|
Глава І. Молодежь как объект и субъект государственноймолодежной политикиСтр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава I. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики 1.1 Социальный портрет современной молодежи 1.2 Основные направления государственной молодежнойполитики Глава II. Практика организации профилактики безработицы средимолодежи 2.1 Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи 2.2Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы 2.3Проектпрограммы«Рабочаямолодежь – будущеенашегогорода» Заключение Список литературы Приложения
Введение
Становление современной молодежи происходит в сложных условиях изменения старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений. Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности. На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, процесс социальной адаптации, вопросы трудовой занятости и профессиональной востребованности молодых людей является актуальной проблемой, так как разрушена целостная система работы с молодым поколением различных категорий. Молодежь является одной из самых уязвимых групп населения. В настоящее время социально значимые цели труда девальвированы, а моральные нормы, адекватные задачам развития общества, не сформировались. Это ведет к отчуждениююношей и девушек от труда и в перспективе содержит зародыш социальной нестабильности. Среди официально зарегистрированных безработных молодые люди составляют более 1/3. Каждый пятый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев.Все это находится в противоречии с ожиданиями активного экономического участия молодежи в подъеме производства. Ведь именно молодежь представляет собой ту возрастную категорию, которая является наиболее перспективной в плане осуществления прогрессивной социальной роли. Социальное положение молодежи привело общество к осознанию необходимости исследования проблемы безработицы и ее решения, так как завтрашний день в руках сегодняшней молодежи. Цель исследования заключается в разработке программы содействия трудовой занятости молодежи. Объектом исследования выступает молодежь. Предметом исследования выделяется профилактика безработицы среди молодежи. Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи: 1) изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; 2) выявление основных проблем молодежи; 3) определение основных направлений государственной молодежной политики,в том числе в сфере занятости; 4) выявление профессионального самоопределения выпускников школ города Сибай; 5) уточнение наиболее эффективных методов социальной работы по организации профилактики безработицы среди молодежи. Гипотеза исследования: полная реализация государственной молодежной политики может создать благоприятные условия для реализации трудовых инициатив молодежи, обеспечить ее занятость, тем самым изменится социальное положение молодежи в обществе, так как проблема безработицы, являясь одной из фундаментальных, имеет исключительно негативные социальные последствия для молодежи– стратегического резерва, который будет определять будущее нашей страны. Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, изучение трудов специалистов в области социальной работы, психологии, педагогики, опыта работы Рязанской, Белгородской областей и Республики Башкортостан. В качестве частного метода и приема сбора первичной информации будет являться анкетный анонимный сплошной опрос респондентов. Вопросы анкеты закрытого и полузакрытого типа, прямые и косвенные, личные. Макет анкеты мы представляем в Приложении 1. Практической базой исследования являются гимназия, лицей№9, школы №4,№6,№12 города Сибай. Практическая значимость заключается в разработке программы по содействию в трудоустройстве, занятости молодежи, в возможности использования материалов при организации социальной работы с молодежью, направленной на профилактику молодежной безработицы. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения. Глава І. Молодежь как объект и субъект государственноймолодежной политики Глава II. Практика организации профилактики безработицысреди молодежи СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
Таким образом, при утверждении и финансировании данной городской программы по нашим предположениям произошло бы снижение уровня безработицы среди нетрудоустроенных подростков и молодежи, приобщения их к общественно-полезному труду, рост предпринимательской деятельности молодежи, активное движение студенческих трудовых отрядов, поднятие престижа рабочей профессии, возвращение молодежи в свой родной город. Таким образом: 1. Повышение субъективности молодежной среды, стимулирование ее самоорганизации для самостоятельного решения стоящих перед ней проблем возможно при рассмотрении молодежи как сферы инвестиций, а не как проблемной сферы. 2. Изучение опыта работы с молодежью в Рязанской, Белгородской областях и в Республике Башкортостан привело к выводу, что максимально эффективно решают проблемы безработицы и ее профилактики на данных территориях, используя нестандартные подходы в решении проблемы нетрудоустройства, различные приемы реализации государственной молодежной политики. 3. Профориентационная работа в школе поможет избежать ошибок при выборе профессии выпускниками и соответственно приведет к профессиональной стабильности в среде молодежи. 4. Комплексный подход в решении проблемы безработицы требует компетентных, качественно подготовленных специалистов для продуктивной реализации программы. Необходимо разработать механизм привлечения специалистов различных ведомств и лидеров молодежи к работе по профилактике безработицы. 5. Проект программы «Рабочая молодежь – будущее города» при его финансировании стал бы комплексной программой занятости в рамках городской программы, обеспечивающей содействие в трудоустройстве, занятости молодежи, организующей работу по предоставлению услуг в области профориентации и профессиональной подготовки.
Заключение Молодежь – социально-демографическая группа, ограниченная возрастными границами (от 14 до 30 лет), со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, находящаяся в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. Проблема безработицы является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике, повышение производительности труда, сокращение живого труда. Выделяют различные виды безработицы: естественная, фрикционная, институциональная, добровольная, вынужденная, технологическая, структурная, региональная, циклическая, массовая, хроническая. В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни. По сформированности данных типов поведения определяется готовность молодежи к участию в новых социально-экономических отношениях. В нынешних условиях молодежь сильно ориентирована на материальные ценности. С ростом малого и среднего предпринимательства, что создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных, наблюдаютсяи негативные тенденции – теневая экономика, преступный мир, «легкие» деньги. Наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием. Конкурентоспособность и востребованность на рынке труданеразрывно связаны с качеством полученного первичного профессионального образования, а также соответствием профиля профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия: жизненная неустроенность, ухудшение отношений в семье, разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие. Решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. Социальная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, оказание помощи в профессиональной подготовке, а также стимулирование образования гибкого рынка труда. Разработаны и действуют федеральные, республиканские, городские программы, являющиеся механизмом реализации государственной молодежной политики.В данных программах разработаны мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости в летний период. С учетом этих целей открыты службы занятости, молодежные биржи. У большинства молодежи постепенно происходит смена модели социально-экономического поведения от пассивно-выжидательной на активно-деятельностную. Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы. Экономические меры и меры, предусматривающие совершенствования работы службы занятости населения, молодежной биржи труда, реорганизацию системы образования, направленные на профилактику безработицы должны затрагивать широкий комплекс проблем экономического и социального характера и быть ориентированы на совместные действия органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней. Изучив опыт работы по профилактике безработицы среди молодежи в разных регионах страны, можно взять на вооружение различные приемы реализации этого направления. Выяснилось, что у государственной молодежной политики есть свои недостатки, которые мешают создавать благоприятные условия для реализации трудовыхинициатив молодежи, обеспечивать ее занятость. Проведенный социологический опрос старшеклассников школ города Сибай с целью выяснения профессиональных намерений учащихся 9-11 классов, помог определить профессиональное самоопределение выпускников. Это исследование доказало, что профилактическую работу необходимо проводить еще в школе, то есть вести профориентационную работу среди школьников для дальнейшего их правильного выбора профессионального пути. Для решения конкретных проблем в сфере организации профилактической работы, содействия трудоустройства подростков и учащейся молодежи разработан проект программы «Рабочая молодежь – будущее нашего города», который поможет усовершенствовать социальную работу среди молодежи, поднимет престиж рабочих профессий и ориентирует молодых людей нашего города на составлении основного ресурса и потенциала развития центра Зауралья. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы 1. Афанасьева Л. Можно ли победить зависимость?// Аргументы и факты, 2007. – №37. – С.14. 2. Бареукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия//Социологические исследования, 2006. – №7.– С.14-16. 3. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы / под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: РАУ, 1993.– 46с. 4. Биишева Г. На день рождения парку подарили уборку// Сибайский рабочий, 2006.– 23 мая. 5. Биишева Г.На работу в Италию// Сибайский рабочий, 2007. – 2 июля. 6. Биишева Г. Работаем, чтобы другие работали// Сибайский рабочий, 2006.– 3 июня. 7. Биишева Г. Я не понимаю// Сибайский рабочий, 2008.– 8 июня. 8. Бикбулатов З.Т. Профилактика наркомании и токсикомании среди молодежи: социально-педагогические, методико-биологические и правовые аспекты. Методическое пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 2006.– 56с. 9. Буняшина Е.И. Молодежная политика в Рязанской области// Молодежь и общество,2008. – №3.– С.42-66. 10. Галина Р. Наказание за неразборчивость // Сибайскийрабочий, 2007.– 30 июня. 11. Гареев Р.Н. социально-экономические проблемы молодежи и пути их решения в Республике Башкортостан// информационный бюллетень. –Уфа. – 2000.– С.51-56. 12. Герций Ю.В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. –М.: СТИ МГУС, 1999. –56с. 13. Глубоковских Е. Хочу работать// Молодежная газета, 2007. – 22 июля. – С.31-33 14. Гривина И. Куда идти выпускнику// Социальная защита, 2007. – №7. – С.31-33. 15. Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социологические исследования, 1994. – №5. – С.40-43. 16. Дашкина А. Впереди новые горизонты // Социальная работа, 2008. – №3.– С.15-20. 17. Ефремов А.А. Куватов С.А. молодежный центр занятости// Молодежь и общество, 2007– №1. –С.132-136. 18. Жуковская Ю. Ради троих – спаси Родину// Комсомольская правда, 2006. – 19мая. – С.14-15. 19. Зворыгин В.М. Разработка бизнес-плана собственного дела: Методическое пособие. –М.: РГАТиЗ, 2000. – 50с. 20. Ильтинбаев И. Страсть легких денег // Уральский проект, 2008. –25-31 марта. – С.7-8. 21. Информационный бюллетень, Сибай, 2008. – 72с. 22. Испулова С.Н. Служба занятости населения: профориентационная работа: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 112с. 23. Калюжный А.А. Молодежь, образование и развитие современного общества// Молодежь и общество, 2006. -№3.– С. 70-75. 24. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Организация подростковой добровольческой службы// Молодежь и общество, 2007. – №2. – С.96-121. 25. Марасова Г. Три сценария профессионального роста // Школьный психолог, 2008. – №6. – С.4-5 26. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ «Перспектива», 2002. 27. Молодежный вестник Башкортостана: / информационно-методический бюллетень №4// – Уфа: Госкомитет РБ по молодежной политике, 2008. – 96с. 28. Молодежный вестник Башкортостана: / информационно-методический бюллетень №4// – Уфа: Госкомитет РБ по молодежной политике, 2007. – 32с. 29. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов / Редкол.: Дж.м. Гилязитдинов, К.Ж. Давлетова, Ю.Н. Дорожкин, С.В. Егорышев, Л.А. Ширяев. –Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. – 211с. 30. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. Уфа: Гилем, 2006. – 160с. 31. Мустаева Ф.А. Введение в специальность «Социальная работа»: Учебно-методическое пособие для студентов. – 2-е изд., перераб. и доп. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 37с. 32. Мустафин Э. Героин уходит в прошлое // Сибайский рабочий, 2006. – 13 января. 33. Мустафин Э. Искоренить злую напасть // Сибайский рабочий, 2008.– 12 января. 34. Мустафин Э.Первая ласточка «Политек» // Сибайский рабочий, 2006.– 1 декабря. 35. Мустафин Э.Стройотряд по-сибайски // Сибайский рабочий, 2006.– 25 июля. 36. Наумова Е. Трудится честно-значит жить бедно?//Молодежная газета, 2006. – 3 мая. – С.2. 37. Образцова И. Какие мигранты нам нужны // Аргументы и факты, 2006. – №47. – С.4-5. 38. Оглобличева Л. Для прорыва не хватает активности // Сибайский рабочий, 2006. – 1 декабря. 39. Оглобличева Л. На меня напала скука // Сибайский рабочий, 2007. – 2 июля. 40. Оглобличева Л. Целомудрие спасет от заразы века // Сибайский рабочий, 2006. – 1 августа. 41. Орлов В. Молодежь надо поддерживать // Социальная работа, 2008. – №4. – С.64-64. 42. Осадчая Н. Легко ли найти работу? // Уральский проект, 2006. – 23-29 мая. – С.12. 43. Осадчая Н. Работа есть. Ее не может не быть // Уральский проект, 2006. – 11-17 апреля. – С.6-7. 44. Социальная работа: Учебник/ отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.исп.и доп. –М.: ИНФРА-М, 2006. – 395с. 45. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М,1998. – 174с. 46. Попов С.Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 160с. 47. Попова Т., Захарова Н. поверить в свои силы // Социальная защита, 2007. – №7. – С.7-11. 48. Прусс Н., Икртумова И., Чернявская В. ДАО – это путевка в жизнь // Социальная работа, 2008. – №3.– С.45-47. 49. Рахимгулов Г. О борьбе с преступностью //Патруль, 2008. – 31 декабря. 50. Сборник нормативных документов Республики Башкортостан по реализации государственной молодежной политики /Под ред.К.Ж. Давлетовой, М.А.Куруновой. –Уфа, 2001. – 328с. 51. Селезнева И. Кем хотят быть молодые? // Служба занятости, 2006. – №8. – С.29-38 52. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические, методические о практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2007.– 156с. 53. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. –М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600с. 54. Социальная политика градообразующего предприятия: Материалы научно-практической конференции / Под ред.Ф.А Мустаевой (отв.ред.), С.А. Рухмалева, Г.А. Кудрявцевой. –Магнитогорск, 2002 – 201с. 55. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф.А. А. Козлов.- М.:КНОРУС, 2008. – 368 с. 56. Социально-экономическое положение молодёжи в Республике Башкортостан: проблемы и перспективы (тезисы Республиканской научно-практической конференции) / под ред. К. Ж. Давлетовой, Дж. М. Гилязитдиновой, Н. А. Курунова, Э. А. Абдуллина, И. И. Кучербаевой. – Уфа, 2000.– 106с. 57. Тесленко А. Н. Рожденные в Казахстане: социальный портрет поколения // Молодёжь и общество, 2006. – №3. – С.39-55. 58. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236с. 59. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ.ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2006.– 400с. 60. Хайретдинова Л. В республике стало меньше безработных // Башинформ, 2006. – 12 мая. – С.6-7. 61. Хайруллин И. Р. Правильно организованные досуг и занятость подростков и молодёжи, как альтернатива потреблению алкоголя и наркотиков // Опыт и практика работы администрации г. Сибай по противодействию и профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения: информационный бюллетень, Сибай. – 2008. – С.48-59. 62. Шахиева Н. А. Профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – на уровень новых задач // Отечественный журнал социальной работы, 2002 – №2. – С.36-42. 63. Шишков С. Спид: спасение в тебе самом // Сибайский рабочий, 2002. – 8 декабря. 64. Юнусова Р.Башкирские университеты- в рейтинге престижных вузов // Сибайский рабочий,2006.–11 июля. 65. Юнусова Р.Бережнее с кадрами // Сибайский рабочий, 2006.– 16 декабря. 66. Юнусова Р. Куда будем поступать? // Сибайский рабочий, 2006.– 26мая. 67. Юнусова Р. Начальник ГОВД Г.Г. Рахимгулов: «В Сибае преступлений не больше, просто мы их активно выявляем» // Сибайский рабочий, 2006.– 18 января. 68. Якупова Д. Молодёжь выбирает труд // Молодёжная газета, 2006.– 24 апреля.– С.1-2.
Приложения Приложение 1 Анкета Дорогие выпускники! В этом учебном году Вы заканчиваете выпускной класс, и, наверное, уже задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если нет, то мы предлагаем Вам подумать над этим при заполнении нашей анкеты. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите тот вариант ответа, который Вам больше всего подходит. Заранее благодарим вас за участие в заполнении анкеты! Пол 81 – мужской 82 – женский В каком классе Вы учитесь? 83 – 9 класс 84 – 11 класс 11. Укажите город и школу ____________________________________________________________
Приложение 2 План мероприятийпроекта программы «Рабочая молодежь – будущее нашего города»
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|