|
Формы связи педагогики с другими науками (С.А.Смирнов).1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. 2. Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. 3. Использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. 4. Участие в комплексных исследованиях человека.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним. Педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.
Тема 2.4. Задачи педагогики
Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода. Задачи, которые имеют постоянный, Задачи временного вневременной характер характера - разработка теоретических проблем воспитания, - задачи создания новых типов обучения и образования с учетом учебников, пособий для школы, особенностей каждой возрастной дошкольных учреждений; категории населения. Реализация - разработка различных тестов этой задачи связана с изучением (для определения готовности закономерностей процессов воспитания, детей к школьному обучению и др.); обучения, образования, а также с разработкой -внесение изменений новых моделей образовательного процесса. в предметно-материальное - изучение теоретических основ построения пространственное оформление педагогического процесса на гуманистических групповой комнаты, участка началах, с ориентацией на общечеловеческие дошкольного учреждения ценности. - изучение и обобщение практики, опыта - изучение эффективности педагогической деятельности, деятельности служб - внедрение результатов исследований в практику дополнительного образования и др. - прогнозирование образования Методология педагогической науки Методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет описательную функцию и регулятивно-нормативную. В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня: 1. Философский уровень - общие принципы познания. 2. Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин (системный подход, теория воспитательных систем). 3. Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (личностный подход, деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход). 4. Технологическая методология – составляет методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой может включаться в массив научного знания. Все уровни – система, существует соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать: - методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; - собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи. Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д.).
Тема 2.5. Принципы и методы воспитания
Методы воспитания Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения обра- зовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, исиоль- ломых на различных этапах реализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют разнообразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности учебно-воспитательного процесса. Есть и общие методы воспитания в целостном педагогическом процессе. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|