Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕРЕГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ





Одно из первых мест в иерархии профессиональных качеств современного руководителя занимает переговорная культура, умение организовать и провести переговоры на высоком уровне в соответствии с международными стандартами. Очевидно, что далеко не каждый менеджер владеет качеством подобного рода и может эффективно и успешно осуществлять переговорную деятельность в разных культурных контекстах. Поэтому проблема развития навыков ведения деловых переговоров, формирования переговорной культуры вызывает неподдельный исследовательский интерес.

Необходимость обращения к данной проблеме все больше и больше начинает осознаваться на всех уровнях вертикали власти. Об этом все чаще говорят высшие должностные лица страны, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы, появление в научной литературе специальных научно-теоретических и научно-практических разработок по переговорному процессу.

Анализ нормативно-правовых документов позволяет утверждать, что в обществе наметились некоторые предпосылки к исследованию проблемы формирования переговорной культуры у будущих менеджеров в условиях профессионального образования.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июля 1996 г. гласит, что одними из основных задач высшего учебного заведения считаются: «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования…; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества…; повышение образовательного и культурного уровня населения». На основании данного положения можно констатировать, что высшее профессиональное образование является активным транслятором культурных и общечеловеческих ценностей, а также этических норм и образцов поведения, присущих специалисту, работающему в сфере управления.

«Федеральная программа развития образования» от 10. 04. 2000 г.ориентирует систему образования на «… разработку содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры…»; «вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство»; «реализацию и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков». Другими словами, программа признает необходимость обновления содержания образования в соответствии с современными требованиями науки и культуры с тем, чтобы обеспечить специалиста-менеджера новейшими знаниями в области управления, сформировать коммуникативные навыки ведения переговоров, научить использовать иностранный язык как свой профессиональный инструмент.

Социальный запрос государства, направленный на формирование коммуникативно-грамотного специалиста, находит свое отражение и в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» от 04. 10. 2000 г. Доктрина утверждает, что система образования призвана обеспечить развитие у молодежи культуры межэтнических отношений. Государство в сфере образования, в свою очередь, обязано обеспечить «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий…».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29 декабря 2001 г. отмечено, что «связи со значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности специалиста». Помимо всего прочего, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью». В связи с этим, «надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества…».

Из сказанного следует, что профессиональное образование должно осуществлять подготовку такого специалиста-менеджера, который не просто владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но отличается высоким уровнем общей, профессиональной и переговорной культуры.

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы» от 3 сентября 2005роль образования в решении задач социально-экономического развития России видит в «создании условий для повышения конкурентоспособности лич­ности; формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении социальной и профессиональной мобильности; формировании кадровой элиты общества, основанном на сво­бодном развитии личности». «Совершенствование содержа­ния и технологий образования обеспечивается путем внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и комму­никационных технологий…».

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (октябрь 2008 г.) основной стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Причем развитию культурного потенциала личности в ней уделяется особое внимание. Государством планируется «создать условия для равной доступности культурных благ и услуг, образования в сфере культуры и искусства для граждан России» путем «подготовки научного кадрового потенциала в сфере культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих отечественных высших учебных заведений»; а также «использовать культурный потенциал России для формирования положительного образа страны за рубежом» на основе «реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества».

Вышесказанное подчеркивает актуальность проблемы формирования переговорной культуры будущих менеджеров на государственном уровне и позволяет констатировать, что современное общество остро реагирует на проблему формирования социально активной, творческой и культурно-развитой личности, способной успешно решать коммуникативные задачи в процессе делового общения и трудовой деятельности.

Немаловажную роль в исследовании современного состояния изучаемой проблемы занимают диссертационные работы, защищенные за последние годы. Только за прошедшие 10 лет были осуществлены 16 диссертационных исследований, предметом исследования которых выступает такая категория, как переговорный процесс. Так, в работе Соколовой М.Г. рассматривается проблема формирования у старшеклассников профессионально ориентированных классов коммуникативных умений ведения деловых переговоров. В данном исследовании мы находим подтверждение актуальности изучаемой нами проблемы, и мы полностью согласны с мнением ученого о том, что «деловые переговоры – основной инструмент профессиональной деятельности менеджеров. Владение соответствующими коммуникативными навыками становится для них профессионально значимой категорией» [1, с.18].

Близкой в некотором роде вышеупомянутой работе является диссертационное исследование С.В. Астафурова. Схожесть данных работ мы видим в их коммуникативной направленности и ориентации, прежде всего, на развитие коммуникативных навыков. Но последнюю работу к теме нашего исследования приближает внимание к проблеме формирования иноязычных умений переговорного процесса в процессе языковой подготовке студентов неязыкового вуза.

Для нашего исследования существенное значение имеют идеи автора о формировании знаний об этнокультурной специфике переговорного процесса у обучаемых. Мы поддерживаем его мнение о том, что в современных условиях выпускники вузов должны уметь адекватно воспринимать культуру инофонного сообщества в переговорах с иностранными партнерами [2, с.74].

В работе Спиновой Е.А. «Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли» [3] процесс обучения студентов ведению переговоров рассматривается с точки зрения формирования прагматического компонента коммуникативной компетенции. Последнее, по мнению автора, достигается путем овладения знаниями о специфике переговорного процесса, а также развитие прагматических умений. Эта работа, как и две предыдущие, также ценна детальным изучением проблемы формирования у участников переговорного процесса коммуникативной компетенции. Однако в ней мы также не находим обращения к проблеме формирования переговорной культуры у студентов высшей школы.

Необходимость осуществления систематического анализа переговорной культуры, ее места и роли в жизни социума озвучена в диссертационном исследовании А.Л. Стремовской [4]. Пожалуй, это единственная работа, которая дает представление о феномене переговорной культуры, специфике переговоров как особого рода социокультурной деятельности.

Для выяснения современного состояния изучаемой проблемы нами был проведен анализ публикаций последних лет в ведущих научных журналах, освещающих актуальные проблемы образования, педагогической науки, лингвистики и управления. С этой целью нами были изучены журналы «Педагогика», «Высшее образование в России», «Иностранные языки в школе», «Педагогическое образование и наука», «Высшее образование сегодня», «Инновации в образовании», «Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня».

Изучая перечисленные научные журналы на предмет наличия и отражения в них исследуемой нами проблемы, мы обнаружили, что достаточно большое количество публикаций посвящено проблемам языкового образования студентов вузов, проблемам профессиональной подготовки менеджеров, проблемам межкультурной коммуникации, культуре межэтнических и межнациональных отношений. Достаточно много публикаций посвящено различным аспектам культурного развития студентов, также имеется ряд статей, посвященных применению иностранного языка как средства обучения. При всем при этом, количество статей, освещающих различные аспекты переговорного процесса, незначительно.

Особо хочется отметить статью Сигачевой Н.А. «Профессиональная подготовка будущих менеджеров к иноязычному деловому общению». Целью данной публикации является поиск эффективной технологии практической подготовки студентов-менеджеров к деловому общению на иностранном языке в реальных условиях профессиональной деятельности. С точки зрения автора, одной из наиболее эффективных педагогический технологий обучения иноязычному деловому общению является концентрированное обучение – «это особая технология организации учеб­ного процесса, при которой внима­ние педагогов и учащихся сосредота­чивается на изучении одного предмета за счет сокращения числа одновре­менно изучаемых дисциплин, концен­трации учебного материала на опре­деленном отрезке времени. Структу­рирование содержания в укрупненные блоки, активизации познавательных сил учащихся» [5, с. 140]. В статье подробно анализируются компоненты процесса обучения, принципы коммуникативного обучения, система форм организации обучения, а также преимущества и недостатки концентрированного обучения. В конце автор делает вывод о целесообразности использования данной технологии в педагогическом процессе неязыкового вуза.

Подводя итог анализу современной периодической печати, отметим, что особенно широко в ней освещены вопросы языкового образования студентов вузов (в том числе и преподавания иностранных языков), проблемы профессиональной подготовки менеджеров, различные стороны культурного развития студентов. Все это свидетельствует о том, что в последнее время возрос интерес со стороны исследователей к проблемам формирования ключевых компетенций в сферах коммуникации и культуры, однако вопросы формирования переговорной культуры (в частности, у будущих менеджеров) авторы не затрагивают.

Следующее направление нашей работы по изучению современного состояния выделенной нами проблемы – анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 – "Менеджмент организации", содержащего общие квалификационные требования к подготовке менеджера.

Изучение учебных курсов, входящих в цикл ГСЭ, позволяет выделить ряд дисциплин, которые закладывают основу для формирования у студента переговорной культуры, а именно: философия, культурология, русский язык и культура речи. Они дают общее представление о том, то такое культура, ее роль и место в жизни общества, языке и символах культуры, межкультурной коммуникации, культурных ценностях и нормах, культурных традициях, особенностях устной публичной речи, коммуникативных и этических аспектов устной речи, культуре речи и делового общения.

Возможности же иностранного языка, как общей гуманитарной дисциплины, весьма ограничены. Он лишь формирует у студентов базовые фонетические, лексические, грамматические и аудитивные навыки. Говорение, как конечный результат изучения данной дисциплины, сводится к умению презентовать устное сообщение или доклад, а также использовать наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.

Среди предметов общепрофессионального блока формированию переговорной культуры способствуют такие дисциплины, как основы менеджмента, теория организации, организационное поведение. В рамках курса «основы менеджмента» происходит знакомство с этикой менеджмента, природой организационных отношений в системе менеджмента, стилями и имиджем менеджера, также изучается разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. «Теория организации» ориентирует студентов на овладение организационной культурой, развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. В свою очередь дисциплина «организационное поведение» способствует повышению уровня знаний в области теории поведения человека в организации, коммуникативного поведение в организации, организационного поведения в системе международного бизнеса.

Роль предметов, относящихся к циклу специальных дисциплин (стратегический менеджмент, управленческие решения, управление персоналом, инновационный менеджмент), заключается в том, что они раскрывают сущность таких явлений, как типология управленческих решений, управленческие решения и ответственность, планирование деловой карьеры и др.

Таким образом, проанализировав стандарт, мы констатируем, что цель «формирование переговорной культуры» в образовательном стандарте не заявлена. Понятие «переговорная культура» не нашло своего отражения среди дидактических единиц изучаемых предметов. Поэтому ни одна дисциплина в полной мере не формирует у студента комплексного и системного представления о переговорной культуре и не обеспечивает подготовку будущих менеджеров к этой важной стороне их профессиональной деятельности.

Большое значение для понимания современного состояния проблемы формирования переговорной культуры у будущих менеджеров имеют существующие разработки учебных планов, согласно которым ведется обучение специалистов данного профиля в высшей школе. С этой целью мы провели анализ Учебных планов нескольких вузов страны в области содержания национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента.

Мы взяли Учебные планы 13 вузов страны (доступные в сети Интернет), ведущих обучение по специальности «Менеджмент организации». Все указанные в таблице дисциплины встречаются в национально-региональных (вузовских) компонентах и дисциплинах по выбору студента и являются дисциплинами, в задачу которых входит развитие способности студентов к осуществлению деловой коммуникации, соблюдению правил этики и этикета, регуляции профессионального поведения и деятельности на основе моральных и нравственных норм и идеалов. Однако на основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что во многих вузах не уделяется должного внимания проблеме формирования переговорной культуры у будущих менеджеров.

Целенаправленное обучение отдельным аспектам делового общения, будь-то презентация проекта, ведение документации, деловой переписки и переговоры (в частности), как правило, происходит исключительно в рамках различных тренингов, семинаров, краткосрочных или долгосрочных коммерческих курсов, либо средствами дополнительного профессионального образования. Как отдельная дисциплина «переговорный процесс» преподается лишь на факультетах, готовящих специалистов для дипломатической, консульской службы и для внешнеполитических ведомств страны. В то же время важно отметить, что все большее распространение получает такая дисциплина, как «деловой английский», которая включается в блок общеобразовательных дисциплин, факультативных и специальных курсов, курсов по выбору. И нередко тема «переговоры» является одной из составляющих данного курса, а также ряда других курсов, к примеру, конфликтология. Но, то количество часов, которое уделяется изучению данной темы, не позволяет сформировать навык ведения деловых переговоров, и тем более, культуру переговорного процесса.

На основании вышеизложенного мы полагаем, что для решения проблемы, связанной с формированием переговорной культуры у будущих менеджеров, целесообразным представляется использование иностранного языка как учебной дисциплины. Иностранный язык, в виду своей специфики, обладает значительным потенциалом для формирования и развития навыков коммуникации в целом и может выступать в роли средства формирования переговорной культуры.

Формирование переговорной культуры на занятиях по иностранному языку предполагает опору на знания о культуре общения, умения вести диалог и полилог, навыки деловой коммуникации, которыми студенты овладели на родном языке. К ним можно отнести знания, полученные в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин; практические умения, сформированные в ходе участия в деловых или ролевых играх, в результате выполнения проектов и прохождения практики; навыки, полученные из личного опыта.

Обучение студентов переговорному процессу и формирование переговорной культуры подразумевает некоторую корректировку учебного курса по иностранному языку для управленческих специальностей. Необходимо также разработать модель и технологию формирования переговорной культуры, подобрать учебные материалы, составить комплекс упражнений и заданий, направленных на расширение знаний учащихся в избранной области, выделить оптимальные педагогические условия. Результатом такого обучения станет сравнительно высокий уровень владения студентами – будущими менеджерами языком международных переговоров и переговорной культурой.

 

Библиографический список

1. Соколова М.Г. Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных классов коммуникативных умений ведения деловых переговоров: Дис. … канд.пед.наук. – М.: РГБ, 2002.

2. Астафуров С.В. Развитие иноязычных коммуникативных навыков переговорного процесса у студентов-нефилологов: на материале английского языка: Дис…. канд.пед.наук. – М.: РГБ, 2007.

3. Спинова Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: Дис. … канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2007.

4. Стремовская А.Л. Переговорный процесс как форма социального взаимодействия (философско-методологический анализ). Дисс… канд.филос.наук. – М.: РГБ, 2003.

5. Сигачева Н.А. Профессиональная подготовка будущих менеджеров к иноязычному деловому общению // Высшее образование сегодня. – №2. – 2007.

Тиханович А.И. (г. Нижний Тагил)

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.