упражнение 22

Логопед просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами):

МО — РЕ, МО — ДА, МО — РОЗ, МО — РЯК.

МО - ЛОКО, МО - НЕТА, МО - ЛОДОЙ.

РА — МА, РА - ДА, РА — Я.

РА — ДУГА, РА - КЕТА, РА - БОТА.

ДЕ - ЛО, ДЕ - СЯТЬ, ДЕ - ТИ.

ДЕ — ВОЧКА, ДЕ — РЕВНЯ, ДЕ — ДУШКА.

Упражнение 23

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок (или из ряда слов) назвать те, в которых есть заданный слог (на­пример, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, по­мада.


 




Положить картинки (вата, сова) в таком порядке, что­бы последний слог предыдущего слова и первый слог пос­ледующего слова были одинаковыми (сова, вата).

Таким образом можно выкладывать растущие цепочки кар­тинок:

ЖУКИ - КИНО — НОГИ

ШЕЯ — ЯМА — МАКИ

ДЕТИ — ТИНА — НАДЯ

ПАНАМА — МАЛИНА — НАТАША

КОЛЕСО — СОБАКА — КАБИНА

КУПОЛ - ПОЛКА - КАНАТ

КОМАР — МАРКА — КАБАН

МАГНИТ — НИТКИ — КИНО

ПОПУГАЙ — ГАЙКА — КАБИНЕТ

БУЛАВКА — КАЧЕЛИ — ЛИМОН

ЭСКИМО — МОЛОКО — КОЛОБОК

ЛЕДОКОЛ — КОЛБАСА — САМОЛЕТ

ДИВАН — ВАННА - НАСОС — СОСНА

ИЗБА - БАБУШКА — КАПУСТА — ТАПОЧКИ

ЗЕРКАЛО — ЛОПАТА — ТАРЕЛКА — КАЛИТКА.

Далее учитель называет слово, вставляя между слогами слово «потом» («дальше», «затем»). Ученик составляет сло­во:

ПА, потом УК................ ПАУК!

КОМ, затем ПОТ............ КОМПОТ!

ПО, потом ЛЯ, потом НА............... ПОЛЯНА!

ЗВО, дальше НОК........................... ЗВОНОК!

КА, затем БИ, затем НЕТ................ КАБИНЕТ!


Упражнения на образование словосочетаний

Упражнение 24

Проговаривание словосочетаний:

— маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая лен­
точка и т.д.

Слова:

курточка, кофточка, кисточка, карточка, косточка, расчесочка, отверточка, таблеточка, стопочка, кнопочка, звездочка, клеточка, тряпочка, ватрушечка, картошечка, скамеечка, спичечка, книжеч­ка, крышечка, крошечка;

— вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный ар­
буз и т.д.

Слова:

булка, морковь, бублик, компот, инжир, грибы, фрукты, свек­ла, клюква, крошки; яблоко, эскимо, колбаса, конфеты, пельме­ни, капуста, редис, абрикос, цыпленок, мандарин, ватрушка, апель­син, морковка, клубника, индейка, картошка; гриб, хлеб, квас, джем, крем, кость, кекс; ежевика, кукуруза, помидоры, витами­ны, макароны, поросенок, абрикосы, земляника, баклажаны, смо­родина;

— гладкий сундук, гладкие ногти, гладкая палка, гладкое яйцо
и т.д.

Слова:

поднос, пятки, рельсы, альбом, магнит, флакон, дельфин, ста­кан, крышка, скалка, книжка; шлем, ткань, стол, шкаф, кость, лист, ствол, столб, фрукт.

Упражнение 25

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много:

дыня...... много дынь;

сова....... много сов.


 




Слова:

коза, нога, туча, рука, коса, муха, лиса, рыба, шуба, ваза, лужа, нота, яма, бусы; ухо, человек, ребенок; час, шар, зуб, весы, духи.

Упражнение 26

Логопед называет предмет, а ребенок отвечает словосоче­танием с использованием слов круглыйовальный:

луна........... луна круглая;

туча............ туча овальная.

Слова:

уши, бусы, дыня, шары, яма, лужа, голова, малина, колесо, ягода, монета, поляна, мак, лук, мяч, жук, лимон, батон, ве­нок, желудь, изюм, купол, ногти, булка, гайка, шашки, яйцо, капля, миска, дупло, маска, тыква, кактус, бублик, компас, гнез­до, клюква, крышка, кнопка, колобок, пылесос, помидор, ана­нас, василек, кабачок, барабан, огурец, водоем, яблоко, зер­кало, конфета, резинка, ромашка, капуста, баранка, редис, абрикос, шиповник, солнышко, ватрушка, картошка, таблетка, глаз, лист, зонт, пуговица, витамины, сковорода, одуванчик, смородина.

Упражнение 27

Логопед называет предмет, ребенок отвечает словосоче­танием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоу­гольный:

газета............ газета прямоугольная;

экран.......... экран квадратный;

колпак....... колпак треугольный.

Слова:

лопата, кубики, погоны; кусок, пакет, буфет, совок, парус, ковер, рожок, диван, сумка, полка, елка, терка, марка, окно, карта, вафли, письмо, башня, деньги, буква, сундук, журнал, поднос, альбом, морковь, магнит, фартук, крыша, клетка, фла­кон, конверт, крышка; тряпка, грядка, плинтус, книжка; чемо­дан, телефон, кабинет, огород, водоем, теплица, эскимо, кир-


пичи, зеркало, конфета, калитка, сосулька, беседка, картинка, линейка, мыльница, подушка, посылка, скамейка, будильник, скво­речник; флаг, стол, плот, шкаф, знак, кекс, тент, дверь; пирами­да, табуретка, одеяло, подоконник, аквариум, холодильник, по­лотенце, балалайка.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.