Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система общих методов воспитания





 

методы формирования сознания личности рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, иллюстрации и демонстрации
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния личности соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспита­нии педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения по­ведения воспитуемых.  

 

 

В реальных условиях педагогического процесса методы воспи­тания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решаю­щее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармо­нично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе процесса воспи­тания тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления дру­гими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к на­меченной цели.

Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспи­тания, обычно руководствуется целями воспитания и его содер­жанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражне­ние, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наи­более приемлемым в данной ситуации.

К. Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех пси­хических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в кото­рых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых лично­стей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитатель­ные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, орга­низованности. Например, на известном уровне его развития наи­более продуктивным способом педагогического воздействия яв­ляется решительное, неукоснительное требование, но неумест­ными будут лекция или диспут.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он под­чиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее ре­шения, учет возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А.С.Мака­ренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

 

 

Средства и формы воспитания

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и при­меняются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материаль­ной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и науч­но-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и спе­цифику воспитания; есть методы, непосредственно ориентиро­ванные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях.

 

Принципы воспитания (Приложение).

 

Тема 2.6. Целостный педагогический процесс - объект изучения в педагогике

Сущность и функции целостного педагогического процесса

 

Педагогический процесс - целенаправленное содержательно насыщенное и орга­низационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев). Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» го­ворит о направленности на преобразование личности че­ловека (ребенка).

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А.Сластенин).

Педагогический процесс образуют обучение и воспитание, они взаимосвязаны, но имеют свою специфику, поэтому наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике.

Главное интегративное свойство педагогического процесса – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Целостный педагогический процесс предполагает организацию жизнедеятельности воспитанников, отвечающую их интересам и потребностям, направленную на развитие всех сфер личности – сознание, чувства, волю.

 

 

Педагогический процесс употребляется

 

В широком смысле В узком смысле  
- это совокуп­ность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи (педаго­гический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста). Педагогический процесс в широком смысле вклю­чает в себя и большую, глобальную, задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность. В широком педагогическом процессе может функ­ционировать сразу несколько педагогических «мини-про­цессов». - сосредоточение содер­жания обучения его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче (решение задач нравственного, эстетического сторон воспитания; воспитание честно­сти, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д. Педагогический процесс, направленный на реше­ние узкой задачи, всегда является содержательной едини­цей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него.  

 

 

Таким образом, педагогический процесс об­ладает целостностью, общностью и единством.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.