Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стратегический этап инновационного управления





Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, соответствующей состоянию внешней и внутренней среды, фирменным возможностям и типу обновления. Инновационная стратегия организации (стратегия инновационной деятельности) характеризуется как определенное логическое построение, на основе которого организация решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности. Следует учитывать, что как для каждого отдельного нововведения, так и для каждого производимого товара существуют строго индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем комплексное видение инновационной деятельности предприятия включает аспекты производства и реализации нововведений. Необходимо также давать реальную оценку затрат и результатов от осуществления инновационной деятельности на предприятии. Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер.

При нестабильной внешней среде и низком уровне технологической деятельности, даже при слабой конкуренции и низких издержках наиболее целесообразной стратегией является следование за лидером. При стабильном рынке и высоком спросе то же предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам.

Важным этапом управления является выбор целей и стратегии новаторской организации. Организация может быть ориентирована на разные типы инноваций и инновационной деятельности. Если цель организации — повышение качества текущей продукции и эффективное производство, то стратегия носит традиционный характер. При этом организация не имеет долгосрочных прогнозов, научных заделов, инновационного потенциала. Поэтому через несколько лет оно вынуждено будет принять меры для полной модернизации или диверсификации; в противном случае организацию ждет слияние или банкротство.

В случае, когда фирма имеет монопольное положение на рынке, ее целью является минимизация издержек производства, экономия ресурсов. Используя все свои преимущества и адаптационные способности, предприятие сможет удержаться на рынке. Оно применяет стратегию поддержания достигнутого уровня. Но такой вариант требует хорошего знания рынка, осторожности и бдительности в отношении конкурентов, чтобы не потерпеть фиаско или даже сменить стратегию при появлении активной конкуренции.

Если организация испытывает трудности в исследованиях и разработках, но имеет высокий уровень техники и технологии, высокое качество продукции, то ее стратегия носит оборонительный характер и имеет цель не отстать от лидеров и остаться на рынке.

При благоприятных внешних и внутренних условиях организация-новатор стремится к расширению доли рынка, к выпуску новой продукции, увеличению нормы прибыли и объема продаж. В этих случаях выбираются различной степени активности наступательные стратегии: активно наступательная, атакующая, умеренно наступательная. Возможность выбора стратегии определяется адаптационными возможностями организации, ее инновационным потенциалом, его реализацией, интенсивностью инновационной деятельности, конкуренцией.

Стратегический инновационный менеджмент связывает в единую цепь постановку целей и задач организации с поддержанием ее взаимоотношений с внешней средой. В инновационном менеджменте наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений, на основе моделирования ситуации разработать соответствующую стратегию изменений, а также использовать необходимую тактику и процедуры для успешной реализации стратегии.

Разработка стратегий инновационной деятельности

Одной из важнейших задач инновационного менеджмента является разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ, экономически, технологически и социально обоснованной. На разработку конкурентных преимуществ оказывают влияние динамика спроса, покупательная способность, социально-политические ограничения, интенсивность конкуренции, структура рынка и поведение его участников, а также инфраструктурные, институционные аспекты и пр. При этом необходимо проанализировать стратегическое положение и оценить стратегическую позицию предприятия. Стратегическое положение организации рекомендуется оценивать по следующим показателям:

– относительный размер; рост; доля рынка;

– позиция; сравнительная рентабельность; чистый доход;

– технологическое состояние;

– образ (реальность, воспринимаемая извне);

– руководство и сотрудники.

Разработка и реализация инновационной стратегии предприятия включает этапы:

1. Анализ инновационной ситуации. Анализируются цели, задачи и рыночное положение предприятия. Дается описание выпускаемых товаров, применяемых инновационной стратегии и тактики.

2. Выявление возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия (прогнозирование инновационной ситуации — SWOT-анализ). Инновационные возможности представляют собой такие направления деятельности предприятия, на которых оно может достигнуть индивидуализированного, лидирующего или монопольного положения на рынках определенных товаров. Угрозы в инновационной сфере определяются как осложнения, возникающие в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями, которые при отсутствии целенаправленных инновационных усилий могут привести к вытеснению товаров с рынка или ограничению их доступа на рынок.

3. Формулировка основных проблем и задач инновационного развития.

4. Определение инновационной стратегии организации.

5. Разработка программы инновационной деятельности организации. Программа инновационной деятельности содержит тактические мероприятия по достижению конкретных целей, предусмотренных инновационной стратегией. В программе должны быть даны ответы на следующие вопросы:

– Что и когда необходимо осуществить?

– Кто конкретно должен заниматься данным инновационным мероприятием?

– Какие ожидаются затраты?

6. Контроль инновационной деятельности организации — контролируется реализация годовых инновационных планов.

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Для инновационной позиции наряду с такими фундаментальными методами, как системный анализ, целевой и ситуационной, применяется метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ фирмы и ее среды.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.