|
Проект программы «Рабочая молодежь-будущее нашего города»При анализе результатов социологического опроса по профессиональному самоопределению выпускников школ выяснилось, что многие выпускники ждут и желают получить помощь специалиста по социальной работе. Для совершенствования социальной работы с молодежью нами был разработан проект программы под названием «Рабочая молодежь – будущее нашего города». Безработица в молодежной среде является одной из самых сложных социальных проблем. Рынок труда требует высококвалифицированные кадры, имеющие продолжительный опытработы. Молодежь не может успешно конкурировать с другими категориями населения из-за недостаточного уровня профессиональной и квалифицированной подготовки. Банк данных вакантных рабочих мест является малопривлекательным. Происходит сокращение рабочих мест на предприятиях и организациях, что приводит к уменьшению возможностей устройства на работу молодежи. Мотивы труда девальвированы. Значительно снизилась активность молодых предпринимателей. Отсутствие достойных финансовых ресурсов не позволяет молодежным предприятиям активно участвовать в развитии важнейших отраслей экономики.Город Сибай изначально славится рабочими. Это город горняков. Наша программа призвана поднять престиж рабочей профессии, ориентировать в мотивах труда на ценности труда, как содержание труда, возможность реализаций своих знаний и способностей через труд для развития уверенности в том, что экономику города в ближайшем будущем поддерживать нынешняя молодежь. 1. Объект: нетрудоустроенные подростки и молодежь города Сибай. 2. Цель: содействие в трудоустройстве, занятости подростков и молодежи, поддержка молодежного предпринимательства. 3. Задачи: § содействовать органам занятости в трудоустройстве на постоянную работу подростков и молодежи; § организовать работу по предоставлению услуг в области профориентации, профессиональной подготовки; § организовать занятость в летний период; § развивать предпринимательскую деятельность молодежи; § возродить общественное движение студенческих трудовых отрядов. 4. Срок реализации: май – август 2006 года. 5. Кадровое обеспечение: специалисты по трудовой занятости молодежи, психологи, социальный педагог, педагоги, тренера, специалисты по работе с молодежью Комитета по делам молодежи (КДМ), специалист Центра занятости населения (ЦЗН), психолог, социальный педагог Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи (ЦСПП), специалисты Сибайского филиала Государственного Учреждения «Республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи» (ФГУ «РЦСТЗМ») – «молодежной биржи труда». 6. Финансовое обеспечение: расходы производятся за счет средств – местного бюджета (за счет сметы исполнителей на соответствующие мероприятия); – спонсорских средств; – «Фонда развития и поддержки малого предпринимательства города Сибай». 7. Информационное обеспечение: - Президентская программа «Молодежь Башкортостана», утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан №УП-302 от 31 мая 2007года; - Городская программа «Молодежь» на 2007-2006 годы, утвержденная решением XVІІ сессии городского совета от 17.04.2001 года решение №20; - Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. Уфа: Гилем, 2006.–160с.; - Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов/Редкол.: Дж.М.Гилязитдинов, К.Ж. Давлетова, Ю.Н.Дорожкин, С.В.Егорышев, Л.А.Ширяев – Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001.–211с.; - Молодежный вестник Башкортостана /Информационно-методический бюллетень №4//. – Уфа: Госкомитет РБ по молодежной политике, 2007. – 32с. 8. Направления работы: - решить конкретные проблемы в сфере устройства подростков и учащейся молодежи, прежде всего, категорий, состоящих на учете в Комитете по делам несовершеннолетних (КДН), безнадзорных, из неблагополучных семей, из малообеспеченныхи многодетных семей, обеспечить правовое значение; - привлечь различные организации, учреждения различной ведомственной принадлежности к участию в программе; - закрепить и распространить эффективные формы организации занятости молодежи; - поднять престиж рабочих профессий; - объединить усилия специалистов близких по тематике программы, организовать молодежное сотрудничество по Зауралью; - увеличить уровень методического обеспечения на этапе разработки и в ходе реализации программы; - охватить достаточное количество подготовленных специалистов для продуктивной реализации программы, разработать механизм привлечения специалистов различных ведомств и лидеров молодежи к реализации программы; - предвидеть значительный социальный эффект при малозатратной форме осуществления программы; - соответствовать срокам проведения программы установленным нормам, положению. 9. План мероприятий прилагается в Приложении 2. 10. Ожидаемые результаты: – снижение уровня безработицы среди нетрудоустроенных подростков и молодежи и приобщение их к общественно-полезному труду; – рост предпринимательской деятельности молодежи; – активное движение студенческих трудовых отрядов; – увеличение престижа рабочей профессии. 11. Смета расходов прилагается в Приложении 3. Таким образом, разработанный нами проект программы в достаточной степени должен конкретно решать поставленные задачи для уменьшения численности безработных среди молодежи. В конечном счете, мы еще раз убеждаемся в том, что работа со школьниками и студентами является профилактикой безработицы. Весь комплекс мер направлен на правильное ориентирование труда и поднятие престижа рабочих профессий.К данной программе нами создан социальный паспорт, который представляет весь материал проекта программы «Рабочая молодежь – будущее нашего города», являющейся своего рода аннотацией к нашей программе. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ
Таким образом, при утверждении и финансировании данной городской программы по нашим предположениям произошло бы снижение уровня безработицы среди нетрудоустроенных подростков и молодежи, приобщения их к общественно-полезному труду, рост предпринимательской деятельности молодежи, активное движение студенческих трудовых отрядов, поднятие престижа рабочей профессии, возвращение молодежи в свой родной город. Таким образом: 1. Повышение субъективности молодежной среды, стимулирование ее самоорганизации для самостоятельного решения стоящих перед ней проблем возможно при рассмотрении молодежи как сферы инвестиций, а не как проблемной сферы. 2. Изучение опыта работы с молодежью в Рязанской, Белгородской областях и в Республике Башкортостан привело к выводу, что максимально эффективно решают проблемы безработицы и ее профилактики на данных территориях, используя нестандартные подходы в решении проблемы нетрудоустройства, различные приемы реализации государственной молодежной политики. 3. Профориентационная работа в школе поможет избежать ошибок при выборе профессии выпускниками и соответственно приведет к профессиональной стабильности в среде молодежи. 4. Комплексный подход в решении проблемы безработицы требует компетентных, качественно подготовленных специалистов для продуктивной реализации программы. Необходимо разработать механизм привлечения специалистов различных ведомств и лидеров молодежи к работе по профилактике безработицы. 5. Проект программы «Рабочая молодежь – будущее города» при его финансировании стал бы комплексной программой занятости в рамках городской программы, обеспечивающей содействие в трудоустройстве, занятости молодежи, организующей работу по предоставлению услуг в области профориентации и профессиональной подготовки.
Заключение Молодежь – социально-демографическая группа, ограниченная возрастными границами (от 14 до 30 лет), со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями, находящаяся в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. Проблема безработицы является самой важной проблемой молодежи, одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике, повышение производительности труда, сокращение живого труда. Выделяют различные виды безработицы: естественная, фрикционная, институциональная, добровольная, вынужденная, технологическая, структурная, региональная, циклическая, массовая, хроническая. В то же время решающее значение имеет поведение самих молодых людей, в зависимости от оценки молодежи ролью работы в своей жизни. По сформированности данных типов поведения определяется готовность молодежи к участию в новых социально-экономических отношениях. В нынешних условиях молодежь сильно ориентирована на материальные ценности. С ростом малого и среднего предпринимательства, что создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных, наблюдаютсяи негативные тенденции – теневая экономика, преступный мир, «легкие» деньги. Наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием. Конкурентоспособность и востребованность на рынке труданеразрывно связаны с качеством полученного первичного профессионального образования, а также соответствием профиля профессиональной подготовки структуре спроса на рабочую силу. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия: жизненная неустроенность, ухудшение отношений в семье, разводы, всплеск нервно-психических заболеваний, социальный пессимизм, преждевременная смертность и другие. Решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. Социальная работа с молодежью является частью государственной молодежной политики, которая представлена основными направлениями: содействие в трудоустройстве, оказание помощи в профессиональной подготовке, а также стимулирование образования гибкого рынка труда. Разработаны и действуют федеральные, республиканские, городские программы, являющиеся механизмом реализации государственной молодежной политики.В данных программах разработаны мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости в летний период. С учетом этих целей открыты службы занятости, молодежные биржи. У большинства молодежи постепенно происходит смена модели социально-экономического поведения от пассивно-выжидательной на активно-деятельностную. Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы. Экономические меры и меры, предусматривающие совершенствования работы службы занятости населения, молодежной биржи труда, реорганизацию системы образования, направленные на профилактику безработицы должны затрагивать широкий комплекс проблем экономического и социального характера и быть ориентированы на совместные действия органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней. Изучив опыт работы по профилактике безработицы среди молодежи в разных регионах страны, можно взять на вооружение различные приемы реализации этого направления. Выяснилось, что у государственной молодежной политики есть свои недостатки, которые мешают создавать благоприятные условия для реализации трудовыхинициатив молодежи, обеспечивать ее занятость. Проведенный социологический опрос старшеклассников школ города Сибай с целью выяснения профессиональных намерений учащихся 9-11 классов, помог определить профессиональное самоопределение выпускников. Это исследование доказало, что профилактическую работу необходимо проводить еще в школе, то есть вести профориентационную работу среди школьников для дальнейшего их правильного выбора профессионального пути. Для решения конкретных проблем в сфере организации профилактической работы, содействия трудоустройства подростков и учащейся молодежи разработан проект программы «Рабочая молодежь – будущее нашего города», который поможет усовершенствовать социальную работу среди молодежи, поднимет престиж рабочих профессий и ориентирует молодых людей нашего города на составлении основного ресурса и потенциала развития центра Зауралья. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Список литературы 1. Афанасьева Л. Можно ли победить зависимость?// Аргументы и факты, 2007. – №37. – С.14. 2. Бареукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия//Социологические исследования, 2006. – №7.– С.14-16. 3. Безработица: региональные аспекты общероссийской проблемы / под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: РАУ, 1993.– 46с. 4. Биишева Г. На день рождения парку подарили уборку// Сибайский рабочий, 2006.– 23 мая. 5. Биишева Г.На работу в Италию// Сибайский рабочий, 2007. – 2 июля. 6. Биишева Г. Работаем, чтобы другие работали// Сибайский рабочий, 2006.– 3 июня. 7. Биишева Г. Я не понимаю// Сибайский рабочий, 2008.– 8 июня. 8. Бикбулатов З.Т. Профилактика наркомании и токсикомании среди молодежи: социально-педагогические, методико-биологические и правовые аспекты. Методическое пособие. – Челябинск: Урал ГАФК, 2006.– 56с. 9. Буняшина Е.И. Молодежная политика в Рязанской области// Молодежь и общество,2008. – №3.– С.42-66. 10. Галина Р. Наказание за неразборчивость // Сибайскийрабочий, 2007.– 30 июня. 11. Гареев Р.Н. социально-экономические проблемы молодежи и пути их решения в Республике Башкортостан// информационный бюллетень. –Уфа. – 2000.– С.51-56. 12. Герций Ю.В. Занятость населения на этапе рыночных реформ. –М.: СТИ МГУС, 1999. –56с. 13. Глубоковских Е. Хочу работать// Молодежная газета, 2007. – 22 июля. – С.31-33 14. Гривина И. Куда идти выпускнику// Социальная защита, 2007. – №7. – С.31-33. 15. Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных// Социологические исследования, 1994. – №5. – С.40-43. 16. Дашкина А. Впереди новые горизонты // Социальная работа, 2008. – №3.– С.15-20. 17. Ефремов А.А. Куватов С.А. молодежный центр занятости// Молодежь и общество, 2007– №1. –С.132-136. 18. Жуковская Ю. Ради троих – спаси Родину// Комсомольская правда, 2006. – 19мая. – С.14-15. 19. Зворыгин В.М. Разработка бизнес-плана собственного дела: Методическое пособие. –М.: РГАТиЗ, 2000. – 50с. 20. Ильтинбаев И. Страсть легких денег // Уральский проект, 2008. –25-31 марта. – С.7-8. 21. Информационный бюллетень, Сибай, 2008. – 72с. 22. Испулова С.Н. Служба занятости населения: профориентационная работа: Учеб. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 112с. 23. Калюжный А.А. Молодежь, образование и развитие современного общества// Молодежь и общество, 2006. -№3.– С. 70-75. 24. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Организация подростковой добровольческой службы// Молодежь и общество, 2007. – №2. – С.96-121. 25. Марасова Г. Три сценария профессионального роста // Школьный психолог, 2008. – №6. – С.4-5 26. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ «Перспектива», 2002. 27. Молодежный вестник Башкортостана: / информационно-методический бюллетень №4// – Уфа: Госкомитет РБ по молодежной политике, 2008. – 96с. 28. Молодежный вестник Башкортостана: / информационно-методический бюллетень №4// – Уфа: Госкомитет РБ по молодежной политике, 2007. – 32с. 29. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов / Редкол.: Дж.м. Гилязитдинов, К.Ж. Давлетова, Ю.Н. Дорожкин, С.В. Егорышев, Л.А. Ширяев. –Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. – 211с. 30. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. Уфа: Гилем, 2006. – 160с. 31. Мустаева Ф.А. Введение в специальность «Социальная работа»: Учебно-методическое пособие для студентов. – 2-е изд., перераб. и доп. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 37с. 32. Мустафин Э. Героин уходит в прошлое // Сибайский рабочий, 2006. – 13 января. 33. Мустафин Э. Искоренить злую напасть // Сибайский рабочий, 2008.– 12 января. 34. Мустафин Э.Первая ласточка «Политек» // Сибайский рабочий, 2006.– 1 декабря. 35. Мустафин Э.Стройотряд по-сибайски // Сибайский рабочий, 2006.– 25 июля. 36. Наумова Е. Трудится честно-значит жить бедно?//Молодежная газета, 2006. – 3 мая. – С.2. 37. Образцова И. Какие мигранты нам нужны // Аргументы и факты, 2006. – №47. – С.4-5. 38. Оглобличева Л. Для прорыва не хватает активности // Сибайский рабочий, 2006. – 1 декабря. 39. Оглобличева Л. На меня напала скука // Сибайский рабочий, 2007. – 2 июля. 40. Оглобличева Л. Целомудрие спасет от заразы века // Сибайский рабочий, 2006. – 1 августа. 41. Орлов В. Молодежь надо поддерживать // Социальная работа, 2008. – №4. – С.64-64. 42. Осадчая Н. Легко ли найти работу? // Уральский проект, 2006. – 23-29 мая. – С.12. 43. Осадчая Н. Работа есть. Ее не может не быть // Уральский проект, 2006. – 11-17 апреля. – С.6-7. 44. Социальная работа: Учебник/ отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.исп.и доп. –М.: ИНФРА-М, 2006. – 395с. 45. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М,1998. – 174с. 46. Попов С.Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 160с. 47. Попова Т., Захарова Н. поверить в свои силы // Социальная защита, 2007. – №7. – С.7-11. 48. Прусс Н., Икртумова И., Чернявская В. ДАО – это путевка в жизнь // Социальная работа, 2008. – №3.– С.45-47. 49. Рахимгулов Г. О борьбе с преступностью //Патруль, 2008. – 31 декабря. 50. Сборник нормативных документов Республики Башкортостан по реализации государственной молодежной политики /Под ред.К.Ж. Давлетовой, М.А.Куруновой. –Уфа, 2001. – 328с. 51. Селезнева И. Кем хотят быть молодые? // Служба занятости, 2006. – №8. – С.29-38 52. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические, методические о практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2007.– 156с. 53. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. –М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600с. 54. Социальная политика градообразующего предприятия: Материалы научно-практической конференции / Под ред.Ф.А Мустаевой (отв.ред.), С.А. Рухмалева, Г.А. Кудрявцевой. –Магнитогорск, 2002 – 201с. 55. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф.А. А. Козлов.- М.:КНОРУС, 2008. – 368 с. 56. Социально-экономическое положение молодёжи в Республике Башкортостан: проблемы и перспективы (тезисы Республиканской научно-практической конференции) / под ред. К. Ж. Давлетовой, Дж. М. Гилязитдиновой, Н. А. Курунова, Э. А. Абдуллина, И. И. Кучербаевой. – Уфа, 2000.– 106с. 57. Тесленко А. Н. Рожденные в Казахстане: социальный портрет поколения // Молодёжь и общество, 2006. – №3. – С.39-55. 58. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236с. 59. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ.ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2006.– 400с. 60. Хайретдинова Л. В республике стало меньше безработных // Башинформ, 2006. – 12 мая. – С.6-7. 61. Хайруллин И. Р. Правильно организованные досуг и занятость подростков и молодёжи, как альтернатива потреблению алкоголя и наркотиков // Опыт и практика работы администрации г. Сибай по противодействию и профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения: информационный бюллетень, Сибай. – 2008. – С.48-59. 62. Шахиева Н. А. Профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних – на уровень новых задач // Отечественный журнал социальной работы, 2002 – №2. – С.36-42. 63. Шишков С. Спид: спасение в тебе самом // Сибайский рабочий, 2002. – 8 декабря. 64. Юнусова Р.Башкирские университеты- в рейтинге престижных вузов // Сибайский рабочий,2006.–11 июля. 65. Юнусова Р.Бережнее с кадрами // Сибайский рабочий, 2006.– 16 декабря. 66. Юнусова Р. Куда будем поступать? // Сибайский рабочий, 2006.– 26мая. 67. Юнусова Р. Начальник ГОВД Г.Г. Рахимгулов: «В Сибае преступлений не больше, просто мы их активно выявляем» // Сибайский рабочий, 2006.– 18 января. 68. Якупова Д. Молодёжь выбирает труд // Молодёжная газета, 2006.– 24 апреля.– С.1-2.
Приложения Приложение 1 Анкета Дорогие выпускники! В этом учебном году Вы заканчиваете выпускной класс, и, наверное, уже задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если нет, то мы предлагаем Вам подумать над этим при заполнении нашей анкеты. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите тот вариант ответа, который Вам больше всего подходит. Заранее благодарим вас за участие в заполнении анкеты! ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|