Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрагмент снимка из СПБ архива кино и фотодокументов.





К 100-летию храма

Преподобного Серафима Саровского

В поселке Песочный

 

Серафимовская церковь в дачной местности Графская была построена летом 1904 года «Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», существовавшим с 1890 года и имевшим целью духовное просвещение теряющего веру русского народа. Председателем Общества был протоиерей Философ Орнатскнй. Участок земли для строительства храма был подарен графиней Ольгой Викторовной Левашевой в 1903 году.

Проект для деревянной церкви подготовил гражданский инженер Сарандинаки. Строительство началось в апреле 1904 года, и уже к середине июля того же года здание было закончено снаружи, возводил церковь военный инженер И.Т. Соколов, деньги на строительство собирали все жители Графской.

 

Среди благодетелей Серафимовского храма особенно хочется отметить почетного гражданина, купца 1-ой гильдии Василия Евстифеевича Евстифеева. Церковь была построена, в основном, на его личные средства. И после он ежегодно жертвовал большую сумму денег на необходимые строительные и ремонтные работы по храму. За сооружение на собственные средства Серафимовской церкви Евстифееву был пожалован орден Святой Анны III степени. К 1916 году он состоял пожизненным членом не только «Общества распростра­нения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», но и эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского, был казначеем «Общества вспоможения бедным прихожанам Успенской церкви на Сенной площади», директором 2-го Общества взаимного кредита, членом Коммерческого суда от купечества. В эти годы входил в состав Строительных комиссий церквей: Серафимовской, Воскресения Христова (на Обводном канале), свщмч. Исидора Юрьевского (на Лермонтовском проспекте). В течение многих лет жертвовал денежные средства на строительство церквей и посылал мясо для разговения на Рождество и Пасху (по несколько пудов) в церковно­приходскую школу при храме Исидора Юрьевского.

 

Первую же свою церковь он возвел на родине, в деревне Шавкове.

 

В канун годовщины обретения мощей и прославления преподобного Серафима, 18 июля 1904 года состоялось торжественное освящение храма.

Освящал церковь владыка Сергий (Старогородский), епископ Ямбургский (будущий патриарх Московский и всея Руси). При Серафимовской церкви сразу же открылась воскресная школа и проповеднический пункт Общества. В дальнейшем Совет Общества планировал устроить при храме приют для бедных детей и богадельню по призрению престарелых членов Общества. В 1905-1906 гг. Службы совершались в летнее время. К 1906 году из местных дачников сложился хор, которым в течение нескольких лет руководил регент Д. Орнатскнй.

С 1904 по 1917 годы в церкви служили: священник Василий Михайлович Никольский, священник Мелетий Алексеевич Щепинскнй, священник Владимир Иосифович Сейбук, священник Иоанн Колпаков. Служили в церкви и братья Орнатские священномученики Философ и Иоанн, последний с 1923 по 1928 годы был настоятелем церкви. Также неоднократно служил в храме и Святой Праведный Иоанн Кронштадтскний, ведь отец Иоанн Кроншдтский был женат на племяннице Святого пастыря. В день престольного праздника 19 июля /1 августа 1910 года Богослужение в храме возглавил епископ Гдовский Вениамин (будущий митрополит Петроградский, новомученик).

 

 

Последний настоятель, протоиерей Николай Меринов, был арестован 6 августа и расстрелян 24 сентября 1937 года на Левашовской пустоши в возрасте 44 лет (реабилитирован посмертно в 1990 году). После 1937 года церковь была закрыта по постановлению Леноблисполкома. В период с 1937 по 1991 годы храм использовался как склад, клуб, пункт проката. Были разрушены и сняты купола и колокольня, утварь и иконы разграблены, внутреннее убранство уничтожено.

Промыслительно, что власти начинают возвращать церковь именно к 1991 году, когда неожиданно совершилось второе Обретение мощей преподобного Серафима в соборе Казанской иконы Пресвятой Богородицы, где в советское время находился музей истории религии и атеизма. На чердаке музея, среди экспонатов и были обнаружены мощи одного из самых известных российских Святых.

Возрождение началось в начале 1990-х годов. 20 ноября 1990 года принят собранием верующих Приходский устав. 13 декабря 1990 года устав утвержден митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном (Снычевым). В 1991 году в год второго обретения Святых мощей преподобного Серафима Саровского - церковь постепенно возвращается.

1 августа 1991 года священником Александром Григорьевым с собранием верующих совершен молебен на улице со стороны алтарной части храма. 13 марта 1992 года храм полностью освобожден организацией «Ленпрокат» и передан приходской общине. Настоятелем назначен священник Владимир Макаревич. С октября 1993 года по настоящее время настоятелем служит протоиерей Игорь Филин. С этого времени в храме проводятся регулярные Богослужения. 15 января 1994 года состоялся первый Крестный ход по поселку Песочный, положивший начало традиции совершать Крестные ходы на церковные праздники: в дни памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа и 15 января), на праздник Крещения Господня, к источнику, и в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), Второй священнослужитель - диакон Михаил Волынин - рукоположен 15 июля 2002 года во священника. До этого он тоже служил в Песоченской церкви – псаломщиком.

При церкви организована воскресная школа, регулярно проводятся занятия для детей и взрослых, ведется просветительская работа. Дети, посещающие воскресную школу, готовятся к встрече Рождества и Пасхи и выступают на праздниках перед родителями и детьми прихожан и жителей поселка, г. Сертолова, Санкт-Петербурга. Здание храма в виду своего плачевного состояния требовало капитального ремонта и воссоздания. Неправильная эксплуатация с 1939 по 1991 годы привела к тому, что четверть здания церкви оказалась под угрозой разрушения. После снятия обшивки стало очевидно, что бревна заражены древесным, грибком, поэтому была проведена замена части бревен.

Несмотря на трудности, материальные и духовные, работа по приведению Храма в его первоначальный вид не останавливалась.

 

***

 

Богослужения в храме преподобного Серафима Саровского совершаются еженедельно в среду, пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни.

Среда: 6.00 - Божественная литургия, 17.00 - Молебен водосвятный иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша;

Пятница: 15.00 - Исповедь, 17.00 Вечернее Богослужение с панихидой;

Суббота: 10.00 - Божественная литургия, 17.00 - всенощное бдение;

Воскресенье: 10.00 - Божественная литургия, 17.00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому.

По четвергам проводится молебен в часовне сятых Космы и Дамнана, в летний период водосвятный молебен в часовне преподобного Серафима Саровского на источнике. Летом совершаются Богослужения в приписном храме святых апостолов Петра и Павла.

12 июля в день сятых апостолов Петра и Павла, ежегодно, совершается Крестный ход к приписному храму и обратно. Также в течение года по поселку совершаются Крестные ходы: в дни памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа и 15 января), на праздник Крещения Господня, к источнику, и в праздник Происхождения Местных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа).

 

Издание храма преподобного Серафима Саровского и «Обители Веры и Милосердия» в Песочном.

Отпечатано в издательско - полиграфическом комплексе «Анатолия».

 

 

 

 

В.Е. Евстифеев.

Общество благотворения. 19.02.1891.

 

«Душа его во благих водворится»

 

19 марта нынешнего года в приходе нашего храма произошло освящение часовни на Сенной площади, рядом с выходом из станции метро «Сенная площадь». Часовня, освященная во имя великомученика Иоанна Нового, Сочавского, установлена на месте, где некогда располагался алтарь церкви Успения Божией Матери (Спасо-Сенновская). После освящения часовни благочинный, настоятель церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, архимандрит Сергий (Стуров) в своем кратком слове сказал, что теперь люди, живущие здесь, смогут помолиться за всех тех, кто когда-то приходил в бывшую здесь церковь, поставить свечу за них, а также за ныне живущих. И мне было радостно поставить свечу именно в этой часовне об упокоении души раба Божия Василия — бывшего здесь когда-то прихожанином, а позднее, с 1914 по 1916 годы, старостою церкви и казначеем существовавшего при ней Общества вспоможения (т.е. помощи) приходским бедным.

Что это был за человек? Занимаясь поисками материалов по истории церкви преподобного Серафима Саровского в бывшем дачном поселке Графская (ныне пос. Песочный Ленинградской области), я впервые прочла имя купца Василия Евстифеевича Евстифеева в «Санкт-Петербургском вестнике» за 1905 год об указах о награждении. Всего две строки: награждается купец 1-й гильдии, личный почетный гражданин Василий Евстифеев «орденом св. Анны Ш степени за построение на личные средства церкви». Меня заинтересовала его судьба, и я стала искать о нем любые упоминания. Оказалось, что он был довольно известным человеком не только в местности Графской, но и в Санкт-Петербурге С особенной теплотой его вспоминала одна из жительниц села Шавково, к сожалению, сегодня покойная. Вот что удалось узнать.

Родился будущий строитель 20 марта по старому стилю - 2 апреля по новому стилю далекого 1843 года в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. Ныне это юго-восток Сланцевского района Ленинградской области, на самой границе с Псковской областью. Он происходил из семьи крепостных крестьян, которые принадлежали помещику, тайному советнику Александру Ивановичу Блоку, сын которого Лев (1823-1883), действительный статский советник, был дедом известного русского поэта Александра Блока (1880-1921).

В то время младенцев, как правило, крестили на 2-3 день после рождения и имя нарекали по Святцам на день крещения. В деревне церкви не было, и младенца крестили в приходской церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Заянья (примерно в 13 км от Шавкова, ныне это Псковская область; церковь сохранилась, при ней существует крепкая церковная община). Крестили его в день памяти священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362-363), крепкого и стойкого в вере. Икона этого святого есть в нашем храме, и мне думается это промыслительно.

В.Е. Евстифеев был крепостным, но после выхода Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости, позволившего им заниматься ремеслами и торговлей, он открыл довольно прибыльную торговлю мясом, которая стала приносить ему немалый доход. Это позволило боголюбивому Василию Евстифеевичу стать постоянным жертвователем на нужды бедных и строить храмы. Таких людей раньше называли храмоздателями. Словарь церковно-славянского языка дает значение этого слова, точнее слова «здатель». Современный смысл этого слова – строитель и зодчий. В старые времена так называли и человека, который на свои средства строил церковь.

Василий Евстифеевич Евстифеев «тихо и скромно и вместе с тем неуклонно в течение многих лет» служил «созданию на Руси Святых храмов Божиих». Так отмечалось в поздравительном адресе, поднесенном ему в день освящения 14 декабря по ст. ст. 1908 года церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. С 1903 по 1908 гг. он входил в состав ее Строительной комиссии.

Несмотря на свой достаток и известность в определенных кругах, он всегда отличался скромностью, благонадежностью и был весьма усерден. Он всегда умел «при своем неистощимом благодушии, ободрить и поддержать» ближних и окружающих, найти неожиданный выход в трудных ситуациях.

В те годы в Гдовском уезде люди занимались в основном лесным и рыбным промыслами, а так же скотоводством. По здешним озерам и рекам сплавляли огромное количество леса для нужд царственной столицы. В деревнях округа Самро и в других местностях крестьяне массово по специальным договорам с промышленниками выращивали телят. Отсюда по т.н. Самрянскому пути они гоняли большие гурты скота в Петербург. По воспоминаниям сиарожилов, один гуртовщик приходился обычно на десяток голов скота. Мясопромышленники в своем деле добычи скота заходили подчас очень далеко от столицы, например, в Эстляндию или даже в местности Малороссии – на Украину

Евстифеев приезжает в Петербург, очевидно, в середине 80-х годов XIX века. Впервые его имя встречается в Отчете Общества вспоможения приходским бедным Спасо-Сенновской церкви за 1889 год: он делает взнос в 15 рублей. Это были довольно большие деньги. Величину этих денег можно сравнить со стоимостью жертвуемого Евстифеевым мяса к Рождеству Христову и Пасхе для этого Общества. К каждому такому празднику он поставлял по 5-ти пудов (примерно 80 кг) мяса, стоимостью примерно 25 рублей.

Чуть позже он вступает в члены Общества, а с 1895 года становится пожизненным членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и также в эстонское Православное Братство (с 1898 года).

Доходы его растут, и он начинает жертвовать значительные средства на дела благотворительности. Начинает он со своей родной деревни. В 1896 году на его средства там была построена церковно-прнходская школа (здание школы обошлось ему в 3500 рублей) на участке земли, пожертвованной местным землевладельцем Иваном Львовичем Блоком.

В это же время он начинает хлопоты по строительству церкви в Шавкове. Это было его заветным желанием. «...В весеннюю распутицу и осеннее ненастье бывает крайне затруднительно, особенно для детей и стариков» добраться до храма, поэтому «скорбя за сих малых да не впадут в глад слышания Слова Божия и да утешатся песнопениями церковными и лицезрением Божественной Литургии, положил я себе на сердце из тех достатков, которыя я приял от благодеющей мне в моем торговом деле Десницы Божией, уделить часть в созидание Храма Божия во имя Его Преображения...» — так он пишет в своем прошении, датированном мартом 1896 года. Землю, обещанную для возведения храма все тем же Блоком, он выкупил в свою собственность из-под залога

15 июня 1897 года в Шавкове состоялась закладка каменного храма, строительство которого было завершено через два года, и церковь во имя Преображения Господня (архитекторы С.И. Андреев и Н.А. Мельников) была освящена 22 сентября ст. ст. 1899 года. Вот как описывается эта церковь в Клировой ведомости за 1916 год: «каменная с таковою же колокольнею, на гранитном фундаменте, крытая железом, оштукатуренная, с одною главкою на средине церкви, теплая; в 1900 году обнесена проволочною оградою, на каменном фундаменте в кирпичных столбах».

После постройки Преображенской церкви его утверждают в должности старосты этой церкви, в которой он состоял в течение всех последующих лет до революции. За неимением церковной земли причт этой церкви пользовался процентами с капитала в 3000 рублей, положенного B.Е. Евстифеевым. В 1901 году он строит там для священника деревянный дом. При храме Преображения Господня 28 января 1905 года было открыто церковно-приходское попечительство под его председательством.

Летом 1903 года Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения обратился «с просьбою ко всем любителям храмоздательства — помочь деньгами и материалами, и церковной утварью» для строительства церкви в дачной местности «Графская» (ныне поселок Песочный, СПб) по Финляндской железной дороге. В лице Василия Евстифеева Общество находит достойного жертвователя. Он входит в Строительную комиссию, в состав которой входили также священники - братья Философ (ныне прославленный в лике Святых как священномученик) и Иоанн Орнатские.

Фактически полностью на его средства возводиться этот храм. В апреле 1904 года начинается строительство, а уже 18 июня первую церковь во имя преподобного Серафима Саровского (как известно, этот Святой был прославлен только в 1903 году) освящает епископ Сергий (Старогородский) –впоследствии патриарх всея Руси (1943 – 1944).

Деятельность Василия Евстифеева не ограничивалась только мясной торговлей. В 1904 году он вкладывает деньги в приобретение участка с домом по Обводному каналу. Впоследствии он расширяет, надстраивает и пристраивает к дому флигель, что превращает его в доходный дом. Дом сохранился до сих пор под тем же № 86. расположен он недалеко от Воскресенской церкви.

С 1905 года Евстифеев работает на СПБ скотопрогонной и мясной бирже и входит в Совет Комитета при ней. Вступает во 2-ое Общество взаимного кредита, а с 1908 года становится одним из его директоров (ныне в здании размещается Балтийский Банк - Садовая ул., 45). С 1907 по 1910 годы он представлял купечество в Коммерческом суде. Долгие годы он состоял и в Строительной комиссии при эстонском Православном Братстве. Это Братство это выстроило церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского (Лермонтовский пр., 11). За заслуги перед Братством в 1913 году его принимают в почетные члены. Все годы нахождения в этом Братстве он опекает церковно-приходскую школу Братства с общежитием при нем, поставляя для нее мясо.

По-видимому, в начале 1910-х годах он отходит от дел и передает их своему старшему сыну Василию. В апреле 1914 года был утвержден Торговый Дом «Евстифеев, Почкин и К» для производства комиссионной продажи убойного скота, мяса, свинины, дичи и других сельскохозяйственных продуктов. Контора размещалась в Демидовом переулке, 8 (современный пер. Гривцова).

За постройку дома для церковно-приходской школы и каменного храма Преображения Господня в Шавкове он получил звание личного почетного гражданина, а за строительство деревянного храма во имя прп. Серафима Саровского в Графской - звание потомственного почетного гражданина и орден Святой Анны Ш-й степени. В 1910 году он получает за заслуги перед Духовным ведомством орден св. Станислава Ш-й степени, в 1914 году за заслуги по ведомству Министерства Юстиции - орден св. Станислава П-й степени.

Надо отметить, что на родине его помнят и до сих пор. Старейшая жительница деревни Шавкова в 2003 году вспоминала о нем очень тепло. Хорошие дела люди помнят, и память о них живет долго, ведь прошло более ста лет с постройки храма, а люди помнят имя человека, построившего в их деревне не только церковь, но и школу, дом, мост через реку.

Последнее встреченное мною упоминание имени Василия Евстифеевича Евстифеева относится к 1916 году, т.к. в 1917 году старостою церкви Успения Божией Матери избирают Ивана Дмитриевича Калачева. К этому времени Евстифеев имеет уже весьма почтенный возраст - 74 года.

На этом следы Евстифеева теряются. Когда он умер? Где похоронен? Даже могила его сына Василия не сохранилась, хотя место его упокоения на Ново-Девичьем кладбище находится рядом с могилой Вершининой, усердно ныне посещаемой паломниками, т.к. на ней стоит бронзовая скульптура Христа.

Его младший сын Михаил упоминается в адресной книге «Весь Ленинград» за 1930 год. Возможно, там же упоминается и его внук, Александр Михайлович Евстифеев. Его невестка, жена Михаила, Анастасия Дмитриевна умерла в блокаду.

На родине, в д. Шавкове, нет его могилы, сохранились лишь стены некогда великолепного каменного храма, построенного боголюбивым Василием Евстифеевичем Евстифеевым.

Как видим, вся деятельность Василия Евстифеевича Евстифеева проходила в части нынешнего Адмиралтейского района и благочиния. Его судьба как бы невидимо связывает теперь новую часовню, Успенскую церковь, церковь прп. Серафима Саровского в Песочном, наш храм Воскресения Христова и церковь во имя сщмч Исидора Юрьевского. Вся его жизнь, как человека набожного, была стремлением возблагодарить Бога за Его богатые к нему милости, и это было им осуществлено на деле. И пусть его дела благотворения святым храмам и церковно-приходским школам послужат примером для современных людей, имеющим средства, но истощающих их на свои, часто предосудительные, удовольствия.

 

Упокой, Господи, душу раба Твоего Василия

в селениях праведных и прости ему всякие согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствия Небесного!

 

Г.М. Степанова. СПБ. 2005.

Заметка для Воскресной школы храма Воскресения Христова в СПБ.

 

***

 

Г.Н. Степанова

СПБ

И.Л. Блок







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.