|
СПБ. 2-е Общество взаимного кредита.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Г.М. СТЕПАНОВА СПБ В.Е. Евстифеев
В.Е. Евстифеев. Член СПБ Коммерческого Суда от купечества. Евстифеев Васиилий Евстифеевич, потомственный почетный гражданин, СПБ 1-й гильдии купец, родился в 1843 г. в д. Петербургской губернии, Гдовского уезда. Состоит Директором 2-го СПБ. Общества Взаимного Кредита и выборным от СПБ. купечества Членом СПБ. Коммерческого Суда с 1907 года. В.Е. Евстифеев Василий Евстифеевич Евстифеев родился в 1843 году в крестьянской семье. Отец его, Евстифей Тимофеев, принадлежал помещику Александру Ивановичу Блоку (?), тайному советнику. Семья проживала в деревне Шавково Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Сланцевский район Ленинградской области). Он женился на девице Анне Павловне около 1865-1866 года. Сын, Василий, родился в 1867 году, другой сын, Михаил, - в 1881 году. После отмены крепостного права до 1874 года он - временно-обязанный крестьянин. Затем продает свой надел и занимается торговлей. Выкупает гильдейские свидетельства и становится купцом второй гильдии Гдовского уезда. Свое дело он оформляет в 1882 году. Торговлю ведет в Петербурге, где содержат мясную лавку рядом с Сенным рынком, в Горсткиной улице, корпус 3. По-видимому, дела его идут хорошо, т. к. он вкладывает значительные средства на дела благотворительности. Своими значительными пожертвованиями Евстифеевы помогли в строительстве деревянной церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала (СПб Духовный Вестник. 1895. № 19. С. 415). К 1896 году он становится временным СПб купцом и как представитель от Гдовского купечества заседает в СПб купеческой управе. Вступает в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Старший сын его также занимается торговлей. 16 марта 1896 года от господ Евстифеевых Обществу поступает на сооружение каменного храма у Варшавского вокзала десять 5% облигаций СПб городского Кредитного Общества по 100 рублей каждая с купонами на 1 сентября 1896 года, на общую сумму 1000 рублей (СПб Духовный Вестник. 1896. № 12-13. С. 243). Он не забывает и о своей родной деревне. В 1896 году на его средства там была построена церковно-приходская школа (здание школы обошлось ему в 5 000 рублей), на участке земли пожертвованной местным землевладельцем И. Львовичем Блоком (?). Школа была с квартирой для учителя в 3 комнаты, с рекреационным залом. 23 сентября это здание освящает священник Иоанн Андреевич Лебедев - священник Заянской Николаевской церкви, к приходу которой относилась деревня Шавково (СПб Духовный Вестник. 1896. № 42. С. 833-834). 19 сентября 1896 года он вновь жертвует Обществу 1000 рублей на постройку временной деревянной церкви на Выборгской стороне (СПб Духовный Вестник. 1896. № 39. С. 768). На следующий год он подает прошение и заказывает проект церкви для своей родной деревни. 15 июня 1897 года там состоялась закладка каменного храма (СПб Духовный Вестник. 1897. № 26. С. 513), строительство которого было завершено через два года - церковь Преображения Господня (архитекторы С. Андреев и Н. Мельников). После постройки Преображенской церкви его утверждают в должности старосты этой церкви, в которой он состоял в течение всех последующих лет до революции. За неимением церковной земли причт этой церкви пользовался процентами с капитала в 3 тыс. рублей, положенного Евстифеевым. В 1901 году он строит для церковнослужителей деревянный дом. За построение каменного храма 17 января 1902 года он получает звание личного почетного гражданина, а от Святейшего Синода - благословление с грамотою от 11 июня 1902 года (Известия по СПб епархии. 1902. № 16. С.З).
К 1898 году он владеет домами №№ 4-6 на Загородном проспекте (Весь Петербург за 1899 год. СПб. 1899. С. 184). Живет на Фонтанке, д. 91 (доходный дом С.Д. Горсткина, 1875-1882). С 1900 года он владеет домом № 3 на Очаковской улице.
В 1901 году он становится санкт-петербургским купцом, ведущим оптовую мясную торговлю, становится пожизненным членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения (Отчет Общества). В 1903 году - он член Строительной комиссии, созданной для возведения каменного храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (Обводный канал, 116) (?). Он делает взнос в 1 000 рублей, а потом жертвует еще облигации 5%-го займа на сумму 1 000 рублей (СПб Духовный Вестник. №. С.). В 1904 году он совместно с петербургским мещанином Петром Михайловичем Кулаковым становится владельцем дома на Обводном канале, 86, который он перестраивает и расширяет (архитектор Баранкеев Сергей Александрович, 1854 - после 1917 года, работал в Городском Кредитном Обществе; этот дом существует и ныне). Как члена Общества распространенна религиозно-нравственного просвещения его привлекают к строительству церкви во имя преподобного Серафима Саровского в недавно образованной дачной местности «Графская» (ныне пос. Песочный) по Финляндской железной дороге. В апреле 1904 года начинается строительство, а уже 18 июня церковь освящает епископ Сергий (Страгородский) - впоследствии патриарх всея Руси (1943-19…). Фактически полностью на его средства возводиться этот храм. За строительство храма на собственные средства 3 февраля 1905 года его награждают орденом св. Анны 2-й степени (Известия по СПб епархии. №№ 9-10. 31-го мая. 1905). Храм был выстроен деревянным, бревенчатым. В 1907 году церковь основательно проконопачивают и обшивают снаружи за счет В.Е. Евстифеева, пожертвовавшего на это 500 рублей. В 1908 году он выделяет деньги на окраску крыши, а в следущем году еще 500 рублей на окраску снаружи и изнутри.
Шавково на карте середины XIX века.
Своей родины он не забывает, продолжая оставаться старостою построенной им церкви, 28 ноября 1905 года его утверждают ее приходским попечителем (Известия по СПб епархии. № 23. 1905 год. С…). Обществу распространения религиозно-нравственного просвящения дает в кредит 5000 рублей, которые затем оставляет Обществу в безвозмездное пользование (Отчет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1912 год. СПб. 1913).
Вся его деятельность связана с Петербургом. С 1905 года он работает на СПб скотопрогонной и мясной бирже. Вступает во 2-ое Общество взаимного кредита, а с 1908 года становится одним из его директоров. С 1907 по 1910 годы он представляет купечество в Коммерческом суде. В 1913 году он вместе с сыновьями Василием и Михаилом пожизненные члены Православного Братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского (ф. 19, опись 105, д. 637, л. 148). Опекает церковно-приходскую школу с общежитием при этом Братстве, поставляя для нее мясо (ф. 19, опись …, д. …, л. 140). Также он член строительной комиссии при Братстве. 18 марта 1914 года его избирают старостою Спасо-Успенской церкви (ул. Садовая, 45) (Известия по СПб епархии. № 8. 1914. С. 2). На 1915 год он купец 2-й гильдии и проживает вместе с женою, младшим сыном и двумя невестками в доме № 91 по Фонтанке. В 1916 году он также становится казначеем Общества вспоможения бедным при этой церкви.
2004
В.Е. Евстифеев (за столом, стоит, справа). К 100-летию храма В поселке Песочный
Серафимовская церковь в дачной местности Графская была построена летом 1904 года «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», существовавшим с 1890 года и имевшим целью духовное просвещение теряющего веру русского народа. Председателем Общества был протоиерей Философ Орнатскнй. Участок земли для строительства храма был подарен графиней Ольгой Викторовной Левашевой в 1903 году. Проект для деревянной церкви подготовил гражданский инженер Сарандинаки. Строительство началось в апреле 1904 года, и уже к середине июля того же года здание было закончено снаружи, возводил церковь военный инженер И.Т. Соколов, деньги на строительство собирали все жители Графской.
Среди благодетелей Серафимовского храма особенно хочется отметить почетного гражданина, купца 1-ой гильдии Василия Евстифеевича Евстифеева. Церковь была построена, в основном, на его личные средства. И после он ежегодно жертвовал большую сумму денег на необходимые строительные и ремонтные работы по храму. За сооружение на собственные средства Серафимовской церкви Евстифееву был пожалован орден Святой Анны III степени. К 1916 году он состоял пожизненным членом не только «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», но и эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского, был казначеем «Общества вспоможения бедным прихожанам Успенской церкви на Сенной площади», директором 2-го Общества взаимного кредита, членом Коммерческого суда от купечества. В эти годы входил в состав Строительных комиссий церквей: Серафимовской, Воскресения Христова (на Обводном канале), свщмч. Исидора Юрьевского (на Лермонтовском проспекте). В течение многих лет жертвовал денежные средства на строительство церквей и посылал мясо для разговения на Рождество и Пасху (по несколько пудов) в церковноприходскую школу при храме Исидора Юрьевского.
Первую же свою церковь он возвел на родине, в деревне Шавкове.
В канун годовщины обретения мощей и прославления преподобного Серафима, 18 июля 1904 года состоялось торжественное освящение храма. Освящал церковь владыка Сергий (Старогородский), епископ Ямбургский (будущий патриарх Московский и всея Руси). При Серафимовской церкви сразу же открылась воскресная школа и проповеднический пункт Общества. В дальнейшем Совет Общества планировал устроить при храме приют для бедных детей и богадельню по призрению престарелых членов Общества. В 1905-1906 гг. Службы совершались в летнее время. К 1906 году из местных дачников сложился хор, которым в течение нескольких лет руководил регент Д. Орнатскнй. С 1904 по 1917 годы в церкви служили: священник Василий Михайлович Никольский, священник Мелетий Алексеевич Щепинскнй, священник Владимир Иосифович Сейбук, священник Иоанн Колпаков. Служили в церкви и братья Орнатские священномученики Философ и Иоанн, последний с 1923 по 1928 годы был настоятелем церкви. Также неоднократно служил в храме и Святой Праведный Иоанн Кронштадтскний, ведь отец Иоанн Кроншдтский был женат на племяннице Святого пастыря. В день престольного праздника 19 июля /1 августа 1910 года Богослужение в храме возглавил епископ Гдовский Вениамин (будущий митрополит Петроградский, новомученик).
Последний настоятель, протоиерей Николай Меринов, был арестован 6 августа и расстрелян 24 сентября 1937 года на Левашовской пустоши в возрасте 44 лет (реабилитирован посмертно в 1990 году). После 1937 года церковь была закрыта по постановлению Леноблисполкома. В период с 1937 по 1991 годы храм использовался как склад, клуб, пункт проката. Были разрушены и сняты купола и колокольня, утварь и иконы разграблены, внутреннее убранство уничтожено. Промыслительно, что власти начинают возвращать церковь именно к 1991 году, когда неожиданно совершилось второе Обретение мощей преподобного Серафима в соборе Казанской иконы Пресвятой Богородицы, где в советское время находился музей истории религии и атеизма. На чердаке музея, среди экспонатов и были обнаружены мощи одного из самых известных российских Святых. Возрождение началось в начале 1990-х годов. 20 ноября 1990 года принят собранием верующих Приходский устав. 13 декабря 1990 года устав утвержден митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном (Снычевым). В 1991 году в год второго обретения Святых мощей преподобного Серафима Саровского - церковь постепенно возвращается. 1 августа 1991 года священником Александром Григорьевым с собранием верующих совершен молебен на улице со стороны алтарной части храма. 13 марта 1992 года храм полностью освобожден организацией «Ленпрокат» и передан приходской общине. Настоятелем назначен священник Владимир Макаревич. С октября 1993 года по настоящее время настоятелем служит протоиерей Игорь Филин. С этого времени в храме проводятся регулярные Богослужения. 15 января 1994 года состоялся первый Крестный ход по поселку Песочный, положивший начало традиции совершать Крестные ходы на церковные праздники: в дни памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа и 15 января), на праздник Крещения Господня, к источнику, и в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), Второй священнослужитель - диакон Михаил Волынин - рукоположен 15 июля 2002 года во священника. До этого он тоже служил в Песоченской церкви – псаломщиком. При церкви организована воскресная школа, регулярно проводятся занятия для детей и взрослых, ведется просветительская работа. Дети, посещающие воскресную школу, готовятся к встрече Рождества и Пасхи и выступают на праздниках перед родителями и детьми прихожан и жителей поселка, г. Сертолова, Санкт-Петербурга. Здание храма в виду своего плачевного состояния требовало капитального ремонта и воссоздания. Неправильная эксплуатация с 1939 по 1991 годы привела к тому, что четверть здания церкви оказалась под угрозой разрушения. После снятия обшивки стало очевидно, что бревна заражены древесным, грибком, поэтому была проведена замена части бревен. Несмотря на трудности, материальные и духовные, работа по приведению Храма в его первоначальный вид не останавливалась.
***
Богослужения в храме преподобного Серафима Саровского совершаются еженедельно в среду, пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Среда: 6.00 - Божественная литургия, 17.00 - Молебен водосвятный иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша; Пятница: 15.00 - Исповедь, 17.00 Вечернее Богослужение с панихидой; Суббота: 10.00 - Божественная литургия, 17.00 - всенощное бдение; Воскресенье: 10.00 - Божественная литургия, 17.00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому. По четвергам проводится молебен в часовне сятых Космы и Дамнана, в летний период водосвятный молебен в часовне преподобного Серафима Саровского на источнике. Летом совершаются Богослужения в приписном храме святых апостолов Петра и Павла. 12 июля в день сятых апостолов Петра и Павла, ежегодно, совершается Крестный ход к приписному храму и обратно. Также в течение года по поселку совершаются Крестные ходы: в дни памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа и 15 января), на праздник Крещения Господня, к источнику, и в праздник Происхождения Местных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа).
Издание храма преподобного Серафима Саровского и «Обители Веры и Милосердия» в Песочном. Отпечатано в издательско - полиграфическом комплексе «Анатолия».
В.Е. Евстифеев. Общество благотворения. 19.02.1891.
«Душа его во благих водворится»
19 марта нынешнего года в приходе нашего храма произошло освящение часовни на Сенной площади, рядом с выходом из станции метро «Сенная площадь». Часовня, освященная во имя великомученика Иоанна Нового, Сочавского, установлена на месте, где некогда располагался алтарь церкви Успения Божией Матери (Спасо-Сенновская). После освящения часовни благочинный, настоятель церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, архимандрит Сергий (Стуров) в своем кратком слове сказал, что теперь люди, живущие здесь, смогут помолиться за всех тех, кто когда-то приходил в бывшую здесь церковь, поставить свечу за них, а также за ныне живущих. И мне было радостно поставить свечу именно в этой часовне об упокоении души раба Божия Василия — бывшего здесь когда-то прихожанином, а позднее, с 1914 по 1916 годы, старостою церкви и казначеем существовавшего при ней Общества вспоможения (т.е. помощи) приходским бедным. Что это был за человек? Занимаясь поисками материалов по истории церкви преподобного Серафима Саровского в бывшем дачном поселке Графская (ныне пос. Песочный Ленинградской области), я впервые прочла имя купца Василия Евстифеевича Евстифеева в «Санкт-Петербургском вестнике» за 1905 год об указах о награждении. Всего две строки: награждается купец 1-й гильдии, личный почетный гражданин Василий Евстифеев «орденом св. Анны Ш степени за построение на личные средства церкви». Меня заинтересовала его судьба, и я стала искать о нем любые упоминания. Оказалось, что он был довольно известным человеком не только в местности Графской, но и в Санкт-Петербурге С особенной теплотой его вспоминала одна из жительниц села Шавково, к сожалению, сегодня покойная. Вот что удалось узнать. Родился будущий строитель 20 марта по старому стилю - 2 апреля по новому стилю далекого 1843 года в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. Ныне это юго-восток Сланцевского района Ленинградской области, на самой границе с Псковской областью. Он происходил из семьи крепостных крестьян, которые принадлежали помещику, тайному советнику Александру Ивановичу Блоку, сын которого Лев (1823-1883), действительный статский советник, был дедом известного русского поэта Александра Блока (1880-1921). В то время младенцев, как правило, крестили на 2-3 день после рождения и имя нарекали по Святцам на день крещения. В деревне церкви не было, и младенца крестили в приходской церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Заянья (примерно в 13 км от Шавкова, ныне это Псковская область; церковь сохранилась, при ней существует крепкая церковная община). Крестили его в день памяти священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362-363), крепкого и стойкого в вере. Икона этого святого есть в нашем храме, и мне думается это промыслительно. В.Е. Евстифеев был крепостным, но после выхода Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости, позволившего им заниматься ремеслами и торговлей, он открыл довольно прибыльную торговлю мясом, которая стала приносить ему немалый доход. Это позволило боголюбивому Василию Евстифеевичу стать постоянным жертвователем на нужды бедных и строить храмы. Таких людей раньше называли храмоздателями. Словарь церковно-славянского языка дает значение этого слова, точнее слова «здатель». Современный смысл этого слова – строитель и зодчий. В старые времена так называли и человека, который на свои средства строил церковь. Василий Евстифеевич Евстифеев «тихо и скромно и вместе с тем неуклонно в течение многих лет» служил «созданию на Руси Святых храмов Божиих». Так отмечалось в поздравительном адресе, поднесенном ему в день освящения 14 декабря по ст. ст. 1908 года церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. С 1903 по 1908 гг. он входил в состав ее Строительной комиссии. Несмотря на свой достаток и известность в определенных кругах, он всегда отличался скромностью, благонадежностью и был весьма усерден. Он всегда умел «при своем неистощимом благодушии, ободрить и поддержать» ближних и окружающих, найти неожиданный выход в трудных ситуациях. В те годы в Гдовском уезде люди занимались в основном лесным и рыбным промыслами, а так же скотоводством. По здешним озерам и рекам сплавляли огромное количество леса для нужд царственной столицы. В деревнях округа Самро и в других местностях крестьяне массово по специальным договорам с промышленниками выращивали телят. Отсюда по т.н. Самрянскому пути они гоняли большие гурты скота в Петербург. По воспоминаниям сиарожилов, один гуртовщик приходился обычно на десяток голов скота. Мясопромышленники в своем деле добычи скота заходили подчас очень далеко от столицы, например, в Эстляндию или даже в местности Малороссии – на Украину Евстифеев приезжает в Петербург, очевидно, в середине 80-х годов XIX века. Впервые его имя встречается в Отчете Общества вспоможения приходским бедным Спасо-Сенновской церкви за 1889 год: он делает взнос в 15 рублей. Это были довольно большие деньги. Величину этих денег можно сравнить со стоимостью жертвуемого Евстифеевым мяса к Рождеству Христову и Пасхе для этого Общества. К каждому такому празднику он поставлял по 5-ти пудов (примерно 80 кг) мяса, стоимостью примерно 25 рублей. Чуть позже он вступает в члены Общества, а с 1895 года становится пожизненным членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и также в эстонское Православное Братство (с 1898 года). Доходы его растут, и он начинает жертвовать значительные средства на дела благотворительности. Начинает он со своей родной деревни. В 1896 году на его средства там была построена церковно-прнходская школа (здание школы обошлось ему в 3500 рублей) на участке земли, пожертвованной местным землевладельцем Иваном Львовичем Блоком. В это же время он начинает хлопоты по строительству церкви в Шавкове. Это было его заветным желанием. «...В весеннюю распутицу и осеннее ненастье бывает крайне затруднительно, особенно для детей и стариков» добраться до храма, поэтому «скорбя за сих малых да не впадут в глад слышания Слова Божия и да утешатся песнопениями церковными и лицезрением Божественной Литургии, положил я себе на сердце из тех достатков, которыя я приял от благодеющей мне в моем торговом деле Десницы Божией, уделить часть в созидание Храма Божия во имя Его Преображения...» — так он пишет в своем прошении, датированном мартом 1896 года. Землю, обещанную для возведения храма все тем же Блоком, он выкупил в свою собственность из-под залога 15 июня 1897 года в Шавкове состоялась закладка каменного храма, строительство которого было завершено через два года, и церковь во имя Преображения Господня (архитекторы С.И. Андреев и Н.А. Мельников) была освящена 22 сентября ст. ст. 1899 года. Вот как описывается эта церковь в Клировой ведомости за 1916 год: «каменная с таковою же колокольнею, на гранитном фундаменте, крытая железом, оштукатуренная, с одною главкою на средине церкви, теплая; в 1900 году обнесена проволочною оградою, на каменном фундаменте в кирпичных столбах». После постройки Преображенской церкви его утверждают в должности старосты этой церкви, в которой он состоял в течение всех последующих лет до революции. За неимением церковной земли причт этой церкви пользовался процентами с капитала в 3000 рублей, положенного B.Е. Евстифеевым. В 1901 году он строит там для священника деревянный дом. При храме Преображения Господня 28 января 1905 года было открыто церковно-приходское попечительство под его председательством. Летом 1903 года Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения обратился «с просьбою ко всем любителям храмоздательства — помочь деньгами и материалами, и церковной утварью» для строительства церкви в дачной местности «Графская» (ныне поселок Песочный, СПб) по Финляндской железной дороге. В лице Василия Евстифеева Общество находит достойного жертвователя. Он входит в Строительную комиссию, в состав которой входили также священники - братья Философ (ныне прославленный в лике Святых как священномученик) и Иоанн Орнатские. Фактически полностью на его средства возводиться этот храм. В апреле 1904 года начинается строительство, а уже 18 июня первую церковь во имя преподобного Серафима Саровского (как известно, этот Святой был прославлен только в 1903 году) освящает епископ Сергий (Старогородский) –впоследствии патриарх всея Руси (1943 – 1944). Деятельность Василия Евстифеева не ограничивалась только мясной торговлей. В 1904 году он вкладывает деньги в приобретение участка с домом по Обводному каналу. Впоследствии он расширяет, надстраивает и пристраивает к дому флигель, что превращает его в доходный дом. Дом сохранился до сих пор под тем же № 86. расположен он недалеко от Воскресенской церкви. С 1905 года Евстифеев работает на СПБ скотопрогонной и мясной бирже и входит в Совет Комитета при ней. Вступает во 2-ое Общество взаимного кредита, а с 1908 года становится одним из его директоров (ныне в здании размещается Балтийский Банк - Садовая ул., 45). С 1907 по 1910 годы он представлял купечество в Коммерческом суде. Долгие годы он состоял и в Строительной комиссии при эстонском Православном Братстве. Это Братство это выстроило церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского (Лермонтовский пр., 11). За заслуги перед Братством в 1913 году его принимают в почетные члены. Все годы нахождения в этом Братстве он опекает церковно-приходскую школу Братства с общежитием при нем, поставляя для нее мясо. По-видимому, в начале 1910-х годах он отходит от дел и передает их своему старшему сыну Василию. В апреле 1914 года был утвержден Торговый Дом «Евстифеев, Почкин и К» для производства комиссионной продажи убойного скота, мяса, свинины, дичи и других сельскохозяйственных продуктов. Контора размещалась в Демидовом переулке, 8 (современный пер. Гривцова). За постройку дома для церковно-приходской школы и каменного храма Преображения Господня в Шавкове он получил звание личного почетного гражданина, а за строительство деревянного храма во имя прп. Серафима Саровского в Графской - звание потомственного почетного гражданина и орден Святой Анны Ш-й степени. В 1910 году он получает за заслуги перед Духовным ведомством орден св. Станислава Ш-й степени, в 1914 году за заслуги по ведомству Министерства Юстиции - орден св. Станислава П-й степени. Надо отметить, что на родине его помнят и до сих пор. Старейшая жительница деревни Шавкова в 2003 году вспоминала о нем очень тепло. Хорошие дела люди помнят, и память о них живет долго, ведь прошло более ста лет с постройки храма, а люди помнят имя человека, построившего в их деревне не только церковь, но и школу, дом, мост через реку. Последнее встреченное мною упоминание имени Василия Евстифеевича Евстифеева относится к 1916 году, т.к. в 1917 году старостою церкви Успения Божией Матери избирают Ивана Дмитриевича Калачева. К этому времени Евстифеев имеет уже весьма почтенный возраст - 74 года. На этом следы Евстифеева теряются. Когда он умер? Где похоронен? Даже могила его сына Василия не сохранилась, хотя место его упокоения на Ново-Девичьем кладбище находится рядом с могилой Вершининой, усердно ныне посещаемой паломниками, т.к. на ней стоит бронзовая скульптура Христа. Его младший сын Михаил упоминается в адресной книге «Весь Ленинград» за 1930 год. Возможно, там же упоминается и его внук, Александр Михайлович Евстифеев. Его невестка, жена Михаила, Анастасия Дмитриевна умерла в блокаду. На родине, в д. Шавкове, нет его могилы, сохранились лишь стены некогда великолепного каменного храма, построенного боголюбивым Василием Евстифеевичем Евстифеевым. Как видим, вся деятельность Василия Евстифеевича Евстифеева проходила в части нынешнего Адмиралтейского района и благочиния. Его судьба как бы невидимо связывает теперь новую часовню, Успенскую церковь, церковь прп. Серафима Саровского в Песочном, наш храм Воскресения Христова и церковь во имя сщмч Исидора Юрьевского. Вся его жизнь, как человека набожного, была стремлением возблагодарить Бога за Его богатые к нему милости, и это было им осуществлено на деле. И пусть его дела благотворения святым храмам и церковно-приходским школам послужат примером для современных людей, имеющим средства, но истощающих их на свои, часто предосудительные, удовольствия.
Упокой, Господи, душу раба Твоего Василия в селениях праведных и прости ему всякие согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствия Небесного!
Г.М. Степанова. СПБ. 2005. Заметка для Воскресной школы храма Воскресения Христова в СПБ.
***
Г.Н. Степанова СПБ И.Л. Блок Архивные изыскания
ЦГИА. Ф. 19. Оп. 88. Д. 10. Л. 19
Сим удоствоверяю, что мною, Гдовским Землевладельцем, Иваном Львовичем Блоком, пожертвовано под постройку храма на средства крестьянина дер. Шавкова, Василия Евстифеева, участок земли, размером в две десятины, 220 квадр. саж., из дачи сельца Преображенскаго, Язвинской волости/, Гдовскаго уезда; участок этот вымерен (? непонят.) в моем присутствии частным землемером Томпсон (? непонят.) и составлен план, данная же на означенный участок будет мною совершена по (? непонят.) разрешения на предмет построения храма установлены (? непонят.) в виду того, что имение мое, из коего (? непонят.) участок состоит в залоге в Дворянском Государственном Земельном Банке, куда и (? непонят.) представить копию (? непонят.) Указа для получения разрешения со стороны Банка на совершение данной.
Гдовский Землевладелец Надворный Советник Ив. Блок 26 Декабря 1895 года.
(л. 21) № 143 1897 года Января 12 дня. Утверждается 13 янв. 97.
1896 года, декабря «20» дня. По Указу Его Императорскаго Величества I Экспедиции С.-Петербургской Дух. Консистории слушали: Прошение временнаго СПб. купца, из крестьян Гдовскаго уезда Заянскаго прихода, дер. Шавково, Василия Евстифеева Евстифеева, от 16 марта сего 1896 г., на имя Его Высокопреосвященства, в коем просит о разрешении ему на собственныя средства на земельном участке уступаемом по его просьбе и по просьбе крестьян местным землевладельцем И.Л. Блоком: а.) построить в дер. Шавково, удаленной с группой других деревень – Преображенска, Хотышина, Кореловщины, Белая Выставка и Лотохово – от своего приходскаго в селе Заянье храма на 12 верст крайне затруднительной для жителей названных деревень, особенно в весеннюю распутицу и осеннее ненастье, дороги, каменную церковь в честь Преображения Господня с припискою оной к Заянскому храму с тем, чтобы приходской причт совершал службы в новой церкви не менее 25 раз в год и б.) при церкви деревянную церковно-приходскую школу, на устройство которой, он, Евстифеев, жертвует лес и все необходимые материалы. Приложенные к прошению – акт об освиде(л. 21 оборот)тельствовании, 15 декабря 1895 года, благочинным 1 округа Гдов. у., Богдановым, в присутствии священника Заянской в) выписку из крепостной СПб. Нотариального архива книги по Гдовскому уеду, за 1896 г., № 20, ч. 1, из коей усматривается, что при возникновении дела о постройке церкви, к пожертвованию (?) под сию постройку землевладельцем Блок земельный участок мерою две десятины 220 кв. саж., просителем Евстифеевым приобретен покупкою в свою собственность.
***
Список землевладельцев Язвинская волость. Блок Иван Львович. Коллежский ассесор. С. Преображенское. Число десятин – 2054.
Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1899 год. СПБ. 1898.
В.И. Будько Рассказ в Шавково
(Л.П. Щербачева ) …Некогда истинным благодетелем Шавково был именитый купец Василий Евстифеевич Евстифеев. Им за рекой Хотышинкой был выстроен храм во имя Св. Александра Невского. Перед входом были похоронены его родители, на могилах которых стояли большие чугунные кресты. Сегодня кровля храма обрушилась. Могильные памятники Четы Евстифеевых были разрушены атеистами. Место давно не посещается никем. Редкий путник забредет сюда через заросли крапивы по едва приметным тропкам. Дорога мимо храма тоже пришла в негодность, по ней уже много лет никто не ездит. Машины проносятся мимо храмового поворота. Никто почти и не ведает, что в лесу находится Православная Святыня. Храмовая площадка обсажена вековыми грабами, которые в свое время высадил Евстифеев. К сожалению, эти деревья в наших условиях не дают поросли. Поэтому исполины ждут скончания своего века.
На внутренних стенах храма сохранились остатки альфрейной росписи ярких тонов. Чудом сохранилась фреска изображающая одного из Апостолов, очевидно, Луку. Над храмовой перегородкой, отделяющей притвор от основного помещения, сохранилась настенная икона — образ Спасителя. На наружной алтарной стене едва проглядывается роспись - Богородица с младенцем. Сохранность этого образа очень плохая. Краски давно осыпались и различим только красно-охристый подмалевок.
Заброшенное здание храма некогда использовалось колхозом для хозяйственных нужд. Сегодня экономическая жизнь в селе замерла. Ближайший совхоз в Новоселье банкрот. Контора совхоза стоит без стекол. Бумаги разбросаны по полу. Многие люди уехали в город - в отход, иные пилят лес, кто-то даже его ворует. По рассказу Лидии Павловны купцом Евстифеевым были построены дома священника и пономаря. От храма прямая широкая дорога вела к мосту. При ней в свое время была часовенка. От моста дорога подымалась на горку, на которой Евстифеев добился учреждения кладбища. Там же им была сооружена вторая часовня. Кроме этого, благодетель выстроил в селе школу и магазин.
О судьбе Василия Евстифеевича сельчанам ничего не известно. Рассказчица помнит его супругу — Анастасию Дмитриевну — очень благородную женщину. С ней дружили бабушка и мать рассказчицы. Анастасия Дмитриевна в свое время была выгнана властями из своего Шавковского дома и уехала в Ленинград, очевидно, к родственникам. По сведениям исследовательницы Г.М. Степановой у Евстифеевых были сыновья, которые до революций проживали в Санкт-Петербурге. Сведений о них сегодня пока нет. В блокаду Анастасия Дмитриевна умерла от голода и о месте ее захоронения тоже ничего неизвестно.
Все, что у Анастасии Дмитриевны оставалось от былого богатства, было отнято. Что-то она оставила на сохранение сельчанам, но все ценности этими людьми были, очевидно, присвоены. Храм разрушали около 1933 года. Для этого «из района» (из Осьмино) прибыла специальная группа под руководством Федора Пантелеева. Жители плакали взирая на бесчинство безобразной власти. Тем не менее, небольшую часть икон верующим удалось спасти. У бабушки икон было «видимо-невидимо». До времен нашего разговора у Лидии Павловны сохранилась храмовая икона Св. Александра Невского. Она выказала настоятельную просьбу передать ее в какой-либо храм. У жителей округи имеются реальные опасение, что образа могут стать добычей бессовестных грабителей-спекулянтов церковной утварью. Массовые кражи икон из домов отмечались в годы т. н. «перестройки» в приходе Зажупанья. По нашей просьбе, через посредство Н. Наумовой икона Св. Александра Невского была отдана в Сланцы — отцу Алексию (Гришанову), который специально приезжал за ней к Лидии Павловне.
Записано – Москва. 2006.
СПБ-СЛАНЦЫ За 1916 год Церковь построена в 1899 году 21 сентября тщанием Потомственного Почетного Гражданина Василия Евстифеевича Евстифеева. Зданием каменная с такою же колокольнею на гранитном фундаменте, крытая железом, отштукатуренная с одной главкою на середине церкви, теплая; в 1900 году обнесена проволочною оградой на каменном фундаменте в кирпичных столбах. Престол один во славу Преображения Господа. Утвари и ризницы достаточно. По штату священник и псаломщик. Жалование священнику 600 руб., псаломщику 200 руб. Кружечного дохода 1915/16 год получено 293 руб. Другие источники: %% с капитала в 3000 руб., положенного строителем церкви Евстифеевым и % с 100 руб. облигации Городского Кредитного общества, пожертвованной причту на вечное поминовение Максима. Земли пахотной 1/2 дес., сенокосной ½ дес., под постройкой ½ дес., остальная пустующая. Всего при церкви 2 дес., 220 кв.саж. Земля неудобная. Дома священно и церковнослужителей построены деревянными тщанием Евстифеевым в 1901 и 1909 годах и составляет собственность церкви. Церкви принадлежат: церковно-приходская школа, деревянная построена в 1896 тем же
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|